Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Шуляк Инна Александровна

Учитель-логопед высшей категории

 

Конспект  индивидуального  логопедического занятия
с учащейся  с тяжелым нарушением речи

 

Общая характеристика ребенка

       Данные анамнеза:Детский церебральный паралич. Спастико-гиперкинетическая форма тяжелой степени. ЗПР и МР. Дизартрия тяжелой степени выраженности.

      Объективно:передвигается на коляске при помощи взрослого, самообслуживание невозможно вследствие тяжелых моторных нарушений. Речь отсутствует, коммуникация при помощи взгляда, взукокомплексов,  движений головы «да», «нет», дополнительно сопровождающимися  отдельными лепетными слогами (приближенно похожими на «да», «не»).

 

Тема: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

 (Применяются элементы методик И.В.Блыскиной,  Е.В.Новиковой, Е.А.Дъяковой, Е.Ф.Архиповой)

 

С учетом специфики речевого нарушения учащейся используется дифференцированный логопедический массаж.

Целью логопедического массажа при коррекции дизартрии тяжелой степени выраженности является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата.

 Задачи:

– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы и синкинезии в руках и оральной области;

– стимуляция положительных кинестезий в руках и оральной области;

– формирование и развитие  артикуляционных движений.

 

1. Организационный момент(положительный настрой на занятие)                                 

 

2. Основная часть.

I. Массаж кистей и пальцев рук.

            (Проведение пальцевой гимнастики обосновано прямой взаимосвязью, и корреляционной зависимостью моторных функций рук и качеств произносительной стороны речи, т. к. одни и те же зоны мозга иннервируют мышцы органов артикуляции и мышцы пальцев рук. данная гимнастика, базирующаяся на новых, точных кинестезиях, будет способствовать совершенствованию мануальной моторики путем создания прочных проприоцентивных ощущений ( принцип обратной афферентации, разработанный П.К.Анохиным).

- массаж от кисти к локтю вверх по внешней стороне руки;

- массаж каждого пальца с  продавливанием  сверху и сбоку;

- массаж щупом по каждому пальцу;

- массаж каждого пальца кольцом «су-джок»;                                          

- массирование  точки со стороны спины, чуть ниже плеча (расслабляющий прием. При повышенном мышечном тонусе задачей является расслабление (седативное воздействие, снятие спазмов).                                                                                                                                                          

II. Логопедический массаж:

Проводится перед зеркалом; при этом нужно привлечь внимание ребенка к наблюдению движения в зеркале, как у себя, так и у логопеда.

(Поза ребенка – удобная, голова откинута)

(Тонизирующие движения проводятся в спокойном темпе, т.к.  энергичное проведение упражнений  может усиливать гиперкинезы и спастичность). (упр. ≈ 10 сек.)

 

- массаж лба от центра к волосам (спиральки – прямые линии с легким нажатием);

- массаж бровей (гладить с лекгим нажатием);

- массаж по контуру лица («спиральки» от подбородка к виску и волосам);

- массаж щек (поглаживание);

- «защипы» и  перетирание щек по массажным линиям;

- массаж по гортани вверх спиралью к корню языка и корень языка;

- массаж углов челюсти и под челюстью (ближе к ушам);

- массаж точки на подбородке;

- массаж носогубных складок (тянем 2 мм пальцами вниз);

- от середины губы к углам вокруг рта (перетирание);

- упражнение «губы в гармошку»;

- углы губ защепить («поймать шов»)и перетирать;

- сведение углов губ друг к другу;

- палец на точку на подбородке тянуть вверх;

- верхнюю и нижнюю губы от углов к середине перетирать.                                               

 

III. Зондовый массаж(проводится в перчатках и маске).

- язык марлевой салфеткой зацепить под уздечку, перетирать и поворачивать вправо влево

Упражнения с использованием зондов Е.В.Новиковой

Перед выполнением любого упражнения ребенку следует напомнить ребенку сначала проглотить слюну. (упр. ≈10 сек.)

1.Зонд «Звездочка»

- проминать язык от корня к кончику;

     - можно подавить щеки.

2. Зонд "Маленькие санки"

- внутреннюю сторону щек массировать сверху вниз (обратное движение от массажных линий);

- массаж у верхних зубов,

- массаж под языком: колечком вниз промять.

3. Зонд «Петля»

- массаж внутренней стороны щек.

4. Зонд «Большие санки»

- массаж верхнего неба;

- растягивание уздечки языка (ставим зонд  под язык, тянем уздечку).

5.Зонд «Вилочковый»

- активизировать кончик языка обкалыванием (желательно воздействовать на участок языка от кончика до середины (чтобы не вызвать рвотного рефлекса).Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные.

6. Зонд «Колечко»

- массаж губ (ставим зонд под верхнюю губу и перетираем  -  пальцы логопеда закрепляют с внешней стороны щек)сверху вниз.

7. Зонд «Топорик»

– массаж около губ рубящими движениями;

– массаж языка от корня к кончику рубящими движениями.                                  

 

IV. Артируляторные упражнения.

 1. Медленно раскрывать рот. Медленно закрыть рот.

 2. Губы сжать. Имитировать жевательные движения.

 3. Медленно опускать голову до соприкосновения подбородка с верхней частью грудины, произнося при этом  звукосочетание ПА.                                                                               

 

3. Подведение итогов(положительная оценка деятельности учащейся).         

 

                                                                                                                     

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»