Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Социальная адаптация детей с умеренной умственной
отсталостью в условиях  учебной деятельности

(класс для детей с ОВЗ)
 
Яндовка Элина Станиславовна,
учитель детей с овз (умственная отсталость)
школы №17 Санкт-Петербурга
 
Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения условий успешной социализации, адаптации и создания равных стартовых возможностей для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в мире на сегодняшний день.
Важнейшими понятиями социальной педагогики являются понятия «социализация» и «социальная адаптация».
В соответствии с принятыми в современной психологии и философии представлениями социализацию можно определить как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате чего он становится личностью и приобретает необходимые для жизни в обществе знания и навыки.
Социализация — это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т.д. Состояние этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.
Социальная среда — это целостное психосоциальное пространство, образованное консолидированным кругом лиц и многообразным пересекающимся на личности влиянием биосоциальных факторов. От соотношения влияний, образующих это пространство, зависят варианты развития личности.
Основными источниками социализации являются различные социальные институты (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, государственные структуры и учреждения неправительственного сектора, производственные организации, центры досуга и дополнительного образования и т. д.). [1]
Вопросами социальной адаптации детей с ОВЗ за рубежом начали заниматься с 70-х годов ХХ века. В это время возникает понятие социальной адаптации, включающей в себя подготовку к основному занятию (учебе, работе, статусу пенсионера) и другим жизненным ролям, включая создание семьи и выполнение гражданских обязанностей. В отличие от профессионального обучения социальная адаптация ориентирована не только на оплачиваемую работу, но и на другие виды деятельности (общественную работу, ведение домашнего хозяйства, организацию досуга и т.д.) и предусматривает формирование трудовых умений и навыков и развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы. На социальную адаптацию учащихся должны быть направлены усилия педагогов, семьи, общества. Большое значение для понимания проблем развития личности и социальной реабилитации детей и подростков с физическими и психическими ограничениями имеют работы А.В. Петровского, К.К. Платонова, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, Я.Л. Коломинского, А.Л. Журавлева и др.
 К сожалению, на сегодняшний день проблема социальной адаптации детей с овз мало изучена, не имеет практической реализации. Отсюда является весьма актуальной необходимость специального изучения факторов, которые во многом определяют успех интеграционных процессов, разработка форм и путей организации социальной адаптации и помощи, учащимся со сложной структурой дефекта.
Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие познавательных процессов: нарушение обобщённости восприятия: замедленный темп, этим детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый материал (картинку, текст и т.д.), они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается меньшей дифференцированностью. Замедленный темп узнавания, дети путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. д. Узость объёма восприятия, умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Трудности восприятия пространства и времени. Значительно позже начинают различать цвета, оттенки. Восприятие неразрывно связано с мышлением, все операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация у умственно отсталых детей  недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропуская ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто по несоотносимым. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала связаны с особенностями их памяти. Дети лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки.
Нарушения эмоционально-волевой сферы: недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций, состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т. д. Переживания их неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов. Умственно отсталые дети  предпочитают в работе лёгкий путь, не требующий волевых усилий. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности (недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности).
Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельностиПсихология деятельности глубоко изучена дефектологами Г. М. Дульневым, Б. И. Пинским и др. Отмечая несформиро-ванность навыков учебной деятельности, следует, прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Учитывая все эти особенности, дети с овз требуют индивидуальных образовательных программ, технологий, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития. К таким детям необходимо подбирать особый подход и  оптимальные  условия обучения  для каждого ребенка. [2]
 Усилия коррекционного воспитания направлены именно на создание системы методов и средств социальной адаптации с учетом всей сложности нарушений развития психики у детей и подростков. Вместе с тем они должны быть доступны для осуществления в обычных условиях образовательных или лечебных учреждений при наличии руководящей помощи со стороны психологов, педагогов и врачей.[3].
Успешность включения детей с отклонениями в развитии в социум, прежде всего, зависит не только от характера и степени, имеющихся у них индивидуальных программ и образовательных технологий, но и отношения к таким детям окружающих, от той среды, в которой находится ребенок.
Социальная адаптация умственно отсталого ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.
Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления.
  К сожалению, в России не созданы условия для успешной социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта. В  обществе сложился определенный стереотип о том, что человек с ограниченными возможностями не может и не желает социализироваться и трудиться. Россия делает первые шаги к созданию условий для людей с ограниченными возможностями, выделяют деньги для оборудования  зданий и автобусов пандусами, лифтами для людей с ДЦП, выделяют деньги для семей с детьми инвалидами,  проводят курсы и конференции для обсуждения и решения проблем,  связанных с людьми с ограниченными возможностями здоровья.  Современное российское образование, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, имеет гуманистическую направленность. Создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, эта проблема остается актуальной. Поэтому возникла необходимость в создании и осуществление такого проекта, как «Социальная адаптация детей с умеренной умственной отсталостью в условиях учебной деятельности» для того, чтобы познакомить таких детей с окружающей их средой, подготовить к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.
