"Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!"
Игнашина Светлана Евгеньевна, воспитатель,
ГБДОУ №65 Фрунзенского роайона Санкт-Петербурга
Лебедева Ирина Викторовна, учитель-логопед,
ГБДОУ №65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Закреплять представления детей о лексической теме «вода»
ЗАДАЧИ:
Коррекционные:
1) активизировать предикативный и атрибутивный словарь по данной теме;
2) развивать фонематический анализ, синтез;
3) закреплять представления детей о звуках русского языка;
4) развивать навык чтения;
5) согласовывать различные части речи в предложении;
6) развивать связную речь;
7) развивать логическое мышление;
8) развивать зрительное внимание, память, гнозис;
9) развивать слуховое восприятие и внимание;
10) развивать мелкую, общую моторику, координацию речи с движениями;
Познавательные:
Развивать познавательный интерес детей к природе, природным явлениям
Воспитательные:
1) воспитывать у детей бережное отношение к природе, природным ресурсам;
2) воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, творчество при выполнении поставленных задач, умение работать в паре, в команде;
3) воспитывать у детей любознательность, поощрять положительные эмоции, активность при выполнении разнообразных игровых заданий.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Звуковые схемы, фотографии , схема «круговорот воды в природе», фигуры с буквами, схемы для составления фигур, карточки со словами, пакет с водой, пакет со льдом, термос с горячей водой, музыкальные фонограммы, игрушка капелька, сундучок.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-Образовательные ситуации «Волшебница-вода», «Где живут капли воды в детском саду?», «Вода бывает разная»
-Дидактические игры «Какая бывает вода?», «Что вода делает?», «Разноцветная вода»
-Пополнение экологического уголка книгой О. Кургузов «Про каплю акву».
-Изготовление плакатов «Берегите воду»
-Фронтальные и индивидуальные логопедические занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент:
Ребята, посмотрите, что это? (капелька воды)
Вы знаете, капелька рассказала нам очень грустную историю. Оказывается, в одном доме люди не выключили кран и вся вода вытекла. А осталась только одна капелька. И вот сегодня она у нас в детском саду. И ей очень хочется узнать, знаете ли вы, что воду нужно беречь, зачем нужна вода, какая она вода… Давайте сегодня попробуем разобраться в этом. Вас ждут интересные игры и задания, связанные с водой. А чтобы нашей капельке не было грустно одной, мы найдем ей подружек. А каких, вы догадаетесь позже. А капелька наша не простая, а волшебная. И принесла она с собой волшебный сундучок. А что в этом сундучке мы постепенно и узнаем.
2.Основная часть
2.1Вода-жидкость
Звучат звуки воды(шум дождя, шум моря, журчание ручья)
-Ребята, что вы слышите?
А что это всё такое: море, ручей, дождь...? (это всё вода)
(из сундучка достается пакет с водой)
Где еще мы можем встретить воду?
Какая бывает вода? (подбор признаков)
А что вода делает? (подбор действий)
-Давайте теперь разобьемся на пары и выполним первое задание.
-д/и «Узнай наложенные изображения»(дождь, ручей, река, озеро, водопад, болото)
-д/и «Подбери к звуковым схемам слова» (назовите слова по звукам, сколько гласных звуков в каждом слове, сколько слогов)
-А какое слово получится из таких звуков: м, о, рь, э? (море)
Музыкальная пауза «Море волнуется…»
Звучит кваканье лягушек. Появляется Водяной. Напевает песню «Я водяной…»
-Ребята, вы знаете, кто это? Где же он живет?
-Водяной, а зачем ты к нам пришел?
- Скучно мне одному в болоте, только лягушки одни и квакают, а мне поговорить с кем-нибудь охота! А тут столько ребят! Вот я сижу один в болоте и от одиночества сочиняю.
-А что ты сочиняешь?
-А что вокруг вижу, то и сочиняю. Хотите послушать?
«В лягушках квакают болота».
-Ой, Водяной, ты кажется, что –то напутал. Ребята, как вы думаете? Как правильно нужно сказать?
(Водяной говорит другие фразы: «У стрекоз есть крылья, потому что они летают»; «Появились лужи, и поэтому, полил дождь»; «Цапля схватила лягушонком клюв.»)
-Ой, видимо, это не мое дело-сочинять! Пойду-ка я обратно в свое болото и найду себе другое занятие.
(Водяной смотрит на свою одежду)
-Ой, что это у меня тут? (Капелька воды)
Так это же я вам ее нес. Возьмите!
2.2Вода-лёд
Один ребенок загадывает загадку:
Его полным-полно зимой.
Так скользко- не дойдешь домой.
На речках и прудах встает
Прозрачный, хрупкий, чистый …(лёд)
-А при чем тут лёд? Мы же о воде сегодня говорим! (ответы детей)
Правильно, оказывается, вода может превращаться в лёд.
(из сундучка достается пакет со льдом)
-Ой, ребята, а что случилось с нашей водой? (она замерзла, превратилась в лёд).
А что надо сделать, чтобы проверить, является ли лёд водой? (у детей по кусочку льда в руках)
Что вы ощущаете на руках? (лед тает и превращается в воду)
-Ребята, а в какой сказке было много снега, льда? Там еще мальчик играл со льдинками. («Снежная королева»)
-д/и «Составь фигуру»
-Прочитайте получившееся слова (ледоход, ледокол)
Что означают эти слова? Из каких двух слов состоят?
(дается капелька-снежинка)
2.3Вода-пар
(из сундучка достается термос, из него идет пар)
-Ребята, что это? (пар)
-Да, так мы же сегодня о воде говорим, при чем тут пар? (ответы детей)
Правильно, вода может превращаться и в пар.
-С помощью каких предметов можно проверить, что пар-это вода и как это сделать? (действия детей)
-Где еще можно увидеть пар?
(демонстрация коллажа)
-О чем я сейчас говорю: белые, пушистые, легкие, плывут по небу? (облака)
-д/и «Собери пословицу» (Под лежачий камень вода не течет)
О чем говорит эта пословица? Какие вы еще знаете пословицы, в которых есть слова, относящиеся к воде?
(дается капелька-облачко)
2.4.Круговорот воды в природе
(из сундучка достается схема)
-Ребята, а что здесь изображено?
Давайте с помощью слов и движений расскажем про это явление природы.
Физкультминутка «Круговорот воды в природе» (координация речи с движениями)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше… Пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…
Всё это и зовут в народе:
Круговорот воды в природе.
3. Итог занятия. Берегите воду!
-Капелька, мы с ребятами сегодня вспомнили, какая она-вода, что она бывает не только жидкая.
-Ребята, а вы помните историю, которую нам рассказала капелька в самом начале нашего пути?(ответы детей). Так, какой отсюда можно сделать вывод?( беречь воду и т.д.)
-Не переживай, капелька! Мы изготовим плакат «Берегите воду!». И обязательно повесим его в нашем детском саду.
(изготовление плаката)
Один ребенок читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Смею вам я доложить- Без нее нам не прожить!