Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках географии в коррекционной школе VIII  вида

 

Активизация познавательной деятельности учащихся – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у  учащихся способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации с помощью усвоенных знаний, умений и навыков.
Для учащихся с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам чаще всего преподносится готовый материал, который они должны запомнить. Таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала.

Конечно, для того чтобы избежать подобной ситуации, хотелось бы проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию..

Многолетний опыт работы в школе показывает, что наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту  самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Опираясь на педагогические исследования можно выделить основные условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии.

Это:

  1. 1. оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения;
  2. 2. доступное, эмоциональное, опирающееся на личный опыт ребенка преподнесение материала и создание условий для его сознательного восприятия;
  3. 3. индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, оказание им различных видов помощи (словесной, наглядно-практической);

 

  1. 4. введение дидактического приема сравнения по различным параметрам изучаемых объектов и явлений;
  2. 5. установление причинно-следственных зависимостей и обучение приемам их установления, используя данные, полученные от учителя или из различных средств обучения;
  3. 6. создание проблемных ситуаций (распознавание противоречий, решение элементарных логических задач);
  4. 7. выполнение опытов, практических работ до и после объяснения нового материала;
  5. 8. увеличение доли самостоятельных работ;
  6. 9. осуществление межпредметных связей;
  7. 10. использование дидактических игр и элементов занимательности;
  8. 11. включение новых знаний в систему ранее сформированных.

 

 

Немаловажное значение в формировании отношения к учебной деятельности оказывают содержание изучаемого материала, степень его новизны. Эмоциональный, яркий словесный материал всегда вызывает интерес у учащихся. Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является создание противоречий между имеющимися у школьников представлениями об изучаемом явлении и научным понятием. При проведении беседы учитель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную деятельность. Необходимо, чтобы при ответе на вопрос ученик анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы. При формулировке вопросов учителю необходимо отдавать преимущество тем, которые активизируют познавательную деятельность, учат школьника правильно формулировать свои мысли.

Одним из приемов этой работы является создание «проблемных ситуаций» и географических задач, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа. На уроках географии могут предлагаться:

  • задачи, требующие проведения вычислительных операций (определение расстояний, использование масштаба);
  • задачи, связанные с ориентировкой в пространстве;
  • задания, требующие интерпретации полученных фактов.

 

Решение географических задач и «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению курса географии, формирует общеучебные и специальные географические навыки, позволяет использовать полученные знания на практике. При выполнении заданий данного вида ученики должны использовать знания, полученные при изучении других предметов (математики, естествознания, рисования и т. д.)

Примерные варианты заданий:

1. Решите задачу, используя таблицу «Океаны» (приложение к учебнику).

Площадь океана, по которому отправимся в путешествие, на 87, 27 млн. кв. км меньше площади Тихого океана. Известно, что площадь Тихого океана составляет 178,7 млн. кв. м. Найди площадь океана, по которому отправимся в путешествие?

 

2. Разделите слово «Атлантический» на слоги. С какой буквы начинается это слово? Вспомните правило. Запишите тему урока в тетрадь.

 

Большую роль в формировании познавательной активности играет практическая деятельность учащихся.  В процессе изучения географического материала используются разнообразные виды практических работ:

  • определение сторон горизонта,
  • ориентирование на местности и на карте,
  • выполнение схематических зарисовок,
  • составление несложных планов,
  • чтение карт,
  • моделирование,
  • обозначение изученных объектов на контурных картах,
  • заполнение схем и таблиц (обобщающие, сравнительные, требующие классификации объектов).

При формировании общих географических понятий необходимо использовать зарисовки изучаемых объектов. В процессе изложения материала рисунки на доске и подписи к ним выполняет учитель, а учащиеся зарисовывают их в тетради. При закреплении и повторении материала необходимо добиваться того, чтобы учащиеся могли самостоятельно рисовать на доске, делать подрисуночные подписи и объяснять их учителю.

В обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет наглядность. Представления об окружающих объектах и явлениях у детей с нарушениями интеллекта, как правило, нуждаются в уточнении, чему способствует установление прочной связи между образом предмета, его признаками и словесными обозначениями.

