Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сулеймагова Назия Асхатовна

Цель статьи:

Формирование у детей общего представления о народной культуре.

 

Задачи:

1. Вызвать интерес к обрядам и обычаям наших предков.

2.Знать различные этапы развития истории русского народа.

3.Формирование активной личности, подноценного и жизнеспособного члена общества.

 

       Старая поговорка гласит " Все новое - хорошо забытое старое"

Заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходиться вновь и вновь обращаться к опыту предков. Своя культура выделяется человеком как особенная, первая, с которой он свыкается, сживается, впитывает, как принято говорить с молоком матери.

У меня, как у педагога есть удивительная возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научить любить и уважать прошлое и заботится о будущем.

Знакомство с предметом " Народная культура" начинаю с темы " Мой дом - моя крепость".

«В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумерке ночном...

Пол обструган гладко, ровен потолок,

Печка развальная встала в уголок,

Крашеные пяльца со стулом раздвижным,

И кровать резная с пологом цветным.

 

       В стихах Александра Меня описан внутренний мир крестьянской избы. Но прежде со всех сторон наших предков окружал лес. Они считали, что это тоже род, но род незнакомый и страшный. А больше всего они боялись злых духов, которые их окружали: баба Яга, водяной, кощей, леший, русалки.

Как же защититься от всей этой нечисти? И решили наши предки, что нужно строить дом.

Мой дом - моя крепость".

Место будущего дома надо было защитить, поэтому и опахивали его кругом - знаком неба и солнца.

Позже, березку в центр вкапывали, вешали на нее икону -" Береги, берегиня!"


 

      Рассматриваем с детьми принципы архитектуры избы. Ее обереги: ставни, причелины, наличники, громовой знак.

Главным предметом в доме была печь. Сохранилась поговорка: " Плясать от печки". Даже в самом бедном доме печь была побелена.

Домовой - дух дома. Виделся он людям небольшим, лохматым старичком, иногда очень похожим на своего хозяина. При переезде давали домовому лапти да приговоривали:

"Дедушко - домовой,

Вот тебе сани, поедим с нами".


 

     Говорю детям, что уютный, родной дом - это не только стены, это, прежде всего тепло и любовь своей семьи. Предки и создавали семью, чтобы сохранить свой род. Каждый род знал свою родословную и гордился своими предками.

Художники составляли родословное древо, где на каждой веточке, на каждом листочке записано было самое главное, древнее и гордое имя, пришедшее к нам из глубины веков.

Дети учатся составлять родословную своей семьи. Привожу детям пример, что Александр Сергеевич Пушкин чтил и помнил своего предка - арапа Ганнибала.


 

На Руси, в старину было такое поверье: если ребенок в семье долго и упорно играет с куклой, быть в той семье и прибыли и богатству. Дети на занятии не только знакомятся с куклами, но и делают их своими руками.

Кукла зерновушка - набивали зерном, она спасала людей от голода.

кукла уватка - делала женщина, когда ждала ребенка.

кукла неразлучники- дарили молодым на свадьбу.


 

У наших предков не было календаря, а надо было знать, когда сеять, пахать, свадьбы играть. Вот наши мудрые предки и решили, что каждый месяц будет представлять определенная кукла.

зерновушка- сентябрь

санница- декабрь

вербница- март

кукушка- май

ангел- декабрь

кострома- август

десятиручка- октябрь.

Знакомлю детей с русским народным творчеством: песнями,

плясками, играми, русской музыкой.


 

" Ты, откуда, русская

зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли, в боли,

или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда,

грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же появилась? Как же зазвучала?

- Прилетели утки - уронили дудки,

-Прилетели гуси- уронили гусли.

Их весною вешней нашли, удивились!

-Ну а песня?

-С песней на Руси родились!


 

     Сберечь, доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы любить надо знать, помнить и уважать.

Моя цель помочь каждому ребенку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность, постичь ее глубокую человечность, приобщиться к вечному и прекрасному.


 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»