Конспект логопедического занятия
Мебель
Сидорова Ирина Алексеевна,
учитель-логопед ГБОУ школа №502
Кировского района Санкт-Петербурга
Логопедическая тема: произношение звука [л] в слогах, словах, чистоговорках.
Грамматическая тема: употребление существительных с предлогами.
Лексическая тема: «Мебель».
Коррекционно-образовательные цели:
- автоматизация звука [л];
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель»;
- понимание и употребление некоторых простых предлогов;
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие длительного плавного выдоха;
- развитие фонетического слуха и фонематического восприятия;
- развитие диалогической речи;
- развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
- развитие артикуляционной, мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, инициативности.
Оборудование: предметные картинки с изображениями мебели, массажные мячики, бутылочки с конфетти, соломинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
При входе в кабинет логопед приветствует детей. Каждый ученик получает картинки с изображением мебели.
Логопед: Назовите предмет, изображённый на вашей картинке.
Ученики: стол, кроватка, диван, стул, шкаф, полка.
Логопед: К чему относятся все эти предметы?
Ученики с помощью наводящих вопросов называют понятие «Мебель».
Логопед: Молодцы! Сегодня мы будем разговаривать о предметах мебели.
2. Игра «Наша квартира»
Логопед ставит на доску картинки с изображениями кухни, гостиной, спальни и детской комнаты.
Логопед: Рассмотрите картинки на доске. Давайте назовём вместе.
Ученики с логопедом называют комнаты, изображенные на картинках.
Логопед: А что нарисовано у вас на картинках, давайте повторим.
Ученики перечисляют.
Логопед: Как эти предметы можно назвать одним словом?
Ученики: Мебель.
Логопед: Молодцы! Сейчас вы будете брать картинку, на которой нарисована мебель, и искать ту комнату, где она стоит.
Первый ученик выбирает одну из предметных картинок и называет, что на ней нарисовано.
1-й ученик: Это кроватка.
Логопед: Где она стоит?
1-й ученик: В детской.
Логопед: Для чего она нужна?
1-й ученик: Чтобы спать.
Логопед: Поставь её под картинку.
Ученик ставит свою картинку на доску. Второй ученик берет одну из полученных картинок и называет, что на ней нарисовано.
2-й ученик: Это диван.
Логопед: Где он стоит?
2-й ученик: В гостиной.
Логопед: Для чего он нужен?
2-й ученик: Чтобы сидеть.
Так далее организуется диалог с каждым учеником по очереди, пока не будут разобраны все картинки.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Звук Л трудный, поэтому чтобы красиво его произносить, нужно сделать гимнастику для языка и губ.
Учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику перед индивидуальными зеркалами:
· «Наказать непослушный язык»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя».
· «Вкусное варенье»
Улыбнуться, приоткрыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизывать верхнюю губу сверху вниз.
· «Индюк»
Улыбнуться, приоткрыть рот, языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»
· «Качели»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка за нижние зубы, а затем широкий кончик языка за верхние зубы. Поочередно менять положение языка.
· «Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка, как цокает лошадка.
· «Пароход гудит»
Улыбнуться, открыть рот и с напряжением произносить долгое «ы-ы-ы…»
3. Выделение звука [л] из ряда звуков.
Логопед раздаёт ученикам флажки.
Логопед: Я сейчас буду произносить разные звуки, а вы будете поднимать флажки только тогда, когда услышите звук [л]. Но сначала давайте произнесём этот звук вместе.
Далее логопед произносит звуки – м, с, ы, л, о, р, н, л, ш, у, л…
Ученики поднимают флажок, услышав звук [л].
4. Чтение слоговой таблицы.
Логопед: Давайте чётко прочитаем слоговую таблицу:
Ла – ло – лу – лы - лэ
Ала –оло – улу – ылы – элэ
Ал – ол – ул – ыл – эл
Логопед: Хорошо.
5. Упражнение «Салют».
Логопед раздаёт ученикам бутылочки с конфетти.
Логопед: Давайте устроим салют. Возьмите бутылочку, сделайте вдох, дуйте в соломку долго, плавно, не надувая щёк.
Упражнение проводится не более четырёх раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей. Логопед следит, чтобы ученики не поднимали плечи при вдохе и не надували щёки при выдохе.
6. Упражнение «Повтори за мной».
Ол-ол-ол - в гостиной стол.
Ул-ул-ул - садись на стул.
Ал-ал-ал - в углу пенал.
Ыл-ыл-ыл - шкаф закрыл.
7. Упражнение с массажными мячиками.
Логопед раздает ученикам массажные мячики и предлагает выполнить им упражнения.
Это ручка – правая,
Это ручка - левая.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной левая,
Будет сильной правая,
Будут руки у меня сильные, умелые.
8. Автоматизация звука [л] в словах (исключение лишней картинки).
Логопед выставляет на магнитную доску картинки: стул, стол, ложка, полка, кресло.
Логопед: Назовите картинки.
Учащиеся: Стул, ложка, полка, кресло, стол.
Логопед: Какой одинаковый звук во всех этих словах?
Логопед повторяет названия предметов, голосом выделяя звук [л].
Учащиеся: Звук [л].
Логопед: Скажите, ребята, какая картинка не подходит к другим?
Учащиеся: Ложка.
Логопед: Верно. А почему не подходит?
Учащиеся: Ложка – это посуда, а стол, полка, кресло, стул – это мебель.
Логопед: Молодецы!
9. Игра «Будь внимательным».
Логопед достает плоскостные изображения игрушек.
Логопед: В детской комнате не хватает игрушек. Я их расставлю, а вы расскажете, где они стоят.
Логопед расставляет игрушки, а ученики комментируют действия логопеда.
1-й ученик: Мишка сидит на кровати.
2-й ученик: Мяч лежит под стулом.
3-й ученик: Машинка стоит на полке.
Логопед: Очень хорошо. Молодцы!
10. Окончание урока.
Логопед: Какую тему мы сегодня рассматривали на уроке?
Ученики: Мебель.
Логопед: Перечислите, какие предметы мебели вы знаете.
Ученики перечисляют.
Логопед: Молодцы! Что вам понравилось делать на занятии?
Ученики перечисляют игры и задания, которые им было интересно выполнять. Логопед оценивает работу каждого ученика.