Перспективы педагогической коррекции детей с явно выраженными девиантными тенденциями в поведении
Проработав в должности воспитателя 27 лет, я постоянно сталкивалась с так называемыми детьми «группы риска». Это дети с явно выраженными тенденциями в поведении.
Для меня всегда представлялось актуальным:
- Насколько учебно-воспитательный процесс в детском доме эффективен при работе с такими детьми?
- Достаточно ли стандартных учебно-воспитательных мероприятий для снижения девиантных тенденций в поведении воспитанников?
- Какие аспекты поведения являются наиболее приемлимыми и какие мероприятия можно предложить для их коррекции?
Для определения стратегии педагогической коррекции, возникла необходимость сформулировать вышеуказанные «девиантные тенденции» и определить их выраженность у каждого воспитанника. Мною была разработана диагностическая таблица для детей с девиантными формами поведения и определена контрольная группа воспитанников, поведение которых вызывало наибольшие нарекания.
Используя указанную диагностическую таблицу, можно определить. Как наиболее проблемные критерии поведения, так и рейтинги поведения каждого ребенка.
С целью проследить динамику поведения воспитанников, диагностика детей проводилась в два этапа:
- Первый раз диагностика проводилась в 2009-2010 учебном году.
- Второй раз диагностика проводилась в 2010- 2011 ученом году.
В обозначенный период времени работа с воспитанниками контрольной группы проводилась согласно плану учебно-воспитательных мероприятий детского дома. Для корректного сравнения показателей 2009-2010 учебного года и 2010-2011 учебного года был использован так называемый «приводящий коэффициент» полученный путем отношения абсолютной величины 2009-2010 учебного года к абсолютной величине 2010-2011 учебного года.
Предлагаю ознакомиться с результатами диагностического исследования:
Диагностическая таблица для детей с девиантными формами поведения
за 2009-2010 учебный год.
Ф.И.О |
Выполнениережимных моментов |
Поведение в школе |
Выполнение требований воспитателя и других сотрудниковдетского дома |
Реакция на критические замечания |
Поведение в конфликтных ситуациях |
Отношения с другими воспитанни-ками. |
Вредные привычки |
Деликвент-ные привыч-ки. |
И Т
О
Г
О: |
А И |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
16 |
Н У |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
18 |
П Щ |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
22 |
М К |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
4 |
2 |
18 |
Ж Д |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
12 |
К К |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
20 |
В Б |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
20 |
ИТОГО |
19 |
13 |
20 |
13 |
10 |
19 |
19 |
13 |
126 |
Переводя полученные баллы, по каждому отдельно взятому критерию поведения, в процентное соотношение, результаты можно выразить следующей диаграммой:
Исходя из представленной диаграммы, мы видим, что самым проблемным аспектом является «поведение в конфликтной ситуации». Критерий поведения, связанный с непосредственной жизнью в детском доме, имеют гораздо более высокие параметры, чем критерии выходящие за пределы детского дома. Иными словами в детском доме дети ведут себя гораздо лучше, чем вне его. Из этого следует, что авторитет педагога детского дома для воспитанников выше, чем авторитет педагога в школе. Это имеет вполне объективные причины. Педагога детского дома ребенок воспринимает, как члена своей «семьи». Поэтому и авторитет педагога выше, на его замечания ребенок реагирует адекватнее. О возможных путях решения возникшей проблемы я скажу ниже. Хочу отметить, что данная предлагается с учетом «приводящего коэффициента». Это необходимо, для последующего сравнения результатов. Аналогичным способом, используя, указанный «приводящий коэффициент», вычисляем рейтинг поведения каждого воспитанника в отдельности. Результаты вычислений можно выразить в виде следующей диаграммы:
Рейтинги поведения воспитанников контрольной группы за 2009-2010 учебный год
Следует отметить, что представленная диаграмма интересна не с точки зрения абсолютных величин рейтинга, а с точки зрения дисбаланса этих величин. На представленной диаграмме можно увидеть, что разница между самым высоким и самым низким показателями рейтинга непропорционально велика и составляет 9,2%. если учесть, что усредненный показатель рейтинга равен 14%, то процентная разница между крайними показателями рейтинга равна 64%. сохранение выявленной тенденции может стать поводом для серьёзного анализа.
Далее , я предлагаю ознакомиться с результатами диагностики за 2010-2011учебный год.
