Тулисова Ирина Валерьевна
Цели:
• Отрабатывать умения задавать вопросы;
• Формировать в пассивном словаре неречевых детей умения задавать вопросы с помощью невербальных средств коммуникации.
• Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.
• Воспитание эмоциональной адекватности.
Оборудование.Опоры по зиме, трафареты (чистые, и по зиме), картинки-опоры для составления рассказа, картинки дополнительно к рассказу.
Ход урока.
I.Организационный момент.
На доске выставлены картинки-опоры по зиме. Задание: «Сядет тот, кто составит вопрос о зиме»
(учитель по порядку указывает на картинки: небо, солнце, ветер, деревья).
Ребенок составляет вопрос: «Какое небо зимой? Какое солнце зимой? и т.д.
• Упражнения в постановке вопросов только при помощи интонации:
- Это зимнее утро? - Да! Это зимнее утро.
- Это зимний пейзаж? - Да. Это зимний пейзаж!
Безречевые дети:
• сортируют картинки - предметы, относящиеся к двум временам года;
• находят предметы по сюжетной картине, картинке - карточке;
• определяют на слух названия предметов, которые изображены на его картинках - карточках.
II. Повторение:
а) Работа с календарем природы.
• В какое время года бывает и снег и лед?
• Какого цвета снег, лед? (можно использовать карточку №3)
• Что значит «рыхлый снег», «хлопья снега», «ледяная крупа»?
Безречевые дети: отвечают на вопросы с помощью слов-картинок.
б) Упражнение в сравнении: сравнить два времени года: осень и зиму.
- Сколько месяцев?
- Небо, солнце, ветер.
- Как одеты люди?
Далее — отличия: осенью идет дождь, а зимой - снег; осенью есть листья, зимой деревья стоят голые...). Все выделенные признаки фиксируются в таблице «Сравнение осени и зимы» для того, чтобы ученики могли самостоятельно повторить и сделать итог, сравнение.
Безречевые дети: подбирают слова-картинки, имеющиеся у них к двум сюжетным картинам «Осень», «Зима» и строят из них дорожки слов.
в) Составление вопросов учениками к картинкам.
Задание: «А теперь каждый из вас придумает вопросы к этим картинкам. Посмотрите на картинку № 1, о чем можно спросить?» Учитель должен добиться ряда вопросов к каждой картинке, подводя к этому учеников. (Кто вышел во двор? Что сделали дети? Куда вышли дети?)
III. Итог.