Гудименко Елена Эдуардовна
Тема: Звук [ш].
Цели:
Коррекционно-развивающие:
автоматизация звука [ш] в словах ;
• закрепление правильного произношения звука [ш] в слогах и словах;
• развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
• развитие мелкой моторики рук, дикции.
Коррекционно-воспитательные:
• формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: предметные, сюжетные картинки; индивидуальные зеркала; индивидуальные карточки.
Ход занятия.
1. Орг.момент.
«Работа над дыханием». (в положении лёжа, сидя)
1) Вдох носом, выдох ртом;
2) Вдох ртом, выдох носом;
3) Длительный выдох через губы;
4) Толчкообразный выдох через губы;
5) Длительный выдох широко раскрытым ртом;
6) Толчкообразный выдох широко раскрытым ртом.
2. Основная часть
Л.: - Молодец! Давай выучим новые упражнения для нашего язычка.
1) «Почистить зубы». Рот закрыт, Круговым движением языка провести между губами и зубами.
2) «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
3) «Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
4) «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
5) «Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Л.: - Молодец! Давай вспомним, как мы произносим правильно звук [ш]. Л. напоминает. (Во время произнесения звука [Ш] губы слегка выдвинуты вперед; зубы чуть-чуть приоткрыты; передний край языка поднят вверх (к альвеолам) и образует щель с передней частью твердого неба; мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; голосовые связки разомкнуты и голос не образуется; сильная выдыхаемая струя теплая.)
Р. произносит звук [Ш].
Л.: Молодец! Произнеси слоги вместе со мной.
ша-ши-ше ша-ши-ше ша-ши-ше
ши-ше-ша ши-ше-ша ши-ше-ша
ше-ша-ши ше-ша-ши ше-ша-ши
Л.: Я тебе буду показывать картинки, а ты назови словои скажи, где находится звук [Ш] в этих словах. (шар, шашки, мешок, машина, карандаш, ландыш)
Разучивание чистоговорки.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша –нашли мальчики мышат.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо – вот стоит большой мешок.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – шишки я в мешке ношу.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши – в гараже полно машин.
Л.: - Молодец! У меня есть картинки. Найди и раскрась только те картинки, в названиях которых есть звука [Ш].(гармошка, бант, заяц, рубашка, кормушка, яблоко, рыба)
3. Итог занятия.
Л.: -Молодец! Ты очень хорошо поработал. Что тебе понравилось больше всего назанятии?