“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.
В.А. Сухомлинский
Приоритетной задачей современного образования является сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса, формирование у детей знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности, умения действовать в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
В стратегических направлениях государственной политики в области образования отмечается, что одной из задач, являющейся приоритетной для реализации модели устойчивого развития образования в России, актуальной и требующей особого внимания, остается тема здоровья детей.
Детство - самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы и здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в их детстве. Поэтому залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения.
В детском доме № 1 воспитываются дети дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Необходимым условием успешного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями является его физическое здоровье, поэтому данному вопросу в детском доме уделяется большое внимание. Из года в год организуются оздоровительные мероприятия, которые постоянно совершенствуются. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Для обеспечения условий сохранения и укрепления здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса, развития культуры здоровья и на её основе формирование здорового образа жизни в детском доме создана Служба здоровья, цель которой:
Построение открытой здоровье сберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровье созидающего уклада жизни детского дома.
Задачами Службы здоровья являются:
Построение внутренней среды детского дома, обеспечивающей здоровье созидающий характер учебно - воспитательного процесса и безопасность воспитанников и педагогов.
Создание условий для оздоровления воспитанников детского дома. Углубленная диагностика здоровья, разработка индивидуальных образовательных и оздоровительных маршрутов.
Реализация программы здоровье созидающей деятельности детского дома.
Основные направления деятельности Службы здоровья:
Мониторинг здоровья воспитанников и педагогов.
Включение здоровье сберегающих технологий в воспитательный компонент образовательной деятельности на основе использования специально сконструированной обогащенной среды развития.
Повышение готовности педагогов и специалистов к здоровье созидающей деятельности.
Медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и учебно-воспитательного процесса
Создание условий для здорового питания воспитанников.
Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима детского дома.
Психолого-педагогическое и медикосоциальное сопровождение детей.
В широком смысле «Служба здоровья» - это все участники образовательного процесса, взаимодействующие в пределах функциональных обязанностей на основе общего концептуального подхода в рамках определенной содержательной модели и осуществляющие систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников и педагогов. В узком (технологическом) смысле в состав «Службы здоровья» входят: зам.директора по УВР, зам директора по ВР, врач, психолог, инструктор по физической культуре, инструктора-методисты по плаванию, социальные педагоги, руководители методических объединений, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели. Таким образом, «Службы здоровья» - это не дополнительное структурное подразделение детского дома, а функциональное объединение уже имеющихся в детском доме кадров.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в Детском доме созданы необходимые условия. Материально-техническое обеспечение позволяет успешно решать задачи оздоровления:
• современный физкультурный зал, оснащенный спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
• плавательные бассейны;
• тренажерный зал;
• спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
• музыкальный зал;
• сенсорная комната;
• медицинский блок;
• комната для занятий с водой и песком.
Сохранение и улучшение здоровье ребенка - огромная каждодневная работа. С целью оздоровления детей проводятся санитарно-гигиенические мероприятия, которые направлены на предупреждение и профилактику заболеваний, обеспечение оптимальных условий для развития детей. Оздоровительные мероприятия являются одним из основных средств повышения защиты организма ребенка. Ребенок, регулярно принимающий закаливающие процедуры, реже болеет, легче переносит любое заболевание.
К санитарно-гигиеническим и оздоровительным мероприятиям относятся:
1. Регулярное проветривание помещений.
2. Дезинфекция воздуха ультрафиолетовыми лучами
3. Общие воздушные ванны.
4. Утренняя гимнастика.
5. Гигиенические процедуры.
6. Соляные дорожки
7. Ежедневные прогулки, подвижные игры
8. Физкультурные занятия.
К лечебно-оздоровительным мероприятиям относятся:
1. Фитолечение: в качестве сырья используются сушеные растения, сборы -витаминный, противоаллергический и др.
2. Кислородный коктейль.
3. Аэроионотерапия.
4. Аэрофитотерапия.
5. Витаминотерапия.
6. Профилактика гриппа и ОРЗ.
Все санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия проводятся на фоне теплового комфорта организма детей, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды детей и уровня их двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния здоровья ребенка и его эмоциональное настроение.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия направлены на укрепление здоровья детей, коррекцию осанки, развитие двигательных навыков. Воспитанники занимаются на тренажерах, в различных секциях: футбол, настольный теннис, легкая атлетика, ОФП; катаются на лыжах, коньках, велосипедах и т.д. Через эти мероприятия формируется положительное отношение к своему здоровью и стремление к здоровому образу жизни. Физкультурно-оздоровительная работа предполагает также формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания.
В практику работы детского дома введены спортивно-массовые мероприятия, в которых участвуют как воспитанники, так и их педагоги. Во время спортивных праздников дети показывают свою ловкость, быстроту, силу, умения действовать коллективно. Задания подбираются с учетом возраста и умений детей. Праздники проводятся в любое время года, как на улице, так и в помещении.
В физкультурном зале создана благоприятная среда для физкультурно-оздоровительной работы с детьми всех возрастных групп. Широкий спектр специального оборудования способствует не только привитию интереса к занятиям, но укреплению своего здоровья.
