Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Урок литературного чтения в 9 классе

С.А. Есенин  «Нивы сжаты, рощи голы…»

 Свердлова Клара Ильинична,
учитель С(К)ОШ (VIII вида) № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

Цель:

познакомить со стихотворением С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…»

 Задачи:

- способствовать полноценному восприятию стихотворения;

- развивать представление о лирическом стихотворении, о лирическом герое, о слове как средстве создания образа, о ритме как выразительном средстве;

- совершенствовать навык чтения, учить пользоваться темпом чтения и громкостью голоса для передачи настроения.

 Оборудование:

компьютерная презентация.

 ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

 2. Подготовка к первичному восприятию. Рассказ об авторе.

 - Как  ты думаешь, для чего люди читают книги?

- Из познавательных книг мы получаем знания, читая рассказы и повести, узнаем о событиях, которые произошли с персонажами, переживаем вместе с ними.  А вот почему люди читают стихи, об этом мы поговорим на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы будем читать стихотворение Сергея Александровича Есенина, которое не имеет названия и поэтому называется по первой строке: «Нивы сжаты, рощи голы…»

- Сергей Александрович Есенин – русский поэт. Сам о себе он писал: «Отец мой крестьянин. Детство такое же, как у всех сельских ребятишек. Очень хорошо я был выучен лазать по деревьям… Убегал дня на два-три в луга… на Оку поить лошадей. Детство прошло среди полей и степей. Читать начал с пяти лет, стихи писать начал лет с 9…»

За годы литературной деятельности С.А. Есенин выпустил более 20 книг стихов. Писал он и стихи для детей. Многие из них, ты, наверное, помнишь наизусть:

«Белая береза под моим окном …»

(Учитель читает начало стихотворения, ученик продолжает.)

- Отгадай загадку – о каком растении идет речь:

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

                         (Черемуха)

 - В стихах С.А. Есенина для детей – впечатления озорного детства, картины русской природы, тех мест, где он вырос.

А сейчас послушай стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы …»

 3. Первичное восприятие. Чтение учителя.

 4. Проверка первичного восприятия.

 - Понравилось стихотворение?

- Какое настроение возникло у тебя, когда ты слушал стихотворение?

 5. Постановка учебной задачи.

 - Я прочитала стихотворение об осени. Узнал ли ты что-то новое об этом времени года, прослушав стихотворение? (Нет)

- Посмотри, как интересно: ничего нового не узнал, но стихотворение тебе понравилось, вызвало определенное настроение. Значит, в этом стихотворении главное не знания, а переживания, чувства. Стихотворения, в которых поэт передает свои чувства, переживания, настроение называются лирическими.

 Карточка:     ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

 - Сегодня мы будем учиться читать это стихотворение выразительно. А что это значит?  Что будем выражать при чтении? (Чувства автора)

- Да, в чтении мы постараемся передать настроение автора, но только ли автора? Давай перечитаем стихотворение и подумаем, чьи чувства выражены в нем.

 6. Вторичное восприятие и анализ текста.

 1) Чтение и анализ первой строфы.

- Какие приметы осени здесь указаны?

- Какие прилагательные мы обычно используем, говоря о солнце? (Яркое, теплое, ласковое, красное …)

- А у Есенина солнце «тихое». Почему?

- Солнце тихое, потому что оно устало, оно трудилось все лето и теперь хочет отдохнуть.

- Куда солнце ушло отдыхать? («Скатилось за сини горы»)

- Прочитай первое четверостишие еще раз и подумай, в каком темпе надо его читать и почему. (Читать надо медленно, передавать ощущение усталости, желание отдохнуть.)

- Чье это желание отдохнуть?

- Значит, чьи чувства ты передаешь? (Солнца)

- Где и почему надо будете делать паузу при чтении?

- Прочитай выразительно первое четверостишие, передавая настроение солнца.

 Выразительное чтение и его анализ.

 2) Чтение и анализ второй строфы.

- Перечитай второе четверостишие. Чьи чувства переданы в нем? (Чувства дороги.)

- Почему дорога названа «взрытой»? (По ней много ездили, всю избороздили, наверно, на ней остались глубокие колеи, ей больно, и она мечтает о зиме, которая принесет ей покой.)

- Какие слова в тексте показывает, что дороге очень хочется, чтобы зима пришла поскорее?

- Сравни по настроению первое и второе четверостишие. Что в них общего и чем они отличаются?

- И в первом и во втором четверостишии  ощущается стремление к покою, но солнце заходит, засыпает, а дороге только «примечталось», что скоро зима принесет успокоение, пока она дремлет, но не спит.

- Прочитай выразительно оба четверостишия, передавая чувства солнца и дороги.

 Выразительное чтение и его анализ.

 3) Чтение и анализ третьей строфы.

- Перечитай последнее четверостишие. Как ты думаешь, изменилось ли настроение?

- Кто испытывает это радостное настроение? (Человек – герой стихотворения.)

- Каким представляется этот герой? (Наверное, это молодой, веселый человек – месяц кажется ему жеребенком, чаща у него звонкая, он радуется, что скоро можно будет прокатиться на санях.)

 Выразительное чтение стихотворения и его анализ.

Оценка чтения учащимся стихотворения.

 7. Обобщение и домашнее задание.

 - Чьи чувства переданы в стихотворении?

- А за всем этим стоит автор – Сергей Александрович Есенин, который удивительно мог ощутить и передать в слове жизнь природы. В стихах Есенина дорога мечтает, березка, как девушка, печалится или смеется, клен мерзнет, стоя на одной ноге.

Как называются стихи, в которых выражены чувства и настроения автора?

- Можно ли назвать стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы …» лирическим? Почему?

- Дома почитай это стихотворение еще и постарайся выучить его наизусть  полностью.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»