Использование информационных технологий в работе
с детьми с речевыми нарушениями
Гнутова Юлия Александровна,
учитель-логопед высшей категории
ГБДОУ д/с № 45 Красногвардейского района СПб
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В её рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность принимать решения, учится доводить начатое до конца дело. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию герою программы.
Недостаточная сформированность компонентов эмоционально-волевой и мотивационной сфер у детей с речевыми расстройствами и большие возможности компьютерных технологий в их формировании и развитии создают хорошие предпосылки для использования компьютерных средств обучения в процессе коррекционного воздействия.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками, страдающими речевыми нарушениями. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научится нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координации деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста очевидна.
Компьютерные технологии обучения представляют собой систему педагогических предписаний, основанных на использовании соответствующего программного обеспечения и определяющих процесс обучения или алгоритм конкретной образовательной задачи. Особенностью компьютерных технологий, предназначенных для специального образования, является то, что они прежде всего опираются на научно обоснованные методы коррекции нарушений, учитывают общие закономерности и специфические особенности развития детей. Компьютерные технологии представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах и обеспечивающие наиболее оптимальный путь их включения в систему коррекционного обучения.
Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.
Список используемой литературы
Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста / Л.Р. Лизунова. â Пермь, 2008