Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Состояние произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией
Моисеева Мария Юрьевна
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.
Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.).
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
Дизартрия – сложное звукопроизносительное расстройство, при котором страдает просодическая сторона (организация) речи. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушение гласных классифицируется по рядам и подъемам, нарушения согласных – по их четырем основным признакам: наличию и отсутствию вибрации голосовых связок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому небу. Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром артикуляционных расстройств.
Од­ним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературно­го языка, является звуковая культура речи, или ее произноси­тельная сторона.
В понятие «произносительная сторона речи», или «произношение», включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии.
Основные компоненты звуковой культуры речи – это:
  1. Интонация
  2. Система фонем
Интонация (от лат. intono — громко произношу)это сово­купность звуковых средств языка, которые:
  • фонетически организуют речь;
  • устанавливают смысловые отношения между частями
    фразы;
  • сообщают фразе повествовательное, вопросительное
    или побудительное значение;
  • являются средством выражения экспрессивной эмоци­ональной окраски.
Интонация — сложное явление. Она состоит из ряда компо­нентов (табл. 1. — составлена по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой, 1999).
Таблица 1. Компоненты интонации

 
Компоненты интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи — модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выра­жению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза — это остановка, перерыв в звучании.
 
Компоненты интонации выполняют следующие основные функции:
  • коммуникативную;
  • смыслоразличительную (фонологическую);
  • кульминативную (выделительную);
  • синтезирующую (объединительную);
  • делимитативную (разграничительную);
  • эмоциональную;
  • экспрессивную.
Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:
  • речевой слух — восприятие соответствующих ситуации
    темпа и ритма речи;
  • звуковысотный слух — восприятие движений тона голо­са (вверх — вниз);
  • силу голоса;
  • высоту голоса;
  • речевое дыхание (его длительность и интенсивность).
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов.
Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (сом, дом, лом, том, ком). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.
Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) - легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми складками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) - полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т.е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс; ее проявление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Так же важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Первый год жизни. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые в этот период ребенком нечетки, порой они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести.
Начиная со второго полугодия, в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречается гласный звук а, из согласных в основном звуки [п, б, м, к, т] и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.
К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, [п, б, н, т, д, к, г], причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие - меньше и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет большое значение для его дельнейшего развития.
Второй год жизни. На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как [а, у, и, о], но звуки [ы, э] заменяют звуками и, е большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам [т, д, з, с]. Отсутствуют также шипящие звуки, звуки [л, р', р], что указывает на еще недостаточно окрепший артикуляционный аппарат ребенка.
Младший дошкольный возраст. К трем годам ребенок уже в значительной мере овладевает речью, но она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Наиболее характерна для многих детей трех лет общая смягченность речи: «лёзецька» (ложечка), «бутылёцька» (бутылочка) и т.п. Большинство трехлетних детей не произносит шипящих звуков [ш, ж, ч, щ], заменяя их свистящими: «лосадка» (лошадка), «нозик» (ножик). Не произносят трехлетние дети звук [р] , выпуская его совсем или заменяя другими звуками - [л, л', в, й]: «каова», «кайова» (корова), «лёза» (роза). Нередко искажается звук [л], большей частью смягчается или заменяется на звук [й]. Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: [к, г] произносят как [т, д] ; а также звонкие звуки заменяются глухими.
Для полноты характеристики речи младшего дошкольника необходимо остановиться и на его словопроизношении. Маленькие дети один и тот же звук в одном сочетании произносят, а в другом искажают, выпускают (роза, рука и «тлюба», «клюжочек»). Наиболее частым искажением речи ребенка является сокращение слов за счет выпуска трудно произносимых звуков или целых слогов в длинных или незнакомых словах: «тамвай», «туба», атабиль», «тефон».Очень часто дети делают в слове перестановки звуков и целых слогов: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин), «чедоман» (чемодан) и т.п.
Средний дошкольный возраст. В среднем дошкольном возрасте, к 4-4,5 годам, почти исчезает общая картина смягчения речи - она наблюдается лишь у немногих детей. У большинства детей появляются шипящие звуки; сначала они произносятся нечисто, но постепенно дети ими вполне овладевают. Для этого возраста характерна неустойчивость произношения («сейчас» и через минуту это же слово звучит как «сейцас», «петушок - золотой гребесок»).
Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возрасти, когда они переходят к правильному произношению звуков [ш, ж] и звука [р]. Ребенок непомерно часто начинает пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: «горубой» (голубой), «шобака» (собака) и т.п. Обычно эта замена не случайна. Ребенок, как правило, заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями недостававшего у ребенка звука. Если вместо [р] он произносил [л], то теперь он делает обратную замену. Не сразу ориентируясь, где она нужна, а где неуместна («горубой», «рошадь»). Словопроизношение детей 4-5 лет становится чище, яснее, в меньшей степени встречаются перестановки и уподобления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов.
Старший дошкольный возраст. Большинство детей старшего возраста, от 6 до 7 лет, говорит правильно, но все же у некоторого количества речи не чистая. Если внимательно изучить недостатки их речи, то оказывается, что часто дети искажают шипящие звуки и [р] , причем здесь уже, как правило, не отмечается той неустойчивости, которая характерна для дошкольников среднего возраста. Большей частью дети этого возраста заменяют один звук другим. Легкая картавость, шепелявость приобретают характер речевой привычки.
Более резкие отклонения: заикание, дизартрия, дислалия - составляют достаточно большой процент среди всех случаев речевых недостатков. Все же у многих детей 6-7 лет отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов. Некоторые дети небрежны в словопроизношении, например говорят «яблуко», «мине» и т.п.
Таким образом, в онтогенезе за 5 лет жизни у ребенка формируется система фонем родного языка. Звуки со сложным артикуляционным укладом в раннем возрасте заменяются звуками-предшественниками, близкими по артикуляционному укладу. Появление звуков связано с подготовленностью артикуляционной базы. У детей в процессе становления речи наблюдается сокращение слогов в словах, перестановки звуков. Эти нарушения носят временный характер и при нормальном речевом развитии к пяти годам полностью исчезают. Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями.
Следует отметить, что нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей, неба, языка). При неправильном строении губ (расщепление верхней губы, укороченная верхняя губа) не происходит достаточно полное их смыкание, отчего страдает произношение губных и щелевых звуков. При нарушении зубного ряда (редкие, мелкие, излишне крупные, сверхкомплектность, вне челюстной дуги, недоразвитые), отсутствии зубов искажаются многие переднеязычные звуки. Нарушения в строении челюстей (прогения, прогнатия), а, следовательно, и прикусов (открытый передний, открытый боковой) также служат причиной неправильного звукопроизношения. При дефектах неба (врожденное несращение твердого и мягкого неба, мягкого неба и язычка, укороченное мягкое небо, высокий небный свод) нарушается небно-глоточный затвор, отделяющий носоглоточную и носовую полости от глоточной и ротовой, при произнесении всех звуков речи, кроме носовых. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных: речь приобретает выраженный назальный оттенок.
Таким образом, некоторые индивидуальные особенности звукопроизношения, орфоэпические искажения, неправильные ударения, нечеткая дикция могут развиваться у ребенка под влиянием диалектных или иноязычных форм, малокультурной речевой среды или вследствие постоянного контакта с близкими, имеющими недостатки произношения.
Дизартрия — одно из самых частых расстройств речи. В на­стоящее время се значение для детской практики резко возрос­ло в силу того, что недостаточность двигательного отдела цент­ральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича.
Патогенез (механизм) дизартрических расстройств речи обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: стволовыми, вызывающими вялый и спастический паралич (бульбарная и псевдобульбарная дизартрия); пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия); стволово- подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами (различные подкорковые формы дизартрии); подкорково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии); корковыми с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетиче­ская» артикуляторная апраксия). Нередко наблюдаются слож­ные полипато генетические формы дизартрии.
По Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) данная нозология оформлена так:
Класс: Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках. Блок: Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу.
Код: R47.1  Название: Дизартрия и анартрия
Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства.
Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности.
Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных.
Вибрация голосовых складок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной.
При дизартрии нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для разных ее форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Таким образом, основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.
Общими проявлениями расстройств при дизартрии являются:
  • псевдобульбарный синдром, выражающийся в нарушении дыхания, глотания, голосообразования, ограниченной подвижности всего артикуляционного аппарата, прежде всего языка и губ;
  • дистония — непостоянный, меняющийся тонус;
  • синкинезии, т.е. дополнительные, непроизвольные движения, присоединяющиеся к произвольным, в частности, оральные синкинезии.
В основу классификации дизартрии положены принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О. В. Правдина и др.).
Различают следующие формы дизартрии:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Таблица 2. Дифференциальные характеристики дизартрии
 