Диагностическая таблица для детей с девиантными формами поведения за 2010-2011 учебный год
Ф И |
Выполнение Режимных Моментов |
Поведение в школе |
Выполнение требований воспитателя и других сотрудников д/дома |
Реакция на критические замечания |
Поведение в конфликтных ситуациях |
Отношения с другими воспитанниками |
Вредные привычки |
Делик- вентные поступки |
И Т О Г О |
А И |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
14 |
Н У |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
16 |
П Щ |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
24 |
М К |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
14 |
Ж Д |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
10 |
К К |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
17 |
В Б |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
19 |
итого |
19 |
10 |
17 |
11 |
8 |
18 |
19 |
12 |
114 |
Переводя полученные баллы, по каждому отдельно взятому критерию поведения, в процентное соотношение результаты можно выразить следующей диаграммой:
На представленной диаграмме мы видим, что тенденции, отмеченные нами при анализе диаграммы №1 в целом сохраняются. Самый низкий показатель, по прежнему у критерия «поведения в конфликтных ситуациях». Это наводит на мысль о необходимости психолого-педагогических мероприятий с целью коррекции данного аспекта поведения. Это могут быть специальные занятия с психологом, тренинги, ролевые игры, арт терапевтические методики. Кроме того можно предложить психологу, как детского дома, так и школы, провести диагностические исследования с целью выявления уровня самооценки, показателей «Я-концепции» и уровня фрустрации у детей контрольной группы. Полученные результаты целесообразно было бы сравнить и опираясь на них, разработать дальнейшую стратегию коррекционных мероприятий. Так же сохраняется определенный дисбаланс между уровнем поведения в детском доме и вне его. О причинах этого явления уже было сказано, но хочется отметить, что, по-видимому, у воспитанников контрольной группы нет понимания ценности и необходимости образования. Подтвердить или опровергнуть эот предположение могут лишь соответствующие диагностические процедуры.
Следуя логике предполагаемого исследования, вычисляем рейтинг поведения каждого воспитанника контрольной группы.
Рейтинги поведения воспитанников контрольной группы за 2010-2011 учебный год.
На представленной диаграмме мы видим, что дисбаланс величин, отмеченный нами в диаграмме №2 не только сохранился но и увеличился ( с 64% до 85%). В рамках данного исследования можно лишь констатировать наличие выявленного дисбаланса. В дальнейшем представляется весьма актуальным сравнить и проанализировать полученные результаты. Опираясь на многолетний опыт работы интересно было бы сопоставить:
- Насколько полученные нами результаты относятся к личностным особенностям каждого воспитанника?
- Корреллируют ли между собой величина рейтинга и ролевая позиция подростка в группе?
Так же представляется весьма актуальным сформулировать перспективы педагогической коррекции воспитанников контрольной группы.
Сравнительная диаграмма динамики поведения у детей контрольной группы
за 2009-2010 и 2010-2011 учебный год.
На сравнительной диаграмме можно увидеть, что уровень критериев поведения в детском доме остался на прежнем уровне или незначительно понизился, а уровень поведения критериев вне детского дома снизился весьма значительно. Это говорит о необходимости активного включения детского дома в образовательный процесс школы. Целесообразно было бы рассмотреть возможности совместного психолого-педагогического сопровождения, ввести практику совместных семинаров и педсоветов. Разработать социальным службам детского дома и школы планы совместных мероприятий профориентационного характера для формирования у воспитанников позитивного отношения к школе, как источнику необходимых знаний для получения в будущем перспективной профессии. Разъяснять воспитанникам их собственную роль для повышения качества, а возможно и уровня их образования. Стимулировать детей на участие в различных конкурсах, семинарах и проектах.
Сравнив поведение воспитанников по отдельным категориям в целом, перейдем к сравнению рейтингов поведения каждого воспитанника в отдельности.
Первое, что бросается в глаза на представленном графике- это снижение рейтига поведения у всех воспитанников контрольной группы, кроме одного. Такой результат наглядно показывает , что проведенных за контрольный период времени учебно-воспитательных мероприятий, не достаточно для продуктивной работы с детьми с девиантными тенденциями в поведении.
