Урок литературного чтения в 9 классе
С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
Свердлова Клара Ильинична,
учитель С(К)ОШ (VIII вида) № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель:
познакомить со стихотворением С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»
Задачи:
- способствовать полноценному восприятию стихотворения;
- развивать представление о лирическом стихотворении, о лирическом герое, о слове как средстве создания образа, о ритме как выразительном средстве;
- совершенствовать навык чтения, учить пользоваться темпом чтения и громкостью голоса для передачи настроения.
Оборудование:
компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Подготовка к первичному восприятию. Рассказ об авторе.
- Как ты думаешь, для чего люди читают книги?
- Из познавательных книг мы получаем знания, читая рассказы и повести, узнаем о событиях, которые произошли с персонажами, переживаем вместе с ними. А вот почему люди читают стихи, об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.
Сегодня мы будем читать стихотворение Сергея Александровича Есенина, которое не имеет названия и поэтому называется по первой строке: «Нивы сжаты, рощи голы…»
- Сергей Александрович Есенин – русский поэт. Сам о себе он писал: «Отец мой крестьянин. Детство такое же, как у всех сельских ребятишек. Очень хорошо я был выучен лазать по деревьям… Убегал дня на два-три в луга… на Оку поить лошадей. Детство прошло среди полей и степей. Читать начал с пяти лет, стихи писать начал лет с 9…»
За годы литературной деятельности С.А. Есенин выпустил более 20 книг стихов. Писал он и стихи для детей. Многие из них, ты, наверное, помнишь наизусть:
«Белая береза под моим окном …»
(Учитель читает начало стихотворения, ученик продолжает.)
- Отгадай загадку – о каком растении идет речь:
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха)
- В стихах С.А. Есенина для детей – впечатления озорного детства, картины русской природы, тех мест, где он вырос.
А сейчас послушай стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы …»
3. Первичное восприятие. Чтение учителя.
4. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось стихотворение?
- Какое настроение возникло у тебя, когда ты слушал стихотворение?
5. Постановка учебной задачи.
- Я прочитала стихотворение об осени. Узнал ли ты что-то новое об этом времени года, прослушав стихотворение? (Нет)
- Посмотри, как интересно: ничего нового не узнал, но стихотворение тебе понравилось, вызвало определенное настроение. Значит, в этом стихотворении главное не знания, а переживания, чувства. Стихотворения, в которых поэт передает свои чувства, переживания, настроение называются лирическими.
Карточка: ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ
- Сегодня мы будем учиться читать это стихотворение выразительно. А что это значит? Что будем выражать при чтении? (Чувства автора)
- Да, в чтении мы постараемся передать настроение автора, но только ли автора? Давай перечитаем стихотворение и подумаем, чьи чувства выражены в нем.
6. Вторичное восприятие и анализ текста.
1) Чтение и анализ первой строфы.
- Какие приметы осени здесь указаны?
- Какие прилагательные мы обычно используем, говоря о солнце? (Яркое, теплое, ласковое, красное …)
- А у Есенина солнце «тихое». Почему?
- Солнце тихое, потому что оно устало, оно трудилось все лето и теперь хочет отдохнуть.
- Куда солнце ушло отдыхать? («Скатилось за сини горы»)
- Прочитай первое четверостишие еще раз и подумай, в каком темпе надо его читать и почему. (Читать надо медленно, передавать ощущение усталости, желание отдохнуть.)
- Чье это желание отдохнуть?
- Значит, чьи чувства ты передаешь? (Солнца)
- Где и почему надо будете делать паузу при чтении?
- Прочитай выразительно первое четверостишие, передавая настроение солнца.
Выразительное чтение и его анализ.
2) Чтение и анализ второй строфы.
- Перечитай второе четверостишие. Чьи чувства переданы в нем? (Чувства дороги.)
- Почему дорога названа «взрытой»? (По ней много ездили, всю избороздили, наверно, на ней остались глубокие колеи, ей больно, и она мечтает о зиме, которая принесет ей покой.)
- Какие слова в тексте показывает, что дороге очень хочется, чтобы зима пришла поскорее?
- Сравни по настроению первое и второе четверостишие. Что в них общего и чем они отличаются?
- И в первом и во втором четверостишии ощущается стремление к покою, но солнце заходит, засыпает, а дороге только «примечталось», что скоро зима принесет успокоение, пока она дремлет, но не спит.
- Прочитай выразительно оба четверостишия, передавая чувства солнца и дороги.
Выразительное чтение и его анализ.
3) Чтение и анализ третьей строфы.
- Перечитай последнее четверостишие. Как ты думаешь, изменилось ли настроение?
- Кто испытывает это радостное настроение? (Человек – герой стихотворения.)
- Каким представляется этот герой? (Наверное, это молодой, веселый человек – месяц кажется ему жеребенком, чаща у него звонкая, он радуется, что скоро можно будет прокатиться на санях.)
Выразительное чтение стихотворения и его анализ.
Оценка чтения учащимся стихотворения.
7. Обобщение и домашнее задание.
- Чьи чувства переданы в стихотворении?
- А за всем этим стоит автор – Сергей Александрович Есенин, который удивительно мог ощутить и передать в слове жизнь природы. В стихах Есенина дорога мечтает, березка, как девушка, печалится или смеется, клен мерзнет, стоя на одной ноге.
Как называются стихи, в которых выражены чувства и настроения автора?
- Можно ли назвать стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы …» лирическим? Почему?
- Дома почитай это стихотворение еще и постарайся выучить его наизусть полностью.