В данной статье мы делимся опытом внедрения проекта в учебную деятельность.
Т.к. у нас контингент детей c ограниченными возможностями здоровья детей – младшие школьники, то и социальная адаптация будет заключаться не в поиске работы, а в знакомстве с окружающим миром и вхождение в социум.
Работа учителя с такими детьми представляет чрезвычайную сложность. На начальных этапах обучения основными задачами (и критериями успешности) работы должно быть не только и не столько овладение детьми общеобразовательными знаниями, сколько привитие им навыков самообслуживания, элементарной культуры поведения и общения, развитие моторики, речи, ручной умелости. На уроке необходимо организовать постоянную активную практическую деятельность детей, так как вербальное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии (в лучшем случае с использованием картинок), является малоэффективным. Учитель должен вести обучение не путем изолированных упражнений, а организуя различные виды практической деятельности: манипулятивные действия с предметами, различные виды игр, элементарное конструирование, работу с мозаикой, бумагой, пластилином и т.д. [4]
Когда мы решали, какой будет цель этого проекта, мы пришли к выводу, что наиболее актуальным и значимым будет, является успешное усвоение детьми социальных ролей в системе общественных отношений. Это важно, потому что для детей с овз  трудно самостоятельно освоить правила и нормы поведения в обществе и поэтому им необходимо показать, обыграть, запомнить и успешно использовать, изученные социальные роли в системе общественных отношений.
Задачами этого проекта являются: разработка условия для успешного формирование социальной адаптации детей с умеренной умственной отсталостью; формирование у детей представлений о социальных ролях в системе общественных отношений и формирование  коммуникативных умений.
Работа над проектом делилась на несколько этапов. Это первичная диагностика детей. На этом этапе мы взяли каждого ребенка, продиагностировали его, выявили знания, умения и навыки.
На втором этапе  каждому ребенку был разработан индивидуальный маршрут, исходя из его особенностей и потребностей. Составлен план работы с детьми.
Третий этап – это непосредственно  работа с детьми. Работа над проектом предполагала сочетания различных форм работы с детьми таких, как использование интегративных занятий, бесед, дидактических игр, классных часов, сюжетно-ролевых игр, драматизация, элементы театрализованной деятельности, экскурсии, посещение Центра реабилитации детей инвалидов, посещения магазинов (продуктовых, мебельных, канцтоваров и др.), участие детей в конкурсах и праздниках, иппотерапия. На предметах математического представления и конструирования, графике и письме, альтернативное чтение и развитие речи также были включены элементы работы по социальной адаптации.
Интегративное (инклюзивное) образование является одной из форм социальной адаптации. На таких занятиях расширяется круг и направленность общения детей со сложной структурой дефекта. Во время дидактических и сюжетно-ролевых игр, драматизаций происходит обучение умениям и навыкам, необходимым в повседневной жизни (умение следить за временем, умение поддерживать в порядке одежду, умениями пользовать предметами личной гигиены и предметами первой необходимости, умение производить элементарную уборку в помещении, умение пользоваться деньгами, правила поведения в общественных местах). Выездные занятия детей с умеренной умственной отсталостью в магазины, кафе и на экскурсии это подготовка детей к восприятию окружающей среды и знакомство общества с нашими детьми. Посещение Центра реабилитации детей инвалидов позволяет детям со сложной структурой дефекта оказаться в условиях внешкольного образовательного учреждения и заниматься со специалистами центра и другими детьми. Во время иппотерапии происходит реабилитация и оздоровление ребенка с ограниченными возможностями. В результате иппотерапии происходит укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата, улучшение координации движения, а также способствует психоэмоциональному развитию и социальной адаптации детей-инвалидов.
На четвертом этапе проведется итоговая диагностика детей и анализ достижения цели.
Условия реализации данного проекта включают в себя: организация взаимодействия специалистов. Один учитель не в состоянии организовать работу по социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта. Ему нужна помощь со стороны директора образовательного учреждения, социального работника, психолога, воспитателя и др. С помощью общей работы специалистов, социальная адаптация детей будет проходить эффективнее, быстрее и интереснее. В организация специальных занятий  входит подбор дидактического материла, пособий и методик. Организация экскурсий требует сотрудничества со стороны организаций, таких как музеи, театры, цетры реабилитации и т.д. Важным является организация среды, дающей возможность ребенку использовать и тренировать полученные знания.
Проект «Социальна адаптация детей с умеренной умственной отсталостью в условиях учебной деятельности» реализован лишь на малую часть. Ожидаемые результаты данного проекта это - формирование у детей представлений об окружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающими; развитие личностных качеств ребенка; преодоление эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии; формирование коммуникативных навыков; успешная социальная адаптация детей в общество.
Данный проект является малой частью того проекта, который реализуется в нашей стране по социализации и реализации инвалидов. Если в каждом коррекционном учреждении с младших классов начинать работу над социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями, то окружающие начнут узнавать и понимать наших детей. Общество будет готово принять людей с ограниченными возможностями, создавать более подходящие условия для них и оказывать посильную помощь. Мы должны показать правильный пример и выработать определенную,  четкую систему и методику социальной адаптации для детей с умственной отсталостью в России.
 

 
Список литературы:
1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. - М.: «Академия», 2001.
2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18
3. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч . метод. пособие. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 121 с.
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»