Теперь обратим внимание на самые высокие и самые низкие показатели рейтинга. Самый низкий рейтинг поведения как в 2009-2010, так и в 2010-2011 учебном годуимеет Ж Д. логично было бы предположить, что ое является лидером контрольной группы. Однако это не так. Лидером контрольной группы является Н У , имеющий , если можно так выразиться, «средний» показатель поведенческого рейтинга. Попытаемся найти причину выявленного несоответствия. Любой лидер, в том числе и лидер группы подростков с девиантным поведением, должен уметь управлять контролируемой группой.совершенно не обязательно делать все самому. Нужно уметь манипулировать людьми, направлять их энергию, гнев, а возможно и агрессию в нужное лидеру русло. С этим Н У прекрасно справляется. Являясь «идейным вдохновителем» почти всех девиантных поступков, он зачастую оказывается в стороне. Что же касается Ж Д этому воспитаннику очень трудно сохранять контроль над своим поведением и не поддаваться на провокации в силу его психиатрического анамнеза. Ж Д неоднократно проходил курс лечения в профильных медицинских учреждениях. Поэтому педагогическая коррекция этого подростка должна проводиться в тесном контакте с медицинским сопровождением.
Таким же «ведомым» (подверженным негативному влиянию) являются воспитанники: А И и М К, рейтиги поведения которых являются одними из самых низких в контрольной группе. В этом контексте особенно показателен пример А И. Достаточно сказать этому подростку: «Пойди туда-то и сделай то-то», он пойдет и сделает, не задумываясь о последствиях. При этом А И совершенно не соразмеряет и не контролирует тяжесть и последствия своих поступков. Это может быть и оскорбление педагога, и избиение другого ребенка, и воровство, ихулиганский поступок. При анализе его девиантного поведения почти всегда прослеживается описанный выше сценарий: «Пойди и сделай!»
Самый высокий поведенческий рейтинг имеет П Щ. К тому же он является единственным воспитанником, рейтинг поведения, которого не снизился, а повысился. П Щ является воспитанником, который подвержен влиянию не отдельного человека, а целой группы. Когда этот подросток изолирован от воспитанников контрольной группы , его поведе ние вызывает ни малейших нареканий. Он спокоен, вежлив, критичен к своим словам и поступкам. Но стоит только ему вступить в контакт с другими воспитанниками контрольной группы (это происходит в школе, так как почти все дети учатся в одном классе), и его поведение начинает мало чем отличаться от «лучших образцов» поведения воспитанников исследуемой группы. Такими же конфорными являются воспитанники К К и В Б. Следует отметить, что в основе любой конфорности (соглашательской позиции, модели повеления «я как все») лежит страх и отсутствие привычки думать самостоятельно. Возможно, что именно в этой областии лежат основные принципы психолого-педагогической коррекции подростков.
Следовательно, ролевые позиции в контрольной группе распределились следующим образом:
1 явно выраженный лидер Н У
3 подростка,исполняющие роль ведомых ( Ж Д, А И, М К) и три подростка, отличающиеся «конформным поведением» (П Щ, К К, В Б).
На основании всего изложенного, можно сделать вывод о необходимости учитывать ролевую позицию подростка при планировании коррекционной работы с данной категорией детей.
Таким образом, работа по оптимизации поведения воспитанников может вестись по следующим направлениям:
1 Оптимизация досуговой деятельности.
Необходимо проанализировать уровень организации досуговой деятельности подростков 13-15 лет, как в детском доме, так и в школе. Прежде всего следует задать себе вопрос: «Насколько организация досуговой деятельности в детском доме и организация внеклассной работы в школе соответствует интересам и потребносям подростков 13-15 лет? Что можно предложитьтаким ребятам в плане организации их досуга?» Конечно, решение этой задачи может потребовать не только педагогических, но и материальных, а так же административных вложений. Но, наверное, это как раз тот случай, когда не нужно, что называется « стоять за ценой». Ведь подростковый возраст-время формирования социальной позиции. И чтобы эта позиция не стала асоциальной необходимо приложить немалые усилия.
Планируя досуговую деятельность подростков, нужно учитывать, что подросткам вообще, а подросткам с девиантными тенденциями в поведении, особенно свойственен негативизм. Они априори не хотят заниматься деятельностью не несущей сиюминутной выгоды или удовольствия. Радужные перспективы и разговоры и разговоры о полезности, интересности и необходимости предлагаемой им деятельности их не вдохновляют. Поэтому нужно быть отовыми, что называется «нести культуру в массы» и на начальном этапе сделать посещение мастерских обязательным для всех воспитанников.
