Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся с легкой умственной отсталостью на уроках социально - бытовой ориентировки
Здоровье каждого человека во многом зависит от его поведения, от тех усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья. А если мы говорим о детях, то, кроме родителей и воспитателей, важную роль в формировании навыков здорового образа жизни, играет учитель. Уроки социально-бытовой ориентировки формируют знания и умения, способствующие социальной адаптации учащихся, готовят детей к самостоятельной жизни. И чтобы повысить качество своей жизни, учащийся должен знать и понимать значение образа жизни для личного здоровья, самочувствия, успехов в учебе, а потом и в работе. Т.е. дети должны осознавать важность соблюдения личной гигиены, правильного построения и выполнения режима дня, значение рационального питания, двигательной активности. Дети знакомятся с основными природными факторами, укрепляющими здоровье ,учатся оказывать первую медицинскую помощь.
Знакомство детей с понятием «Здоровый образ жизни» на уроках социально-бытовой ориентировки начинается в 5 классе с первого урока. Необходимо формировать у них нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Ребенок должен осознать, что здоровье для человека-это важнейшая ценность, главное условие практички любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать ребенка на правильное поведение, его необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при усвоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни и личный пример. Но многое зависит и от родителей. В противном случае, сложнее настроить ученика на желание вести здоровый образ жизни, если в семье это условие не выполняется, например, родители ребенка - курящие. Дети должны усвоить, для чего нужно соблюдать личную гигиену и понять, что выполнение правил личной гигиены-это важная « ниточка» к общению с другими людьми.
Этой теме посвящены несколько уроков в первой четверти. Во второй четверти учащиеся знакомятся с ролью продуктов питания в жизни человека. Далее, в третьей четверти несколько занятий отводится повторению и продолжению данной темы, рассматривается уход за различными частями тела. Ребята узнают «секреты» чистых волос, учатся определять типы своих волос и подбирать средства для ухода за волосами. На других уроках дети знакомятся с правилами ухода за руками, ногами и телом и учатся выбирать косметические средства для ухода за кожей рук и ног, тела. Отдельный урок посвящается уходу за полостью рта с практической работой - чисткой зубов. Этот урок является важной ступенькой к изучению темы в конце года - гигиеной питания. Таким образом, учащиеся должны понять, что соблюдение правил личной гигиены, соблюдение правил питания и режима дня – это тесно связанные между собой условия, и это не только основа здорового образа жизни, но и залог хорошего настроения.
Некоторые учащиеся коррекионной школы испытывают определенные трудности при изучении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Учитель должен увидеть возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал и применить его на практике, так как без учета имеющихся у детей психофизических нарушений, успех в обучении не может быть достигнут.
Поэтому, на уроке используются различные приемы и методы, учитель продумывает какая помощь потребуется тому или иному ученику, в каком объеме и какого характера.
Интересно и достаточно эффективно проходят уроки с использованием буквенных и цифровых заданий, перфокарт, опорных таблиц, карточек. Ведь известно, что дети лучше усваивают ту информацию, которая им доступна и преподнесена в интересной форме.
Таким образом, главный показатель успешности работы учителя социально-бытовой ориентировки является уровень самостоятельности учащихся при выполнении заданий, при этом они должны применять полученные знания и умения в повседневной жизни.