Содержание требований программы по разделу
«Развитие зрительного восприятия»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМЕ ЭТАЛОНОВ ВЕЛИЧИНЫ
I год обучения |
II год обучения |
III год обучения |
IV год обучения |
|
Учить находить большие и маленькие предметы; |
|
|
|
|
учить различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой, маленький);
|
учить выделять, соотносить и словесно обозначать величину предметов: большой - меньший, маленький - высокий, ниже - низенький, толстый - тоненький и т. д.; |
учить узнавать и словесно обозначать ширину, длину, высоту в предметах; учить зрительному анализу величины предметов; |
учить зрительно анализировать ширину, длину, высоту предметов;
|
|
учить зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; закреплять умение измерять два предмета путем наложения, приложения в играх
|
продолжать учить называть, сличать величину предметов путем наложения, приложения;
|
учить устанавливать взаимосвязи между предметами по величине; отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине (5-6) располагать на ф/г, столе предметы по убывающей, возрастающей величине; |
продолжать учить устанавливать взаимосвязи между предметами по величине; отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине; (7-8) располагать на ф/г, столе предметы по убывающей, возрастающей величине; |
|
|
|
учить выделять и словесно обозначать величину реальных предметов; |
учить проводить замеры с помощью условных мер; учить сличать размеры разных предметов; |
|
развивать глазомер. |
продолжать развивать глазомер. |
упражнять глазомер; |
учить замечать величину реальных предметов: называтьв процессе наблюдения: близкие и дальние, высокие и низкие, широкие и узкие объекты; |
|
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМЕ ЭТАЛОНОВ ФОРМЫ. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВОСПРИЯТИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ
|
|
|||
I год обучения |
II год обучения |
III год обучения |
IV год обучения |
|
Учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал); |
Продолжать учить различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); |
Закреплять умение различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб) в разных пространственных положениях; |
Упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб трапеция, пятиугольник) в разных пространственных положениях; |
|
учить соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус); |
закреплять умение соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус); |
учить отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела(шар, эллипсоид, конус, куб, призма) |
упражнять в отличении геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемных тел(шар, эллипсоид, конус, куб, призма) |
|
учить соотносить, находить форму геометрических и объемных фигур в реальных предметах;
|
развивать умение использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке; |
обучать использованию форм геометрических и объемных фигур как эталона для анализа основной формы реальных предметов;
|
учить детей анализу формы предметов соответственно эталонам; |
|
|
учить правильно употреблять понятия круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная форма. |
учить включать в описательную речь понятия: крупная форма, угольная форма; |
учить анализу формы предметов соответственно эталонам, оперируя понятиями |
|
|
|
учить анализу сложной формы предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов; |
закреплять умение анализировать сложную форму предметов с помощью вписывания сенсорных эталонов формы для анализа строения формы предметов; |
|
|
|
учить использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов. |
продолжать учить использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов. |
|
|
|
|
учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры. |
|
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА
I год обучения |
II год обучения |
III год обучения |
IV год обучения |
Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный); |
Развивать цветовосприятие, закреплять знание основных цветов спектра: красный оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый (коричневый, черный); |
Уметь отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту; |
Продолжать учить называть основные цвета и оттенки(по насыщенности, светлоте); |
учить соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов; |
учить группировать предметы однородные по признаку цвета. |
учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире |
учить ориентироваться на цвет, как постоянный признак предметов и явлений окружающегося мира; |
учить находить предметы определенного цвета в окружающем мире; |
продолжать учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире; |
учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире; |
закреплять умение находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире; |
учить группировать предметы однородные по признаку цвета. |
продолжать учить группировать предметы по признаку цвета в играх. |
учить зрительно различать и называтьгруппы предметов с однородными признаками цвета; |
учить правильно использовать эталоны цвета при описании классификации группы предметов; |
|
|
учить создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию, по схеме, рисунку с использованием ф/г и вырезанных по контуру цветных и одноцветных изображений; |
учить создавать узоры, цветные композиции на ф/г, магнитной доске, из мозаики; |
|
|
учить замечать цвет движущихся объектов. |
учить различатьцвет движущегося объекта и нескольких объектов. |
ФОРМИРОВАНИЕ И УТОЧНЕНИЕ ЗНАНИЙ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПРЕДМЕТОВ. РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ОПЕРАЦИЙ И СИСТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ
I год обучения |
II год обучения |
III год обучения |
IV год обучения |
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира,
|
формировать способызрительного восприятия предметов окружающей действительности;
|
учить целенаправленному, осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности,
|
расширять представление о предметах и явлениях окружающей действительности;
|
воспитывать интерес к окружающему миру;
|
формировать устойчивый интерес к наблюдению, поиску воспринимаемых объектов;
|
формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов;
|
продолжать формирование заинтересованности и положительного отношения к наблюдению, поиску, анализу предметов и явлений окружающего мира; |
формировать действия с предметами, формировать зрительные способы обследования формы предметов;
|
учить осязательно-зрительным способом обследовать предметы; |
закреплять умение зрительного обследования предметов; |
развивать скорость и полноту зрительного обследования предметов;
|
развивать умение замечать форму, цвет в окружающих предметах;
|
закреплять умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину и пространственное положение;
|
закреплять умение анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам;
|
закреплять умение выделять главные (существенные) признаки;
|
учить находить предметы определенной формы, цвета, величины в окружающем мире;
|
Продолжать учить предметы определенной формы, цвета, величины и пространственного положения в окружающем мире; |
Закреплять умения находить предметы определенной формы, цвета, величины в окружающем мире; |
Упражнять в нахождении предметов определенной формы, цвета, величины и пространственного положения в окружающем мире; |
учить группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков(форма, цвет, величина);
|
продолжать учить группировать предметы по одному из сенсорных признаков (форме, цвету, величине) в играх;
|
учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками (форма, цвет, величина и пространственное положение); |
упражнять группировать предметы по отдельным признакам (форма, цвет, величина или пространственное положение); |
учить видеть движущиеся объекты: - наблюдать на улице за движением транспорта, ходьбой, бегом людей, животных;
|
различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно);
|
продолжать учить различать движущиеся предметы, понимать, называть словом скоростные качества движения (быстро, медленно);
|
упражнять в различении движущихся предметов, назывании скоростных качеств движения; |
учить выполнять движения в разном темпе; |
продолжать учить выполнять движения в разном темпе; |
закреплять умение выполнять движения в разном темпе; |
упражнять в выполнении движения в разном темпе; |
|
учить пользоваться при рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли). |
учить пользоваться при рассматривании оптическими средствами коррекции (лупы, бинокли). |
учить пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов;
|
РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ СЮЖЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
I год обучения |
II год обучения |
III год обучения |
IV год обучения |
1. Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному или контурному изображению: - находить реальный предмет по цветному, по силуэтному, по контурному изображению;
|
1. Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами; - учить сличать изображения с реальным предметом в играх;
|
- учить описывать предметы и находить их по описанию; - находить по части предмета целый; составлять из частей целое;
|
Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами; - учить описывать предметы и находить их по описанию; - находить где детали, где целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет: сюжетное изображение; |
- учить различать, называть и сравнивать предметы с изображением на картинке, последовательно выделять основные признаки.
|
|
|
|
|
1. Учить правильно воспринимать картину по заданному плану.
|
2. Учить видеть расположение предметов на картине: - называть предметы, расположенные ближе – дальше, - учить понимать заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности. |
2. Учить видеть расположение предметов на картине: - называть предметы, расположенные ближе – дальше, - учить понимать заслоненность одного предмета другим при изображении и в действительности. |