 
Дизартрия
 
Очаг поражения мозга
 
Патогенез
Клинические проявления (синдромы фонетических расстройств и вторичной системной недостаточности)
Бульбарная Одностороннее (правое или левое) двустороннее поражение периферических двигательных нейронов V, VII, IX, X, XII  черепно-мозговых нервов, а также спинальных нервов шейно – грудного уровня. Избирательные вялые (право-, лево-, или двусторонние) параличи мышц языка, губ, мягкого нёба, гортани, глотки, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных. Атрофии и атония этих мышц (язык вялый, дряблый), снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых (не произвольных и произвольных) движений в соответствующих группах мышц.
 
Голос слабый, глухой, истощающийся.
Гласные и звонкие согласные оглушены    
( ахха;       Б П;   Д Т  и др.)
Тембр речи изменён по типу открытой гнусавости (БМ,   Д Н,   Р [р] и др.)
Артикуляция гласных  приближена к нейтральному звуку э.
Артикуляция согласных упрощена;   смычные  и   Р заменяются щелевыми (ПФ, ТС, Р[р] ).
Упрощается характер щели у щелевых; в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых параличей. Речь замедленна, неплавная, монотонна, резко утомляет больного.
Псевдобульбарная Двустороннее, хотя нередко неравномерно латерализованное, поражение центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов, а также пирамидных нейронов, идущих к передним  рогам шейно – грудного уровня. Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Гипертония мышц (язык напряжён, отодвинут  кзади), глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки у больных насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их значительное преобладание с одной стороны, во-первых, произвольные движения и, во-вторых, самые тонкие движения кончиком языка. Голос слабый, сиплый и хриплый. Тембр речи изменён по типу закрытой гнусавости, особенно гнусавы гласные заднего ряда (У, О) и твёрдые согласные со сложным артикуляторным укладом (Р, Л, Ш, Ж, Ц). Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад. Смычные согласные и Р заменяются на щелевые (ПФ, ТС,
Р[р] ). Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскощелевые. В первую очередь страдает артикуляция согласных со сложными укладами, в артикуляции которых принимают участие  мышцы кончика и краёв языка (Р, Л, Ш, Ж, С, З, Ц, Ч). Артикуляция твёрдых согласных страдает больше, чем мягких.
 Ребёнок  старается преодолеть описанные расстройства под контролем слуха, однако его усилия обычно ведут к нарастанию гипертонии мышц и, следовательно, к усилению хриплости голоса, гнусавости, дефектов артикуляции, а также к упрощению стечений согласных, недоговариванию концов слов, замедлению темпа речи, нарушениям её плавности и модулированности.

 
Экстрапирамидная Разнообразные поражения экстрапирамидных ядер и их связей с другими структурами мозга, в частности с корой. Вопросы патогенеза этих дизартрий мало разработаны, однако несомненна его связь с распадом или с расстройствами использования врождённых синергий в акте речи, что делает её напряжённой и неплавной.
 
  Расстройства речевой просодии: темпа, плавности, громкости речи, высоты и тембра голоса, акцентуации и мелодики.           Диспросодические суперсегментные расстройства взаимосвязаны с расстройствами сегментными: звуковая сторона речи нарушена.                   Нарушена внятность и членораздельность речи в целом. Могут быть выделены несколько ещё мало изученных клинических синдромов.
Мозжечковая Поражения мозжечка и его связей с другими структурами мозга. Статическая и динамическая атаксия речевых движений. Статическая и динамическая атаксия речевых движений обнаруживается в фонетической структуре речи явлениями интенции, адиадохокинезии, гипо- и гиперметрии, асинергии, что делает речь недостаточно внятной и искажает её нормативные характеристики.
 