Воспитанники детских домов с ограниченными возможностями здоровья более подвержены заболеваниям вирусной инфекцией, имеют ослабленную дыхательную и сердечнососудистую системы, отставание в физическом развитии. У них отсутствует согласованность дыхательной и двигательной нагрузки. Двигательная недостаточность детей особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точно дозирование мышечных усилий, перекрестная координация движений, пространственно временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Различные деформации грудной клетки и искривления позвоночника создают дополнительные препятствия дыханию. В этих случаях плавание – это важное реабилитирующее средство.
С сентября 2010 года в детском доме начал функционировать бассейн, который состоит из 2-х чаш: для занятий с детьми 3-6 лет-чаша диаметром 5 м и для занятий с детьми 7-14 лет чаша размером 6х10.
Плавание, как средство физического воспитания, имеет большое значение для формирования гигиенических навыков и укрепления здоровья детей. Занятия плаванием содействуют всестороннему физическому развитию и закаливанию детского организма, воспитывают волю, смелость, трудолюбие и дисциплину.
Многие врачи, наблюдавшие за развитием детей с ограниченными возможностями здоровья, а также опытные педагоги рекомендуют плавание, как вид спорта, который может оказать существенное влияние на состояние здоровья. Регулярные занятия оздоровительным плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптации к разнообразным условиям внешней среды, укрепляется нервная система, повышается общий тонус организма, совершенствуется движения Важно то, что дети овладевают элементами плавания через игру. Обучение через игру - самое естественное состояние ребенка. Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличить число повторов и повысить эмоциональность занятий.
Занятия в бассейне не только позволяет обучать детей плаванию, закаливать их, но и дает ребятам мощную эмоциональную разрядку. Уже предвкушение удовольствия от встречи с водой дает детям заряд бодрости, а, следовательно, и здоровья. Мы считаем, что очень важно не только научить детей плавать, но и любить воду.
Одним из важных условий рациональной организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддерживает работоспособность ребенка на высоком уровне на протяжении всего дня, недели, года. Двигательный режим является обязательной составной частью общего режима дня. И он пронизан разнообразными физическими упражнениями. Это и выполнение утренней гимнастики, и музыкальные занятия с элементами музыкальных подвижных игр, и логоритмика, и занятия по хореографии, и физкультминутки, и подвижные игры на прогулках и в группах, плавание, физкультурные занятия, ходьба на лыжах и т.д. Все это обогащает ребенка двигательными навыками и способствует развитию его организма.
Психолого-педагогическая работа по формированию представлений о здоровом образе жизни включает в себя воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. Это, прежде всего, осуществляется в процессе общения детей со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие детей и взрослых проводятся на основе ключевых идей: развитие, гармония, комплексность.
Идея развития предполагает разработку занятий, способствующих формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, об основах безопасности жизнедеятельности через свободную деятельность. Она осуществляется на основе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с ребенком в специально структурированной предметно-развивающей среде с использованием детских игровых комплектов.
Идея гармонии предполагает гармонию ребенка с окружающим миром и собственным «Я». Для этого используются детские игровые комплекты «Будь здоров», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», компьютерные программы и видеофильмы о природе, поведение людей в различных ситуациях и т.п., отвечающие принципам природосообразности , культуросообразности, принципам опережающего развития и т. п.
Комплексность предполагает воздействие на ребенка учебных занятий, объединенных единой сюжетной линией, которые проводятся с использованием полифункционального интерактивного оборудования, настольно-печатных и компьютерных игр и т.п.
Основными задачами психолого-педагогической работы являются:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание у детей культурно-гигиенических навыков;
– формирование начальных представлений о ЗОЖ.
Эти задачи реализуются в сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных играх с детьми, в специальных интегрированных занятиях.
В процессе воспитания у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания уточняются и развиваются полезные привычки, т. е. личная гигиена становится жизненно необходимой ребенку и ее правила выполняются им осмысленно.
Важно научить детей определять состояние своего здоровья и здоровья окружающих детей и взрослых, а также связно рассказывать об основных симптомах болезненного состояния. Для формирования этих умений ребенок должен иметь представление об особенностях внешнего и внутреннего строения тела человека, о профилактике здоровья.
Детские игровые комплекты «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения» позволяют решать образовательные и коррекционные задачи работы с детьми разного уровня интеллектуального и сенсомоторного развития. Они помогают объединять предметно-практическую, игровую и учебную деятельность, вызывая интерес, развивая воображение, доставляя радость детям.
Забота о физическом и психическом благополучии детей, не допускающих травматизма, физических и эмоциональных перегрузок, является целью физкультурно-оздоровительной работы детского дома. Работа «Службы здоровья» поднимает на более высокий уровень профессионализм педагогов, побуждает их заниматься самообразованием, создает условия для сохранения и укрепления здоровья детей. Главное, чтобы эти преобразования, эти достижения педагогического коллектива, нашли свое продолжение в будущем.