Сулеймагова Назия Асхатовна
Цель статьи:
Формирование у детей общего представления о народной культуре.
Задачи:
1. Вызвать интерес к обрядам и обычаям наших предков.
2.Знать различные этапы развития истории русского народа.
3.Формирование активной личности, подноценного и жизнеспособного члена общества.
Старая поговорка гласит " Все новое - хорошо забытое старое"
Заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходиться вновь и вновь обращаться к опыту предков. Своя культура выделяется человеком как особенная, первая, с которой он свыкается, сживается, впитывает, как принято говорить с молоком матери.
У меня, как у педагога есть удивительная возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научить любить и уважать прошлое и заботится о будущем.
Знакомство с предметом " Народная культура" начинаю с темы " Мой дом - моя крепость".
«В низенькой светелке со створчатым окном
Светится лампадка в сумерке ночном...
Пол обструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная встала в уголок,
Крашеные пяльца со стулом раздвижным,
И кровать резная с пологом цветным.
В стихах Александра Меня описан внутренний мир крестьянской избы. Но прежде со всех сторон наших предков окружал лес. Они считали, что это тоже род, но род незнакомый и страшный. А больше всего они боялись злых духов, которые их окружали: баба Яга, водяной, кощей, леший, русалки.
Как же защититься от всей этой нечисти? И решили наши предки, что нужно строить дом.
Мой дом - моя крепость".
Место будущего дома надо было защитить, поэтому и опахивали его кругом - знаком неба и солнца.
Позже, березку в центр вкапывали, вешали на нее икону -" Береги, берегиня!"
Рассматриваем с детьми принципы архитектуры избы. Ее обереги: ставни, причелины, наличники, громовой знак.
Главным предметом в доме была печь. Сохранилась поговорка: " Плясать от печки". Даже в самом бедном доме печь была побелена.
Домовой - дух дома. Виделся он людям небольшим, лохматым старичком, иногда очень похожим на своего хозяина. При переезде давали домовому лапти да приговоривали:
"Дедушко - домовой,
Вот тебе сани, поедим с нами".
Говорю детям, что уютный, родной дом - это не только стены, это, прежде всего тепло и любовь своей семьи. Предки и создавали семью, чтобы сохранить свой род. Каждый род знал свою родословную и гордился своими предками.
Художники составляли родословное древо, где на каждой веточке, на каждом листочке записано было самое главное, древнее и гордое имя, пришедшее к нам из глубины веков.
Дети учатся составлять родословную своей семьи. Привожу детям пример, что Александр Сергеевич Пушкин чтил и помнил своего предка - арапа Ганнибала.
На Руси, в старину было такое поверье: если ребенок в семье долго и упорно играет с куклой, быть в той семье и прибыли и богатству. Дети на занятии не только знакомятся с куклами, но и делают их своими руками.
Кукла зерновушка - набивали зерном, она спасала людей от голода.
кукла уватка - делала женщина, когда ждала ребенка.
кукла неразлучники- дарили молодым на свадьбу.
У наших предков не было календаря, а надо было знать, когда сеять, пахать, свадьбы играть. Вот наши мудрые предки и решили, что каждый месяц будет представлять определенная кукла.
зерновушка- сентябрь
санница- декабрь
вербница- март
кукушка- май
ангел- декабрь
кострома- август
десятиручка- октябрь.
Знакомлю детей с русским народным творчеством: песнями,
плясками, играми, русской музыкой.
" Ты, откуда, русская
зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли, в боли,
или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда,
грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же появилась? Как же зазвучала?
- Прилетели утки - уронили дудки,
-Прилетели гуси- уронили гусли.
Их весною вешней нашли, удивились!
-Ну а песня?
-С песней на Руси родились!
Сберечь, доставшееся нам по наследству поможет лишь любовь, а чтобы любить надо знать, помнить и уважать.
Моя цель помочь каждому ребенку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность, постичь ее глубокую человечность, приобщиться к вечному и прекрасному.