2 Комплектование групп и классов с учётом лидерских и конформистских качеств воспитанников.
Смыслом этой задачи является снижение негативного лидерского влияния на группу и работа, направленная на формирование у воспитанников собственной модели поведения без « оглядки на соседа».
3 Адекватная медицинская поддержка воспитанников.
Работа в тесном контакте с соответствующими медицинскими специалистами. Консультации медицинских специалистов необходимы для определения границы, где должна кончаться психолого-педагогическая коррекция и начинаться медицинская помощь. Не следует забывать, что рядом с контрольной группой воспитанников живут, учатся и развиваются другие дети. Забота оь их безопасности и благополучии тоже является приоритетной задачей, как детского дома, так и школы.
4 Создание развивающей среды внутри каждой отдельно взятой группы детского дома.
Ребенок , воспитывающийся в семье, в современных реалиях имеет очень много возможностей для развитя и полезного времяпрепровождения. Другой вопрос: « Насколько продуктивно и рационально эти воможности используются?» Но,главное, эта возможность есть. А чем может заняться ребенок детского дома в пределах своей группы? Посмотреть телевизор и то проблемотично. Группы разновозрастные. Малышам хочется смотреть мультфильмы и детские программы, а подросткам это уже неинтересно. Получается, что подростку скучно и неинтересно в группе. Результатом этой ситуации будет выход за пределы группы «в поисках приключений». И можно не сомневаться, что как награда героя, приключения найдут того, кто их ищет.
Выходом из этой ситуации может быть создание условий для развития и самореализации воспитанников внутри группы. Спектр возможностей здесь достаточно широк ; это может быть наличие в группе портативного компьютера (ноутбука, нетбука) со специально установленными на него полезными, развивающими программами, игровые приставки с играми нейтрального сюжета ( без агрессии и насилия), бытовой спортивный тренажер, караоке. Да мало ли что можно придумать, чтобы сделать жизнь в группе насыщеннее и интереснее! Наличие такой развивающей среды явяется для воспитанников дополнительным стимулом для успешной учебы и хорошего поведения.
5 Индивидуальная и групповая разъяснительная работа среди воспитанников.
Очень часто подросток не осознает последствий своего поведения или поступков. То,что для взрослого человека является само собой разумеющимся, отнюдь не очевидно для подростка. Решением этой ситуации могут быть индивидуальные и групповые разъяснительные беседы, тренинги и ролевые игры.ю где в интересной форме, а главное на доступном для них уровне будут обсуждаться морально-этические и социально-правовые вопросы. Такая работа может вестись совместно воспитателем, психологом, социальным педагогом и заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Выводы:
В начале своего анализа были поставлены конкретные вопросы, ответы на которые можно было бы дать после всех
Диагностических процедур и обработки полученных результатов.
Итак:
- Насколько учебно-воспитательный процесс в детском доме эффективен при работе с детьми с девиантными тенденциями в поведении?
Малоэффективен
Если бы поведение ухудшилось у всех воспитанников детского дома, мы бы сделали вывод о неэффективности учебно-воспитательного процесса, но поскольку у одного воспитанника поведение улучшилось, мы можем говорить о малой эффективности учебно-воспитательного процесса.
- Достаточно ли стандартных учебно-воспитательных мероприятий для снижения девиантных тенденйий в поведении воспитанников?
Недостаточно
Сложные дети требуют «сложных решений» и мобилизации психолого-педагогических, административных и материальных ресурсов.
-Какие аспекты поведения являются наиболее приемлимыми и какие мероприятия можно предложить для их коррекции?
Поведение в конфликтных ситуациях и поведение за пределами детского дома
Коррекция поведенческих нарушений требует планомерной и кропотливой работы всех служб детского дома, а так же активного включения школы в этот процесс. Подробно виды и методы работы рассматривались выше.
Вместе с тет можно констатировать, что в результате проведенного анализа у 6 из 7 воспитанников ( в процентном отношении это 86%) были определены позитивные тенденции для успешной педагогической коррекции их поведения в будущем. На мой взгляд, основополагающим моментом успешной педагогической коррекции должно стать понимание ролевой позиции подростка в группе. Индивидуальная работа с такими дельми, как мне кажется, должна базироваться на формировании у них собственной модели поведения, понимая возможных последствий своих поступков, а так же создание условий для более гармоничного развитияи самореализации воспитанников.
