Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Ахтырская Наталья Петровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ№75 Приморского района Санкт-Петербурга.

 

      Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии:
-низкий уровень словарного запаса
- нарушение звукопроизношения
- неправильное употребление предложных конструкций 
- обилие аграмматизмов в речи
- низкий уровень сформированности связной речи
      Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа начинается с уточнения и расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам. Дети знакомятся с понятиями «слово»:
«слова-предметы (неживые и живые)»
«слова-признаки»
«слова- действия»
«маленькие слова-предлоги»
      Синквейн – прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна.
Этапы написания синквейна: 
1 строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм).
5 строка – одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
        Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат.  Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получается эмоциональным. Можно не пугать ребенка  произношением и заучиванием столь сложного слова. Просто предложите ему ответить на ваши вопросы и запишите ответы.

Примеры составления синквейна по лексическим темам.

«Осень»  

Осень
Золотая,поздняя
Наступает , раскрашивает, грустит.
Мне нравится золотая осень!
Листопад
«Овощи»
Помидор
Круглый, красный
Растёт, созревает, краснеет
Помидор - сочный овощ.
Огород.
«Фрукты»
Яблоко
Круглое, сочное
Висит, спеет, наливается
Яблоки растут в саду.
Яблочный пирог
 Варианты работы

 

  • с составлением краткого рассказа по готовому синквейну;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих,  ее определить).

      Умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР, словарный запас у детей увеличивается, речь становится богаче , ярче , дети перестают бояться высказывать свои мысли вслух.
      Инновационность данной методики – создание условий для развития личности , способной критически мыслить , т.е. исключать лишнее и выделять главное , обобщать, классифицировать.
      Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом. Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Синквейн позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом. В основном, практикуется использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу. В результате достижения цели в данном направлении дети с ОНР могут определять грамматическую основу предложений, у них развивается языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Эта работа  готовит ребенка  к краткому пересказу. Самое главное : синквейн получается у всех!
Библиография
Т.А. Ткаченко «Учимся говорить правильно»
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».
Душка Н.Д. « Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»