Раннее выявление речевых и неречевых факторов риска и их комплексная коррекция
Одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста. Решение этой задачи связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.
Этот вопрос изучался Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной, Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард и многими другими учёными.
В результате исследований было установлено, что к отклонениям в развитии ребёнка приводят особенности образа жизни, врождённые или приобретённые нарушения организма.
В 60–е годы в научной литературе появилось понятие «фактор риска». Это различные биологические и социальные условия, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний.
Выявление факторов риска на сегодняшний день является одной из важнейших задач многих наук, в том числе и логопедии, что связано с возрастающим количеством речевых нарушений у детей.
Таким образом, факторы риска повышают возможность возникновения болезни, не являясь её причиной, также они способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз уже имеющегося заболевания. Различают биологические и социальные факторы риска, между которыми существует тесное взаимодействие.
В процессе планируемого исследования необходимо подробно остановиться на изучении этих двух видов факторов риска, потому что знание их особенностей и механизмов действия позволит в дальнейшем разработать методику коррекционной работы.
Наиболее ответственным периодом в жизни ребёнка является ранний возраст, когда развиваются моторные функции, познавательная деятельность, речь, а так же формируется личность ребёнка. Развитие мозга ребёнка раннего возраста, сенситивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи, поэтому целесообразно говорить о раннем выявлении факторов риска.
Ранняя и адекватная помощь позволит более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребёнка, а, возможно, и предупредить вторичные отклонения. Так же в ходе исследования необходимо разработать методику комплексной коррекции речевых и неречевых факторов риска в условиях дошкольного образовательного учреждения.
До настоящего времени нет единой системы раннего выявления и коррекции факторов риска, вызывающих отклонения в развитии детей, но в этой области проводится целенаправленная государственная политика. Это определяет актуальность темы работы.
Полученные в ходе исследования данные и составленная на их основе комплексная методика коррекционной работы, позволят как можно раньше выявлять речевые и неречевые факторы риска, вести работу по их преодолению педагогам в условиях дошкольного образовательного учреждения.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что логопеды и другие педагоги дошкольного образовательного учреждения в своей работе должны учитывать закономерности действия факторов риска, что позволит целенаправленно проводить первичную профилактическую коррекционно-педагогическую работу. В процессе такой работы последовательно будут осуществляться задачи, определенные программой, в области физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка-дошкольника.
Несмотря на определённые достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции некоторого ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Её создание – важнейшая и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста.