Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Базальная стимуляция, как метод комплексного педагогического
воздействия применяемый в работе с детьми ТМНР

(тяжёлыми и множественными нарушениями развития)
 
Зайцева Юлия Юрьевна, 
учитель ГБОУ школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
 
 
Осознание собственного тела, самого себя является базовой образовательной потребностью для ребенка с ТМНР. Основное значение для удовлетворения этой потребности имеет:
 восприятие и осознание границ собственного тела;
 восприятие тела в пространстве и сохранение равновесия;
 восприятие и различение отдельных частей тела и их функций.
В качестве основного метода развития восприятия и осознания собственного тела рассматривается базальная стимуляция. Этот метод используется в педагогической работе с детьми, которые полностью ориентированы на помощь других людей в жизнедеятельности из-за ограничения функционирования всех частей тела. 
Концепция базальной стимуляции была создана в 1970-е годы профессором Андреасом Фрёлихом. Базальная стимуляция – это метод комплексного педагогического воздействия интенсивными, пробивающими ограничения, раздражителями с целью оказания ребёнку помощи в осознании собственного тела, понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей. А. Фрёлих, предполагает, что движение, восприятие и коммуникация самым тесным образом взаимосвязаны. Поэтому, основные положения концепции заключаются в следующем:
 сотрудничество, а не доминирование;
 целостное переживание коммуникации и восприятия;
 элементарная информация через восприятие, схему тела, положение в пространстве, коммуникацию;
 наше отношение к ребёнку - необходимое условие, чтобы начинать;
 не нужно предпосылок, от ребенка ничего не требуется.
По мнению А. Фрёлиха, данная система может обеспечивать уровень восприятия, который мы наблюдаем у здорового ребёнка грудного возраста. Любой человек, даже самый маленький имеет элементарные потребности:
 жизненный уровень: избегание голода и жажды, гарантированное дыхание, избегание боли;
 потребность в получении стимулов, разнообразии и движении;
 безопасность, стабильность, надежность отношений;
 привязанность, нежность, любовь;
 признание, самоуважение;
 независимость, самоопределение.
Цель базальной стимуляции: посредством развития восприятия собственного тела дать понять ребёнку, что он может самостоятельно оказывать влияние на окружающий мир. Для осознания этого детям с ТМНР нужно больше поддержки:
 много телесного контакта, чтобы получить прямой опыт общения, научиться воспринимать других;
 человек, который всегда находился бы рядом и помогал бы на элементарном и интенсивном уровне воспринимать мир;
 человек, который помог бы передвигаться и менять положения тела;
 кто-либо, кто мог бы понять без слов, внимательно заботился и ухаживал.
Большая часть детей с ТМНР из-за того, что окружающие не понимают их сигналов, полностью отказываются от каких-либо контактов или учатся добиваться удовлетворения своих потребностей с помощью иррационального поведения. Нужно осуществлять поиск оптимального для каждого из детей способа общения с окружающими. Для этого необходимо изучать сигналы, которые посылает нам сам ребенок.
Сигналы ребёнка (каналы коммуникации):
 дыхание;
 положение тела;
 расстояние;
 движение;
 мимика;
 взгляд;
 вокализации;
 изменение тонуса мышц;
 сердцебиение;
 температура, цвет, влажность кожи.
Алгоритм коммуникации:
1. Подача телесного сигнала ребенком (изменение тонуса, дыхания; взгляд, мимика, движение и т.д.)  2. Я воспринимаю это поведение как сообщение мне   
3. Я посылаю подходящий ответ на том коммуникативном канале, который выбрал ребенок (например, дыханием)  
4. Ребенок воспринимает мой сигнал 
5. Его поведение меняется
Принципы коммуникации с ребёнком с ТМНР: 
 любое занятие должно включать коммуникацию;
 нужно предупреждать о всех своих действиях – словами или знаками;
 начинать занятие с определённого обращения (ритуал приветствия и прощания);
 обращаться к ребёнку издалека;
 называть часть тела, к которой прикасаешься (построение схемы тела); 
 дотрагиваться до тех частей тела, которые ребёнок позволяет трогать; 
 интерпретировать действия ребёнка как сообщение;
 давать время на ответ ребёнку;
 говорить медленно и просто, одинаковыми словами;
 общаться на одном уровне;
 внимательно наблюдать за сигналами ребёнка;
 реагировать на сигналы ребёнка, подражая, присоединяясь, отражая действия ребёнка, немного их видоизменяя.
В процессе базального воздействия стимулируются следующие области восприятия: соматическая, вестибулярная вибрационная, оральная.
Соматическая базальная стимуляция — развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Для детей с ТМНР соматическая стимуляция — один из немногих каналов развития. Педагог своими руками лепит тело ребенка, обозначая его границы воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. Прикасания должны быть уверенными, непрерывными, контрастными, и симметричными в отношении парных частей тела.
