Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическое описание

Адаптация образовательной среды для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья

(категория – легкая умственная отсталость)
Вопросам организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посвящена статья 79 Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 79 так и называется: «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Согласно указанному федеральному закону требуется создание специальных условий для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя: - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, - использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, -использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, -предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, -обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования. Интегративным результатом реализации этих требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.» Образовательная среда– это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, специалистами, обучающимися, их родителями) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования. В нашей образовательной организации в 4-ом классе обучается ребенок с синдромом Дауна (категория – легкая умственная отсталость), которому безусловно необходимы специальные условия для получения образования, адаптированная образовательная среда. Девочка обучается в образовательном учреждении с первого класса по желанию родителей в обычном общеобразовательном классе. Локальная образовательная среда нашего образовательного учреждения - это, как того и требует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), три взаимосвязанных компонента: пространственно-предметная среда, информационно-образовательная и социально-психологическая, при этом упор делается на здоровьесберегающие технологии. Согласно рекомендациям ФГОС в образовательном учреждении осуществляется: 1. Образование ребенка на основе адаптированной образовательной программы. 2. Сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной организации. 3. Консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка. 4. Обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом. Образование обучающейся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по желанию родителей (законных представителей) организовано в общеобразовательном классе совместно с другими обучающимися, а коррекционные занятия с логопедом и психологом - индивидуальные. Используются учебники, учебные пособия, дидактические материалы по программе «Школа России», а также специальные учебные пособия, дидактические материалы, специальные технические средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Кадровое обеспечение: Необходимыми кадрами образовательное учреждение обеспечено. С обучающейся с ОВЗ работают индивидуально: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинские работники. В рамках уроков со всем классом: учитель начальных классов, педагог по музыке, специалист по физической культуре и адаптивной физической культуре, учитель английского языка. Обучающейся предоставлены услуги помощника (тьютора), оказывающего обучающейся необходимую техническую помощь. Педагоги, которые реализуют Адаптированную основную образовательную программу (АООП), имеют высшее профессиональное образование. Учитель-логопед имеет специальное (дефектологическое) образование. Учитель начальных классов, работающий в 4 классе, прошел несколько курсов повышения квалификации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Информационно образовательная среда: Материально-техническая база реализации адаптированной образовательной программы для обучающейся с умственной отсталостью соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к: участку (территории) и зданию образовательной организации. Имеется библиотека, актовый зал и физкультурный зал, зал для проведения занятий по музыке, зал для занятий по атлетической гимнастике (лечебной физкультуре); спортивная площадка; помещения для осуществления коррекционной работы: кабинет логопеда, педагога-психолога; мастерские для уроков технологии (труда);кабинет для проведения уроков «ОБЖ»; кабинет медицинский; помещение для питания – столовая. Пространство (здание и прилегающая территория) соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности: к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; к обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; к соблюдению пожарной и электробезопасности; к соблюдению требований охраны труда; к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др. Атмосфера в школе и классах - поддерживающая (приветливая, классы чистые, выглядят приглашающе, школьные принадлежности в достаточном количестве). В образовательном учреждении, в том числе и в классе, где обучается ребенок с ОВЗ - комфортная температура, воздух свежий, уровень освещения достаточный, питьевой режим соблюдается. Дети в классе относятся к ребенку с ОВЗ по-дружески: вместе играют, помогают на уроках и переменах (например: перейти из класса в библиотеку, принести воду для рисования на ИЗО, собрать игрушки после игры на перемене, ждут в столовой, пока ребенок покушает),. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут, но наш ребенок обучается в обычном классе, где продолжительность урока 45 минут. По расписанию каждый день 4 или 5 уроков. У обучающейся есть возможность при наступлении утомления выйти из класса для отдыха, тьютор сразу же принимает меры для смены вида деятельности. Очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. Уроки в 4 классе характеризуются комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, а также заинтересованностью в общении и совместной деятельности с одноклассниками. На уроках литературного чтения, технологии, изобразительного искусства применяется педагогом включение в урок музыкальной минутки, что позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки и для ребенка с ОВЗ, и для всех детей в классе. Обучающиеся с удовольствием включаются во внеклассные мероприятия, старшеклассники для малышей с помощью педагогов проводят тематические мероприятия, которые не только развлекают, но и решают коррекционные задачи. В классе организовано небольшое игровое пространство, которое выполняет несколько задач: на этапе 1-го класса способствовало скорейшей адаптации ребенка к школе, на последующих этапах отчасти решает задачу двигательной активности детей на переменах, а также как и средство удовлетворения особых образовательных потребностей обучающейся с ОВЗ, а именно: расслабление, снижение психоэмоционального напряжения, развитие мелкой моторики рук, стимулирование познавательной деятельности и т.д. Продолжительность учебной недели –5 дней. Обучение проходит в одну смену. 1 раз в неделю на уроке физкультуры дети посещают бассейн (не в школе). Технические средства обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства имеются. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, педагоги используют рабочие материалы на печатной основе, а также специализированные обучающие программы по математике и русскому языку на планшетах. Для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающейся с умственной отсталостью подобран специальный учебный и дидактический материал (преимущественно используется натуральная и иллюстративная наглядность). Технические средства обучения: классная доска с набором креплений для картинок, таблиц; компьютер с программным обеспечением; интерактивная доска, мультимедиапроектор, магнитные доски. Материально-техническое обеспечение учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Английский язык», «Технология», «Изобразительное искусство» включает всё необходимое: комплекты учебников, наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей, учебно-практическое оборудование, опорные таблицы по отдельным изучаемым темам, схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения; игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры; викторины; плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами; дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков и другие средства; демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки; демонстрационные пособия для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел; настольных развивающих игр; электронные развивающие игры; аудиозаписи звуков окружающего мира (природы); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета; учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов; оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.); конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.; термометры, лупы, бинокли или их упрощенные (детские) модели и проч. В спортивном зале имеется необходимый спортивный инвентарь. Кабинет логопеда оснащен необходимыми печатными пособиями: разрезными азбуками; альбомами с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков; настольные игры (кубики, мозаики, лото); игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса; мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска, зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная лампа, а также специальное логопедическое оборудование. Кабинета психолога оснащен необходимым для проведения психо-коррекционной работы. Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС предполагают совокупность психологических, медицинских, педагогических воздействий, которые направлены на обеспечение и защиту здоровья, формирование правильного отношения к нему. Одной-единственной уникальной технологии здоровья не существует. Здоровьесбережение выступает в качестве одной из задач процесса образования. Педагоги в 4-ом классе с обучающимися класса, в том числе и обучающейся с ОВЗ, стремятся реализовать психолого-педагогические технологии здоровьесбережения: 1)Использовать на уроке элементы, снимающие эмоциональное напряжение: игровые технологии; обучающие интерактивные программы; оригинальные задания и задачи; введение в урок отступлений. 2)Создавать благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательный стиль общения; тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки; стимулирование к самостоятельной деятельности; создание ситуаций успеха; работа педагогов (учителя и тьютора) с позиции дружеского понимания. 3) Пропагандировать здоровый образ жизни и охрану здоровья. 4)Применять личностно-ориентированный подход. В целом, в образовательном учреждении все педагоги планомерно и творчески работают, чтобы модель комфортной образовательной среды, для которой характерно наличие специально создаваемых условий, оптимизируемых процесс воспитания и развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также создание возможностей, необходимых для успешной социализации детей, эффективно функционировала.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»