В заключении хочу сказать, что темы предложенные вашему вниманию были продиктованы моим многолетним опытом работы в детском доме и наблюдениями за жизнью детей-сирот.
Критерии оценки девиантных тенденций в поведении восптанников.
Наименование критерия |
Баллы |
Описание критериев |
Выполнение режимных моментов |
4
|
Безусловно положительное соблюдение всех режимных моментов.
|
3 |
Преимущественно положительное следование режиму.
|
|
2 |
Преимущественно отрицательное следование режиму.
|
|
1 |
Ситематические нарушения режима и отрицательное отношение к нему.
|
|
Поведение в школе |
4
|
Выполнение всех норм и правил поведения в школе. Корректные отношения с детьми и сотрудниками.
|
3 |
Преимущественно положительное соблюдение норм и правил поведения в школе. Критичное отношение к своему поведению и ошибкам. |
|
2 |
Преимущественно отрицательное соблюдение всех норм и правил поведения в школе. Некорректные отношения с детьми и сотрудниками. |
|
1 |
Вспышки немотивированной агрессии.
|
|
Выполнение требований воспитателя и других сотрудников д/д |
4
|
Адекватная реакция на требования воспитателя и других сотрудников детского дома. Отзывчивость на просьбы.
|
3
|
Преимущественно адекватная реакция на требования воспитателя и других сотрудников д/дома.Периодическая невнимательность к просьбам.
|
|
2 |
Преимущественно неадекватная реакция на требования воспитателя и других сотрудноков д/дома. Периодические вспышки разддражительности и гнева. Равнодушие и невнимательность к просьбам. |
|
1 |
Неадекватная реакция на требования воспитателя и других сотрудников д/дома. Исподбзование ненормативной лексики.вспышки гнева и агрессии..
|
|
Реакция на критические замечания |
4 |
Спокойное отношение к критическим замечаниям. Готовность исправить свою ошибку. Отсутствие негативных реакций. |
3 |
Преимущественно спокойное отношение к критическим замечаниям. Готовность исправить свою ошибку. Периодически возникающие негативные реакции, не переходящие границ общепринятых норм поведения. |
|
2 |
Преимущественно отрицательное отношение к критическим замечаниям. Нежелание исправлять свои ошибки. Систематически возникающие негативные реакции. |
|
1 |
Резко отрицательное отношение к критическим замечаниям. Стойкий негативизм, переходящий границы общепринятых норм поведения. |
|
Поведение в конфликтных ситуациях |
4 |
Поведение в ситуации конфликта адекватное степени конфликта. Критичное отношение к своим поступкам. |
3 |
Преимущественно адекватное поведение в ситуации конфликта. Периодическое использование ненормативной лексики. Попытки решать конфликты с позиции физической силы. |
|
2 |
Преимущественно неадекватное поведение в ситуации конфликта. Систематическое использование ненормативной лексики и физической силы. |
|
1 |
Неконтролируемое поведение в ситуации конфликта. Некритичное отношение к своим поступкам. |
|
Отношения с другими воспитанниками |
4 |
Ровное и доброжелательное отношения с другими воспитанниками. Наличие друзей. Отсутствие явных недоброжелателей. |
3 |
Преимущественно ровные и доброжелательные отношения с другими воспитанниками. Наличие как друзей так и недоброжелателей. |
|
2 |
Преимущественно недоброжелательные отношения с другими воспитанниками. Количество недругов больше, чем друзей. |
|
1 |
Резко отрицательные отношения с другими воспитанниками. Отсутствие друзей. Большое количество недоброжелателей. |
|
Вредные привычки |
4 |
Отсутствие вредных привычек. |
3 |
Курение. |
|
2 |
Курение. Периодическое употребление слабо алкогольных напитков. |
|
1 |
Курение. Систематическое употребление алкогольных напитков. |
|
Деликвентные поступки |
4 |
Отсутствие деликвентных поступков. |
3 |
Периодическое употребление ненормативной лексики. |
|
2 |
Систематическое употребление ненормативной лексики. Редкие хулиганские выходки. |
|
1 |
Систематическое использование ненормативной лексики. Хулиганство. Воровство. |