Прикасания выполняются каждый раз в одной и той же последовательности, и направлении, так как они не должны быть неожиданными и дают возможность ребёнку ориентироваться в ситуации. Прикасания начинаются на туловище от плечевого пояса к поясничному отделу и переходят на конечности. Стимуляция рук осуществляется в направлении снизу, вверх от кисти к плечу. Прикасания к ногам выполняются в направлении сверху вниз от бедра к стопе. Прикасания к поверхности лица происходят исходя из принципа движения изнутри наружу. При выполнении прикасаний руки педагога расслаблены и свободно скользят по телу. Выполняются все прикасания медленно, ритмично. На ровных и обширных поверхностях тела спина, живот, грудь применяется плоскостное прикасание, следует избегать нажатий на позвоночник. Для стимуляции верхних и нижних конечностей используют обхватывающее прикасание. Производят обхватывающее прикасание расслабленной кистью руки, при этом большой палец отведен в сторону, а остальные сомкнуты. Для соматической стимуляции можно использовать вспомогательные материалы: 
 перчатки из различных тканей материя, шерсть, кожа; 
 платки или ткани различной фактуры махровые, хлопковые, шёлковые, велюровые;
 губки; 
 массажные перчатки; 
 полотенца; подушечки с наполнителями; 
 мягкие игрушки; 
 фен. 
Все действия, производимые с ребенком, необходимо сопровождать эмоционально-смысловыми комментариями.  Очень важно наблюдать за ребенком, выделяя те раздражители, приёмы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции.
Вестибулярная базальная стимуляция — развитие равновесия тела, как в состоянии покоя, так и при движении в трех основных направлениях: 
 движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево; 
 движения в вертикальной плоскости вверх и вниз; 
 поступательно-возвратные движения вперед и назад. 
Вестибулярная стимуляция осуществляется при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей. Восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия формируется при выполнении следующих упражнений:
 медленные повороты и наклоны головы; 
 покачивание в позе эмбриона; 
 повороты туловища на бок; 
 повороты со спины на живот; 
 повороты туловища в стороны; 
 встряхивание рук и ног; 
 приведение тела в вертикальное положение; 
 покачивание на коленях, гимнастическом мяче, качелях, в гамаке. 
Все перечисленные упражнения выполняются при физической поддержке педагога. Длительность вестибулярной стимуляции должна определяться индивидуально. Вспомогательными средствами вестибулярной стимуляции являются, надувные предметы: 
 мячи; 
 бревна; 
 круги;
 шины; 
 качели; 
 подвесная лежанка-платформа; 
 батут; 
 пружинные матрацы; 
 подушки.
Вибрационная базальная стимуляция — развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом. Этот вид чувствительности можно назвать контактным слухом. При вибрационной стимуляции на тело или его часть оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующие кресла, электрические приборы электрическая зубная щётка, массажёр, подушки, игрушки, камертон, музыкальные инструменты с сильной резонирующей поверхностью и др. При помощи колебательных движений ребёнок с ТМНР получает информацию о строении скелета.
Мероприятия по вибрационной стимуляции следует начинать с удалённых от туловища частей тела. Например, с фаланг пальцев ног. Стимулирующий предмет должен прикасаться точно к кости. Вибрационную стимуляцию следует применять к следующим органам костной системы:
 фаланги пальцев, пястные, запястные, локтевая, лучевая, плечевая кости верхних конечностей; 
 фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренная кости нижних конечностей; 
 рёберные дуги. 
Вибрационное воздействие на позвоночник и кости черепа исключаются. Вибрационная стимуляция выполняется на твёрдой поверхности в положении ребёнка лёжа на спине. Дозировка вибрационных воздействий должна быть индивидуальной. При проведении процедуры следует контролировать по ощущениям ребёнка интенсивность воздействий. 
Таким образом, базальная стимуляция позволяет не только установить очень близкие и доверительные взаимоотношения с ребёнком, избежать функциональности в общении, но и помочь ему в осознании самого себя и своего тела. 
 
Источники:
1. Кипхард Эрнст Й. Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4-х лет / Эрнст Й. Кипхард; [пер. с нем. Л.В. Хариной]. М.: Теревинф. 2012.
2. Миненкова, И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития 
3. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребёнком. М.: Теревинф, 2004.
4.  Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей/ С.Е. Гайдукевич и др. - Минск, УО "БГПУ им. М. Танка", 2008
5. Fröhlich, Andreas (2003): Basale Stimulation. Das Konzept, 4. Auflage, Düsseldorf: Verlag Selbstbestimmtes Leben.
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»