Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Модернизация процесса обучения на уроках русского языка с целью улучшения качества знаний учащихся с проблемами в развитии

     Овладение родным языком имеет важное теоретическое и практическое значение, что обусловлено социальной сущностью языка, речи, тесной связью развития речи и мышления, всей психической деятельностью человека. В процессе овладения русским языком формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

     На уроках русского языка речь, язык становятся предметом изучения. Это предполагает, как писал К. Д. Ушинский «опору на логическую способность ребенку, на его умение «отвлекаться» от конкретных представлений и возводить эти конкретные представления в общие понятия, (находить между ними) различать и комбинировать эти понятия, находить между ними сходные и различающие признаки, сливать их в одно общее суждение. Речевое недоразвитие умственно отсталых детей, отсутствие у них  внимания к единице языка любого уровня, несформированность  первоначальных языковых обобщений, недостатки мыслительной деятельности и сенсомоторной сферы делают предельно сложным преподавание русского языка во вспомогательной школе.

     Эти трудности особенно ярко проявляются на первоначальном этапе обучения русского языка, когда дети должны усвоить фонемы русского языка, их графическое изображение, овладеть навыком письма, усвоить элементарные правила грамматики и уметь применять их на письме.

     К началу обучения в школе большинство детей с проблемами в развитии могут различать речь как практическое средство общения и речь, язык как особую форму, подлежащую специальному усвоению. Именно сформированность  такого понятия делает возможным сознательное усвоение начальных грамматических знаний: буква, звук, слог, слово, предложение и т.д.

     У детей, с которыми я начала работать в 1 классе, эти две стороны речи сформированы не были, и до сегодняшнего дня эти стороны речи сформированы недостаточно.

     Эмоционально-волевая, личностная незрелость, задержка психического развития проявились в неспособности детей перестроить свое поведение в соответствии с изменившейся ситуацией, подчинить его новым требованиям обучения в школе, школьной жизни.

     Дети обнаружили непонимание своего нового статуса ученика. К моменту поступления в школу у них не было сформировано познавательное отношение к учебной деятельности. Для них до настоящего времени характерна интеллектуальная пассивность, т.е. отсутствие возможности и желания думать, умение решать поставленные перед ними учебные задачи. По определению психолога Славиной «у таких учащихся при необходимости решать интеллектуальные задачи в процессе учебной деятельности появляется стремление использовать различные обходные пути: заучивание без понимания, угадывание, стремление действовать по образцу, использование подсказки, ожидание помощи и т.п.

     Все это является объективные причиной огромных трудностей,  которые испытывают учащиеся в усвоении учебного материала.

     Важным условием успешного освоения чтения и письма является высокий уровень развития фонематических процессов анализа и синтеза, умение на слух и в собственном произношении разливать фонемы родного языка. Чем раньше у детей формируется способность фонематического восприятия слов, тем легче и быстрее они овладеют письменной речью.

     Поэтому свою работу по формированию у учащихся знаний русского языка я начала с развития фонематического восприятия звуков и букв русского языка.

     Вся работа строилась только на основе использования большого количества наглядного материала, предметных картинок.

     Учила правильно:

1)    Соотносить букву и звук на слух и на письме.

2)    Выделять первый звук, последний звук в слове.

3)    Определять количество слогов  в слове на слух и по количеству гласных в слове.

4)    По беззвучной артикуляции определять, называть гласный звук.

5)    Определять количество букв и звуков в слове.

6)    Называть слова на заданный звук.

7)    Делить слова на слоги, слоги на звуки.

     Большое количество времени, практически на каждом уроке, уделяю формированию обобщённых понятий у детей, использую для решения этой задачи тематический наглядный материал.

     Широко использую при изучении всех тем русского языка загадки различного характера.

     Учитывая особенности развития учащихся, составила карточки для индивидуальной работы с каждым учеником.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»