Корковая апраксическая постцентральная Одностороннее поражение коры доминантного (обычно левого) полушария мозга, а именно нижних отделов постцентральных полей. «Кинестетическая» артикуляторная апраксия. Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые фонематические обобщения, со смешениями, прежде всего шумовых признаков слоговых согласных: способа образования, места образования, глухости-звонкости, твёрдости-мягкости. Эти расстройства не постоянны (мост, пост, бпост, ност, пфост, тост..)  и зависят от контекста. Даже в тяжёлых случаях тот или иной признак воспроизводятся неверно далеко не в 100% случаев. Под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений ребёнок активно «ищет» слоговые артикуляционные обобщения, что приводит к нарушениям плавности речи и её замедлению.
 
Корковая апраксическая премоторная Одностороннее поражение коры доминантного (обычно правого) полушария мозга, а именно нижних отделов премоторных  полей. «Кинетическая» артикуляторная апраксия. Распад ритмических  слоговых структур слов, с превращением их в цепи открытых ударных слогов (бабушка  по-бп-у-шка; встреча  фэ-сэ-тэ-рэ-ча и пр. ). При этом возрастает напряженность речи и степень её вокализации; темп речи замедляется, появляются персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких на глухие,мягких на твёрдые; стечения согласных нередко упрощаются, а аффрикаты ч/  и ц расщепляются (ч/  -- г/  ш,  ц – т  с).
 
Мезэнцефально - диэнцефальная Поражения структур лимбико-ретикуляторной системы, в первую очередь мезэнцефально – диэнцефальных. Нарушения неспецифической активности корково-подкорковых структур, обеспечивающих двигательную реализацию высказывания. Снижение речевой активности имеет 5 условно выделяемых степеней, наиболее тяжёлая из них – акинетический мутизм с полной анартрией. По мере развития акинетической анартрии речь становится всё более лаконичной, всё менее внятной и членораздельной. Эмоциональная стимуляция нормализует речевые возможности детей.
 

