Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Воспитательная работа
в коррекционно-образовательном учреждении

Эффективность воспитательной работы в коррекционно-образовательном учреждении зависит от того, насколько она носит последовательный, систематический и целенаправленный характер. В связи с этим перед педагогами коррекционной школы неизбежно стоит вопрос: что же является главным, приоритетным в развитии и формировании личности ребёнка? Правильное решение данного вопроса тем более важно, так как речь идет не о ребенке вообще, а о ребенке, имеющем отклонения в развитии разного рода. Огромную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является основной задачей современной образовательной системы, что подтверждается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Это сложный процесс, объединяющий в себе развитие и воспитание. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в коррекционной школе направлены на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, уважения к правам и обязанностям человека, на развитие эстетических вкусов, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни, воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде, к семье, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Формы работы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников в коррекционной школе: - беседы, чтение книг, изучение плакатов, картин о защитниках Отечества; - встречи с жителями блокадного Ленинграда; - экскурсии по памятным местам, в музеи; - экскурсии в природу, наблюдение за птицами, растениями в разные времена года; - творческие мероприятия, конкурсы, праздники; - обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совмест¬ной деятельности; - беседы о семье, о родителях; - экскурсии на производственные предприятия, беседы и мероприятия о профессиях; - соблюдение правил и норм здоровьесберегающего режима; - проведение выставок и участие в выставках детского творчества; - содержание уроков и бесед о трудовом обучении. Подробнее хочется остановиться на воспитании у младших школьников ценностного отношения к природе, к окружающей среде, на развитии эстетических вкусов, на раскрытии способностей и талантов учащихся. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нередко воспринимают и осознают предметы упрощенно, без многих деталей. Цвет при этом воспринимается и осознается тоже неточно. Страдает не только полнота восприятия формы предметов и их цвета, но и взаимоотношения объема и цвета, формы и других пространственных признаков воспринимаемых предметов. На занятиях изобразительной деятельности необходимо знакомить обучающихся с книжной иллюстрацией, народной игрушкой и наглядно-дидактической картинкой. В ходе этой работы у них воспитывается интерес к рассматриванию ярких образов, ребята учатся видеть, что и как изобразил художник в рисунке. У детей развивается интерес к живописи, скульптуре, эстетический вкус, умение эстетически воспринимать действительность. Немало важным для учащихся коррекционной школы являются беседы по этике. Этика – учение об основных принципах нравственности и нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. Беседы по этике направлены на разрешение следующих задач: • развитие эстетического вкуса; • формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе, в общественных местах; • регуляция эмоционально-волевой сферы; • коррекция межличностного общения; • формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения (этикета); • развитие устной речи обучающихся; • развитие коммуникативных навыков; • повышение уровня общего развития и культуры школьников с нарушениями интеллекта; • и специальной задачей предмета является коррекция поведения и мышления умственно отсталых школьников. Особенно велика роль природы в воспитании наших детей. На основе приобретаемых в школе знаний о природе и происходящих в ней изменениях у детей формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, эстетическое воспитание, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства. Природная тематика способствует становлению у детей умения видеть, слышать, чувствовать и передавать красоту действительности, а также тренировке этих умений и привлечению их к творческой деятельности (изобразительной, музыкальной). Труд – умственный и физический – активно влияет на развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в труде. Содержание уроков и бесед о трудовом обучении способствует расширению знаний школьников коррекционной школы о практической роли природных материалов в жизни человека (древесина, песок, глина и др.). На этих уроках (беседах) развиваются представления школьников о разнообразной трудовой деятельности, о ее роли в жизни человека и общества. Уроки трудового обучения и беседы на классных часах являются важным средством развития действенного отношения к окружающей природной среде, формирования умений и навыков рационального обращения с предметами и объектами, формирование умений и навыков делать все качественно, аккуратно и красиво. Воспитательное значение природы, экологии трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его мягче, добрее, будит в нем лучшие чувства. Пытаясь научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней, я организовывала целевые экскурсии в природу. Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Постепенно дети усваивают многие правила и нормы поведения в природе в условиях различных, часто встречающихся ситуаций. Об этом свидетельствуют их ответы: "Я не буду трогать гнездо, только понаблюдаю и отойду в сторону"; "Не буду брать домой детеныша, оставлю в лесу"; "Я полюбуюсь, но рвать не буду"; "Не буду разорять муравейник"; "Надо убрать за собой мусор, для костра собрать засохшие ветки и развести костер подальше от деревьев, а потом его потушить". Эти поведения у учащихся носят характер любви, доброты и эстетического бескорыстия. Дети, выражая любовь к домашним животным, говорят о необходимости ухода и заботы о них. Они пытаются помочь им в трудные моменты, проявляя великодушие и доброту. Забота ребенка о маленьком, порой беспомощном существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное, разумное отношение к природе в целом. Большое влияние на духовно-нравственное развитие и воспитание оказывает спорт (внешний вид спортсменов, здоровье). Целью духовно-нравственного развития и воспитания через спорт является укрепление здоровья школьников в условиях образовательного процесса, предупреждение обострений уже имеющихся хронических заболеваний, формирование у школьника навыков здорового образа жизни. Соблюдение правил личной гигиены, уход за кожей, зубами, волосами, поддержание в порядке своей одежды, своей комнаты. Необходимо постоянно заботиться о чистоте рук, т.к. заражение многими болезнями происходит через грязные руки. Гигиена зубов – комплексный уход за полостью рта. Уход за кожей особенно важен в подростковом возрасте, когда появляется чрезмерная потливость быстро присоединяются гнойничковые осложнения. Волосы ученика и ученицы должны быть чистыми, причёска не должна мешать при занятиях в классе и в спортзале. Одежда должна выполнять свою основную функцию и быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать возрасту ученика, полу, температуре в школьном помещении. виду урока, должна быть чистой. Привить обучающимся вкус в одежде, привычку выглядеть всегда аккуратно, чисто, быть здоровым – цель эстетического воспитания. Первоcтепенное внимание в коррекционной школе уделяетcя cемье. Фoрмирoванию этой ценности помогают беседы, классные часы, в которых школьники должны рассказать о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях. Предметные картинки, различные задания, мероприятия, проведенные совместно с родителями, где родители являются ведущими праздника или оказывают активную помощь в его подготовке, способствуют осoзнанию ценности семьи, необходимости укрепления семейных связей, отношений между членами семьи. Детские работы для выставки, выполненные совместно с мамой, папой, бабушкой или дедушкой, предполагают совместную работу обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи. Значение и функция младших классов коррекционной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Пcихолoги устaновили, чтo именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Работа педагогов коррекционной школы, по нравственному становлению личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста состоит в том, чтобы помогать им, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно-нравственных качеств младших школьников зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Литература

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа. – 2005 - №11 – С. 68-71 2. Бореев Ю.Б. Эстетика. - М: Академия, 2002.-511 с. 3. Бурчик Н.Р., Смирнова Е.О. Россия – Родина моя - Санкт-Петербург. – 2000.-194 с. 4. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М: Просвещение. 1989.-192 с. 5. Грегушова Г. Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 5 6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. - 24 с. 7. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.- 376с. 8. Козлова С.А. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М: Педагогика. 1988.- 103 с. 9. Смирнов И.П. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. – Екатеринбург: ИД Сократ, 2005 – 184 с. 10. Точилина Л.Н. Нравственно-эстетическое воспитание в специальной школе VIII вида. Дефектология.– 2003 № 2.-224 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»