Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Раннее выявление речевых и неречевых факторов риска и их комплексная коррекция

Одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста. Решение этой задачи связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Этот вопрос изучался Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной, Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодской, Э. И. Леонгард и многими другими учёными.

В результате исследований было установлено, что к отклонениям в развитии ребёнка приводят особенности образа жизни, врождённые или приобретённые нарушения организма.

В 60–е годы в научной литературе появилось понятие «фактор риска». Это различные биологические и социальные условия, в большей или меньшей степени способствующие развитию тех или иных патологических состояний.

Выявление факторов риска на сегодняшний день является одной из важнейших задач многих наук, в том числе и логопедии, что связано с возрастающим количеством речевых нарушений у детей.

 Таким образом, факторы риска повышают возможность возникновения болезни, не являясь её причиной, также они способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз уже имеющегося заболевания. Различают биологические и социальные факторы риска, между которыми существует тесное взаимодействие.

В процессе планируемого исследования необходимо подробно остановиться на изучении этих двух видов факторов риска, потому что знание их особенностей и механизмов действия позволит в дальнейшем разработать методику коррекционной работы.

Наиболее ответственным периодом в жизни ребёнка является ранний возраст, когда развиваются моторные функции, познавательная деятельность, речь, а так же формируется личность ребёнка. Развитие мозга ребёнка раннего возраста, сенситивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи, поэтому целесообразно говорить о раннем выявлении факторов риска.

Ранняя и адекватная помощь позволит более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребёнка, а, возможно, и предупредить вторичные отклонения. Так же в ходе исследования необходимо разработать методику комплексной коррекции речевых и неречевых факторов риска в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

До настоящего времени нет единой системы раннего выявления и коррекции факторов риска, вызывающих отклонения в развитии детей,  но в этой области проводится целенаправленная государственная политика. Это определяет актуальность темы работы.

Полученные в ходе исследования данные и составленная на их основе комплексная методика коррекционной работы, позволят как можно раньше выявлять речевые и неречевые факторы риска, вести работу по их преодолению педагогам в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что логопеды и другие педагоги дошкольного образовательного учреждения в своей работе должны учитывать закономерности действия факторов риска, что позволит целенаправленно проводить первичную профилактическую коррекционно-педагогическую работу. В процессе такой работы последовательно будут осуществляться задачи, определенные программой, в области физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка-дошкольника.

Несмотря на определённые достижения в разработке различных диагностических методик и медико-педагогической коррекции некоторого ряда отклонений в развитии, в настоящее время в России нет единой системы раннего выявления детей с подозрениями на те или иные отклонения в развитии. Её создание – важнейшая и актуальная задача современного этапа коррекционной помощи детям раннего возраста.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»