Лебедева Юлия Николаевна
учитель-дефектолог
Санкт-Петербург
Совместная деятельность дефектолога и воспитанников группы компенсирующей направленности, ЗПР- I год пребывания, средне-старший возраст. Образовательная область: «Познание, коммуникация, чтение»
Тема: Весна. Изменения в природе.
Цели и задачи:
Общеобразовательная(познавательная): Уточнение знаний о времени года весна.
Коррекционно-развивающие:
Формирование адекватного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умения реагировать и выполнять инструкцию взрослого, стимуляция познавательных процессов воспитанников (тактильно-двигательных ощущений, слухо-зрительного восприятия, внимания, памяти, стимуляция активной речи, коррекция всех сторон речи.
Воспитательные:
Организация коллектива воспитанников, воспитание усидчивости, терпения.
Воспитание бережного отношения к дидактическим материалам.
Оборудование и материалы:
Ковролинограф, весенний пейзаж (отдельные объекты-обозначения для составления сюжета: солнце, снег, ручей, капель, ласточка, подснежники, ветка с почками, ветка с первыми листьями, трава), листы с контурами весенних символов( солнце, капель, подснежник, трава) по количеству детей присутствующих на занятии, карандаши, восковые мелки. Иллюстрация картины И.И. Левитана «Большая вода»
Ход коррекционной работы:
I.Организационный момент.
Актуализация знаний, ответы на вопросы:
Сколько всего времен года? Четыре.
Какие вы знаете времена года, назовите? Осень, зима, весна, лето.
II. Основная часть коррекционной работы. Работа над темой.
Какое сейчас время года? Весна-для детей первого года пребывания, в дальнейшем уточняются названия весенних месяцев(март-апрель-май)
Что же происходит весной в окружающем нас мире? Что мы знаем о весне?
Предлагаю посмотреть в окно. За окном еще лежит снег, но весна уже скоро вступит в свои права и с каждым днём на улице будет становится теплее и ярче.
III. Работа с наглядным материалом:
Просмотр иллюстрации картины И.И. Левитана «Большая вода», где основное внимание детей привлекается к большому количеству воды на изображении, к отсутствию снега, и скорому пробуждению природы.
Работа на ковролинографе:
IY. Составление связного текста с помощью символов-обозначений (приём мнемотехники).
Наступила весна.
Ярко светит солнце (на ковролинограф прикрепляется солнце)
Тает снег и бегут ручьи (на белом листе изображение ручья)
Тают сосульки и звенит весенняя капель (изображение тающей сосульки с каплями) Возвращаются перелетные птицы (ласточка- для детей первого года пребывания, в дальнейшем количество перелетных птиц увеличивается)
В лесу из под снега появляются первые цветы (первоцветы)
А какие еще есть весенние цветы? Подснежник, ландыш, тюльпан и некоторые другие
(в зависимости от уровня развития детей и состояния их словарного запаса)
Когда растает снег и станет теплее, из земли появляется первая зеленая трава(трава-для детей первого года пребывания) в дальнейшем сюжет дополняется мать-и-мачехой.
Y. Динамическая пауза: Детям предлагается хлопками повторить ритм «капели» в различных вариантах. Эмоционально окрасить подвижный момент поможет стихотворение или аудиозапись на тему весны.
YI. Раскрашивание контуров-(дети выбирают контур для раскрашивания, уточняется цвет карандаша или воскового мелка)
YII. Подведение итогов, оценка деятельности воспитанников: Что нового узнали, чем занимались, обсуждение рисунков, помещение их на выставочный стенд. Поощрение.