Использование наглядности призвано повысить восприятие учебного материала, его конкретность, эмоциональность и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на уроках развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету. Применение наглядных пособий в сочетании с рассказом учителя и работой с учебником обогащает представления учащихся, делает изучение материала доступнее, интереснее, повышает активность школьников на уроке.

Наглядный материал необходимо использовать не только на этапе объяснения, но и при проверке и закреплении знаний, что способствует не только повышению качества ответов, но и совершенствованию знаний и умений.

Интерес к предмету и предложенным заданиям пробуждается и поддерживается не только внешней формой подачи материала, но также и его содержанием. Включение в урок занимательного материала развивает любознательность, корригирует мышление, формирует умение сравнивать и сопоставлять. По своему содержанию занимательные задания могут быть самыми разнообразными:

  • занимательные по характеру содержания (вопросы о различных географических явлениях;
  • вопросы на знание географической, политической или зоогеографической карты);
  • занимательные по характеру построения (ребусы, криптограммы, кроссворды и т. п.)

Примерные варианты:

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе – мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

(Ком + Пас = Компас.)

Слева направо слово прочтёшь,

То от дождя ты защиту найдёшь.

Если с конца же его ты прочтёшь,

Горное озеро тут же найдёшь.

(Навес – Севан.)

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с интеллектуальными нарушениями учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание, позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к географическому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности географического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Использование игр на уроке даёт возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

На уроках географии используют игры на знание карты, географической номенклатуры, «игры-путешествия» (по намеченному учителем или выбранному самостоятельно маршруту учащиеся путешествуют по карте, рассказывая обо всем виденном: рельефе, природе, экономике, и т.д.), игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т. д.

 

Примерные варианты игр.

Игра «Знаешь ли ты карту?»

На доске для каждой команды вывешивается контур материка. На первой парте каждого ряда лежат таблички с названием географического объекта материка. Ребята по очереди берут табличку и укрепляют её на контуре.

 

Игра «Где такой климат?»

На доске данные различных климатических поясов материка, температура января, температура июля, кол-во осадков, преобладающие воздушные массы. Ученики по этим данным должны назвать климатический пояс.

Активизировать познавательную деятельность помогают поэзия, научно-популярная и художественная литература, живопись. Ученикам очень нравится слушать стихи, рассматривать картины художников, фотографии из фотоальбомов, в соответствии с содержанием урока.

Стихи способны задавать тон и ритм выбранной темы. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают и, в то же время, помогают научить отбору самого важного, характерного: учат формулировать собственные мысли. Поэтические образы будят фантазию школьников, создают условия, при которых они стремятся к творчеству, испытывают потребность больше читать, узнавать.

Вопросы и задания: что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

 

Наряду с традиционными методами и средствами обучения, на уроках географии заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий, в первую очередь, компьютерной техники. Информационно-коммуникационные технологии побуждают учителя по-новому строить отношения с учащимися. Учитель уже не является главным носителем информации, он управляет учебной деятельностью учащихся, создаёт широкие возможности развития многих компонентов личности ученика: опыта творческой деятельности, рационального, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира.

ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Это могут быть уроки с выходом в интернет, которые дают возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой.

ИКТ играют важную роль в проведении контрольно – обобщающих уроков. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, карт.

Более ярким, интересным и увлекательным позволяют сделать урок медиаобъекты – интерактивные карты, которые с одной стороны обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка – условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам – возможность изменения содержания карты. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель, способствует формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учителю сделать урок более ярким, интересным, увлекающим, создать атмосферу интереса к знаниям.

Описанные методические приемы не исчерпывают всего многообразия средств, которые применяются на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида для формирования интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта.

 

Список литературы

Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44–51. 17.

Занков Л.В. Проблема обучения и развития и ее исследование //Развитие учащихся в процессе обучения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – С. 7-68.

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2008, -272 с.

Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И. Пороцкая. – М. : Просвещение, 1977. – 159 с.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»