Так же стоит выделить стёртую форму дизартрии: нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной дизартрия. Имеются парезы отдельных мышечных групп, сопровождающиеся нечетким звукопроизношением, смазанностью, назализацией, дисфонией, просодическими расстройствами, коротким и поверхностным дыханием. При стертой форме дизартрии прослеживаются не только фонетические, но и просодические, и дыхательные нарушения. По своим проявлениям стертая дизартрия близка к сложной функциональной дислалии.
Таким образом, дизартрия — симптом органического поражения ЦНС головного мозга, тех его отделов, которые составляют речедвигательную зону. Это тяжелое расстройство всей речевой деятельности. Прежде всего страдает речевая моторика, все составляющие речедвигательного акта. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение (практически всех групп звуков), но страдает и вся просодическая организация речевого акта, так называемая речевая просодика, включающая голос, интонацию, темп, ритм, также интонационно-ритмическая сторона и эмоциональная окраска речи.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
По мнению Е.Н.Винарской, патогенез произносительной стороны речи при дизартрии обуславливается различными очаговыми поражениями мозга:
  • стволовыми, вызывающими вялый и спастический паралич (бульбарная и псевдобульбарная дизартрия);
  • пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия);
  • стволово-подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами (различные подкорковые формы дизартрии);
  • подкорково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии);
  • корковые с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетическая» артикуляторная апраксия).
В зависимости от локализации поражения головного мозга выделяются различные формы дизартрии, при которых по-разному страдает не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи. Различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидная (или подкорковую), мозжечковую, корковую.
Для большинства форм дизартрии характерны изменения мышечного тонуса речевой мускулатуры, которые имеют сложный патогенез, связанный и с локализацией поражения, и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Выделяют следующие формы нарушения тонуса мышц в артикуляционной моторике:
1. Спастичночть артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре). При выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка, приподнятая к верхнему нёбу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию. Ребенок, произнося слова пыл и пыль, мол и моль может затрудняться в дифференцировке их значений. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. При этом активные движения ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а так же мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости. Повышение мышечного тонуса в лицевых и шейных мышцах еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате.
2. Гипотония артикуляционных мышц (снижение тонуса в артикуляционной мускулатуре). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. При этом струя воздуха выходит через нос, а струя воздуха. Выходящая через рот чрезвычайно слаба. Нарушается произношение губно-губных смычных шумных согласных [п, п', б, б']. Затруднена палатализация, в связи с чем произношение глухих смычных согласных нарушено, кроме того, при образовании глухих смычных необходима более энергичная работа губ, которая также отсутствует при гипотонии. Легче произносятся губно-губные смычные [м, м'], а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели – [ф, ф', в, в']. Нарушается произношение и переднеязычных смычных шумных согласных [т, т', д, д'], искажается артикуляция переднеязычных щелевых согласных ж, ш. Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, особенно часто межзубный и боковой.
3. Дистония (меняющийся характер мышечного тонуса). При дистонии в покое отмечается низкий тонус артикуляционных мышц, при попытках речи он резко нарастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков. Нарушение артикуляционной моторики при стертой дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (тремора, гиперкинезов) и дискоординированными расстройствами. Ограничение подвижности артикуляционных мышц зависит от измененного мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной мускулатуры, а также от оральной апраксии. В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограниченной становится подвижность языка: отмечается недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта. В этих случаях страдает произношение большинства звуков. Если наблюдаются ограничения движения языка вниз, то это может нарушать произношение шипящих и свистящих звуков, а также гласных переднего ряда [и, э] и некоторых других звуков. Ограничение движения языка назад нарушает артикуляцию заднеязычных звуков и некоторых гласных, особенно среднего и нижнего подъема [э, о, а]. Наряду с ограниченной подвижностью языка обычно отмечается малая подвижность губ, становится невозможным или ограниченным вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также другие движения, которые меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонирование всей ротовой полости. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков. Особенно нарушается произношение лабиализованных звуков [о, у], при их произнесении требуются активные движения губ (вытягивание, округление). Нарушается произношение губно-губных смычных звуков [п, п', б, б', м, м']. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений. Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижностью мышц мягкого неба. При парезах этих мышц подъем небной занавески в момент речи затруднен, происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает носовой оттенок, искажается тембр речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков. Парезы мышц лицевой мускулатуры также влияют на звукопроизношение.
Нарушения артикуляционной моторики характеризуются следующими признаками:
1. Дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений, в том числе в выполнении тонких дифференцированных движений. При отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией. При дискоординационных расстройствах звукопроизношение расстраивается больше не на уровне произношения изолированных звуков, а при произнесении автоматизированных звуков в слогах, словах и предложениях. Это связано с запаздыванием включения некоторых артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слогов, поэтому речь становится замедленной и скандированной.
2. Насильственные движения и оральные синкинезии. Они искажают звукопроизношение, делают ее малопонятной. Отмечаются подергивания языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, мелкое дрожание языка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статических артикуляционных позах (удержание языка по средней линии), усиливаясь при произвольных движениях или попытках к ним. Этим они отличаются от синкинезий – непроизвольных сопутствующих движений, которые возникают только при произвольных движениях. Синкинезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной, особенно в тех ее отделах, которые анатомически и функционально наиболее тесно связаны с речевой функцией. При движении языка у детей со стертой дизартрией нередко наблюдаются сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно большого пальца).
3. Недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия). Выделяют два типа диспраксических расстройств: кинестетический и кинетический. При кинестетическом расстройстве отмечаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, преимущественно согласных звуков. Такие нарушения непостоянны, замены звуков неоднозначны. При кинетическом типе отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. При этом нарушается произношение, как гласных, так и согласных звуков. Гласные часто удлиняются, их артику

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»