Занятие по коррекции психомоторики и сенсорных процессов
(методическая разработка)
В гостях у ОСЕНИ
Задачи:
- Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.
- Развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время суток.
- Развивать психомоторные навыки ориентировки в пространстве большом и малом.
- Развивать психомоторные навыки: точность движений, координации, речи, двигательную память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.
- Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.
Средства коррекции:игры, упражнения, рисование, лепка, аппликация и т.д.
Форма коррекции:групповая
Материалы и оборудование:раздаточный наглядный дидактический материал, бумага, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, природный материал, овощи, крупы.
ЗАНЯТИЕ 1. ВСТРЕЧА.
Задачи:
Коррекционные:
Научить произвольному напряжению - расслаблению
Развивать мелкую и крупную моторику
Развивать тактильные ощущения
Развивать зрительное и слуховое восприятие
Развивать внимание, память, мыслительные процессы
Развивать координацию движений,
Развивать речь
Развивать правильный речевой вдох и выдох
Образовательные:
Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
Материалы к занятию:
Мешочек с овощами
Плакат "Контурные изображения предметов" (изготовлен своими руками )
Нарисованные картинки "Морковки" на ниточках
Карточки с изображением овощей по точкам
Разрезная картинка "Капуста" с образцом
Карандаши
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости!
Ответы детей
Давайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.
По дороге золочёной
Осень щедрая идёт.
Убранным листами клёна
Сундучок с собой несёт.
Сундучок с её приданным
Полон солнечных даров
Много тут брусники красной
Спелых яблок и грибов.
По дороге золочёной
Осень в гости к нам пришла
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла.
-Выходит "Осень" с сундучком-.
Осень: Здравствуйте, ребята! К вам пришла я в гости. Знаете кто я?
-Ответы детей-.
А как вы узнаёте, что я прихожу?
-Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени. Раздаётся стук в дверь.-
- К нам кто-то ещё пришёл.
Зайчик: Здравствуйте, ребята, а знаете ли вы кто я? Вспомните про меня загадку.
Дети вспоминают загадку: Зимой - белый, летом - серый.
Зайчик: Какие, вы, молодцы! А теперь поиграем в игру "Зайчики"
ИГРА "ЗАЙЧИКИ".
Цель:развитие общей моторики, двигательной памяти.
Ход игры: Дети по кругу делают три прыжка и бегут. Повторяется несколько раз.
Зрительная гимнастика. "МОРКОВКА".
Цель:Развитие двигательных мышц глаза.
Ход упражнения: У детей в руках морковки (вырезанные из бумаги) и они выполняют движения соответственно тексту.
Вверх морковку подними
На неё ты посмотри
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево
Ах, да Заинька умелый
Глазками моргает
Глазки закрывает
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.
Наглядный материал:
Игра "ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК".
Цель.Развитие тактильных ощущений, восприятия цвета, формы, величины.
Ход игры. Дети определяют на ощупь: Какие овощи лежат в мешочке. Называют их форму, цвет, размер.
Упражнение "Зашумлённые овощи и фрукты".
Цель:развитие восприятия контурных изображений, внимания.
Ход упражнения: Детям предлагаются карточку с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке. (Карточки можно изготовить самим)
Дыхательное упражнение "МОРКОВЬ".
Цель: Развитие направленного выдоха.
Ход упражнения. Дети дуют на морковки (вырезанные из бумаги или картона), висящие перед ними на ниточках, тонкой длинной струёй (Используется 4-х фазное правильное дыхание: 1,2,3,4 - вдох; 1,2,3,4 - задержка; 1,2,3,4 - выдох; 1,2,3,4 - задержка).
Игра "ЗАЙКА".
Цель:Развитие общей моторики, координации движений, речи.
Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.
Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз,
Н а носочки поднимись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Упражнение "РАЗРЕЗНАЯ КАПУСТА".
Цель:Развитие целостности восприятия, анализа, синтеза.
Ход упражнения: Дети собирают разрезную картинку - капусту, имея перед глазами образец.
Пальчиковая гимнастика "ЗАЙЧИК".
Цель:Развитие мелкой моторики, точности движений.
Ход упражнения: Дети выполняют движения соответственно тексту:
1,2,3,4,5
Вышел зайчик погулять
Пошевелил одним ушком, другим.
Двумя ушками.
Упражнение "ДОРИСУЙ ОВОЩИ".
Цель:Развитие навыков, целостности восприятия.
Ход упражнения: Дети рисуют по точкам контур овощей
(картофель, помидор, морковь, огурец, репка, свекла).
Раскрашивают их.
РЕЛАКСАЦИЯ "ВОЛК И ЗАЯЦ".
Цель:Обучение приёмам релаксации.
Ход упражнения: Ходит - бродит волк, ищет зайчика - дети напрягаются, сжимаются.
Ушёл - расслабляются.
Завершение занятия. Подведение итогов.