План-программа коррекционно-развивающей работы
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Табакова Юлия Вячеславовна
Образовательная область «Речевая развитие»
Развитие словаря.
- Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем («Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Деревья осенью», «Овощи. Труд на полях и огородах», «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме», «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету», «Поздняя осень. Грибы и ягоды», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Осенние обувь, одежда и головные уборы»).
- Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности (огурчик, морковочка, рубашечка, туфельки. Лисичка, штанишки, грибище, лапища, клюковка, травинка).
- Обогащение экспрессивной речи сложными словами (картофелекопалка, садовод, овощевод), неизменяемыми словами (пальто), словами-антонимами (высокий-низкий. толстый-тонкий, крупный-мелкий) и словами –синонимами (покрывать-устилать, красный-алый-багряный, желтый-золотой).
- Расширение представления о переносном значении (золотые руки, хитрая лиса, косой заяц) и активизация в речи слов с переносным значением.
- Обогащение экспрессивной речи с прилагательными с уменьшительными суффиксами (красненький, мягонький), относительными (яблочный, дубовый, картофельный, шерстяной, кожаный ) и притяжательными (кошачий, медвежий, лисий) прилагательными.
- Дальнейшее овладение приставочными глаголами (полетать, улетать, прилетать, перелетать).
- Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под.
- Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
Совершенствование грамматического строя речи.
- Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок- заморозки, гриб-грибы, береза-березы, яблоко-яблоки).
- Закрепление умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозд. дрозда, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок. По белкам, над белками, о белках).
- Совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).
- Формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).
- Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка ).
- Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).
- Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
- Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени. (Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли на прогулку. Когда закончился дождь.)
- Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
1.Продолжение работы по развитию речевого дыхания. Формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.
2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише. Громче, умеренно громко, шепотом.
3. Развитие тембровой окраски голоса. Совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной деятельности.
4. Формирование умения говорить в спокойном темпе.
5. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.
Коррекция произносительной стороны речи.
- Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата.
- Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
- Уточнение произношения звука [j] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах. Свободной игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
1. Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад. апельсин).
2. Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных (сноп, лист).
3. Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двухсложные слова с двумя стечениями согласных (грядка, брюшко).
4. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
- Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки. Подбирать слова на заданный звук.
- Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также по акустическим признакам и месту образования.
- Совершенствование умения выделять звук на фоне слова. Совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лес.
- Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобер, липа, лист, клен.
- Формирование представления о звуке [j], умения отличать этот звук от звуков [л*], [р*].
Обучение грамоте.
- Совершенствование умения «печатать» буквы. Слоги. Слова, предложения с пройденными буквами.
- Ознакомление с буквами «Й», «Е», «Е», «Ю», «Я». Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.
- Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
- Закрепление знания известных детям правил правописания.
- Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы. Читать изографы.
Развитие связной речи и речевого общения.
- Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
- Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
- Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.
- Совершенствование навыка пересказа сказок («Теремок») и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
- Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Сенсорное развитие.
1 .Дальнейшее развитие всех органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
2. Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы.
3. Дальнейшее развитие цветовосприятия. Закрепление знания основных цветов и оттенков, обогащение представлений об их разнообразии.
Развитие психических функций.
- Дальнейшее развитие всех видов восприятия. Формирование умения учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
- Совершенствование характера и содержания способов обследования предметов, способности обобщать.
- Развитие всех видов памяти, внимания, творческого воображения, фантазии.
Формирование целостной картины мира.
- Расширение и обобщение представлений об окружающем предметном мире, об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубление представлений о материалах, из которых сделаны одежда, обувь, головные уборы; о процессе одежды, обуви, головных уборов.
- Ознакомление с адресом детского сада, формирование умения находить детский сад и свой дом на простейшем плане (схеме) микрорайона. Закрепление навыков ориентировки в помещении детского сада и на участке.
- Формирование представления о школе и школьной жизни. Формирование желания учиться в школе.
- Расширение, углубление и систематизация представлений о родном городе и его достопримечательностях. Воспитание чувства гордости за родной город.
- Приобщение к истокам народной культуры. Воспитание чувства любви к родине и интереса к событиям, происходящим в ней. Расширение представлений о государственных праздниках. Формирование умения находить Россию на глобусе и карте.
- Систематизация знаний об осени, осенних явлениях природы. Формирование представлений о периодах осени.
- Расширение представлений о многообразии растений осеннего леса, уточнение знаний о грибах и лесных ягодах. Закрепление умения узнавать деревья по листьям, плодам, характерным особенностям ветвей и стволов.
-
Уточнение понятий овощи, фрукты. Расширение представлений о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью; о трудовых действиях овощеводов, садоводов, хлеборобов; о технике, которая используется для уборки урожая.
- Систематизация представлений о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания; об изменениях, происходящих в жизни насекомых осенью.
10. Закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведения осенью.
11. Систематизация представлений об образе жизни домашних животных и диких зверей осенью. Расширение и углубление представлений о подготовке их к зиме; о труде людей по уходу за домашними животными и о технике, которая используется на фермах.
12. Ознакомление с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Формирование основ экологических знаний, экологической культуры.