Учитель – логопед
В настоящее время растет количество детей с различными речевыми патологиями. Увеличивается количество детей с заиканием. Чаще всего, дети имеют сложное речевое нарушение: заикание, общее недоразвитие речи (ОНР), стертая дизартрия. Занятия с такими детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения строятся особым образом. Следует учитывать структуру каждого речевого нарушения и вести целенаправленную планомерную работу по их устранению.
Дети с заиканием и общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в общении, при составлении рассказов, описании каких либо действий или событий. Однако, трудности эти вызваны различными причинами.
Трудности общения
Заикающихся дошкольников | Дошкольников с ОНР |
· Не могут начать или поддерживать общение, в следствие возникновения судорог речевого аппарата. · По тем же причинам испытывают трудности при составлении рассказа или пересказа. · Испытывают страх речи. · При этом их речь может быть фонетически чистой и грамматически правильно оформленной. |
· Поддерживают скудную беседу. · Испытывают значительные трудности при составлении рассказа вследствие недостаточного словарного запаса и навыков правильного построения фразы. · Не испытывают страха речи. · Речь аграмматична, используются простыми нераспространенными предложениями. ·Звукопроизношение нарушено. |
Исходя из перечисленных выше причин и результатов обследования детей с данными нарушениями, разрабатываются методики преодоления речевых нарушений, выстраиваются основные направления работы.
Авторы большинства методик устранения общего недоразвития речи, предлагают разделить учебный год на кварталы и недели. Где каждая неделя посвящена определенной лексической теме, в течение которой проводится работа по обогащению словарного запаса и развитию лексико-грамматического строя речи, коррекции нарушений звукопроизношения. По завершении коррекционно-образовательного процесса дети должны овладеть грамотной, чистой и интонационно выразительной речью.
Методика устранения заикания у детей дошкольного возраста предполагает соблюдение определенных режимов речи (периодов) в течении всего учебного года. Особое внимание следует уделить правильной постановке вопроса и задания на каждом этапе. Так при сопряжено-отраженной речи используются команды: « Повтори за мной ( за героем)», «Скажи так …», «Скажем вместе» и т.д. В данном случае дети слушают правильный образец речи педагога и подражают ему. На этапе вопросно-ответной речи важна постановка самого вопроса. Дети отвечают односложно или словами из вопроса, в конце данного периода самостоятельно составляют ответ. В конце коррекционного процесса дети должны овладеть слитной, плавной, грамматически правильной и выразительной речью.
Основные направления работы
· Формирование правильного речевого и неречевого дыхания. · Работа над плавностью и слитностью речи. · Развитие интонационной выразительности речи, голоса. · Развитие умения регулировать напряжение мышц тела и речевого аппарата, расслаблять их. · Коррекция психоэмоционального состояния ребенка. |
· Формирование правильной, фонетически чистой речи. ·Обогащение словарного запаса. · Формирование правильного лексико– грамматического строя речи и связной речи. · Работа над фонетической и фонематической стороной речи. · Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления) · Развитие интонационной выразительности речи, голосовой и дыхательной функции. |
Из приведенной таблицы видно, что работа с детьми с данными речевыми нарушениями ведется различно . При построении занятий с детьми дошкольного возраста с логопедическим заключением: «Тяжелое нарушение речи. Заикание. Общее недоразвитие речи» структура занятия имеет некоторые особенности. Поэтому педагогу, при работе с такими детьми важно правильно составить планирование, уметь выстроить занятие, выделив его структурные части. Занятии должны содержать и элементы устранения заикания и элементы работы с детьми с ОНР.
Заикающиеся дошкольники, как правило, скованы и излишне напряжены. Поэтому, целесообразно каждое занятие начинать с упражнений направленных на регуляцию мышечного тонуса. Такие упражнения строятся по принципу «напряжение – расслабление» и должны заканчиваться расслаблением определенных мышц тела или лица. Они направлены на умение концентрировать внимание на заданных группах мышц, умение сравнивать мышечные ощущения и управлять ими. Такие упражнения учат детей управлять собой, своим телом, достигать мышечного расслабления и концентрации внимания. В дальнейшем это поможет им спокойно отвечать у доски в школе, выступать публично, принимать активное участие в беседе. Без правильной регуляции мышечного тонуса невозможно эффективное устранение заикания! Дети, даже с тяжелой формой заикания, владеющие данными навыками, умеют управлять судорогами, чувствуют их и сводят к минимуму. Постепенно (в течении года) данный вид упражнений может и должен усложняться. Так, в середине года к регуляции мышечного тонуса подключаются дыхательные упражнения, в конце года возможно одновременное использование голосовой функции. Однако на каждом занятии отводиться отдельное место для развития этих функций.
Работа над голосом и интонационной выразительностью речи может проводиться на любом этапе занятия. Это зависит от лексической темы и игрового сюжета занятия и определяется логопедом.
Работу по развитию дыхательной функции целесообразно проводить в начале занятия и повторять после физ. паузы, перед составлением рассказа или пересказа, самостоятельной речью детей. Это приучает детей следить за своим дыханием в непосредственном общении с детьми и взрослыми. Часто, выходя за пределы логопедического кабинета, дети забывают об этом, что сказывается на качестве их речи. Задача логопеда, довести навыки саморегуляции мышечного и дыхательного аппарата до автоматизма. Тогда, при поступлении в школу дети не будут испытывать значительных трудностей в общении.
Таким образом, задания направленные на развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словарного запаса должны тесно перекликаться с развитием дыхательной и голосовой функцией, регуляцией мышечного тонуса.
Важно, чтобы дети с заиканием выходили из стен дошкольного учреждения социально адаптированными. Умели поддержать беседу, рассказать о событиях, поделиться своими впечатлениями и эмоциями. Поэтому, на логопедических занятиях следует проводить игры максимально приближенные к жизненной ситуации. Например: «Поход в гости», «Прогулка в лесу», «В магазине и т.д.»
Особое место в коррекционно-образовательном процессе занимает режим дня. У заикающихся дошкольников он несколько отличается от режима детей с ОНР. В утренние часы, до начала занятий, перед завтраком проводится утренняя гимнастика, с элементами регуляции мышечного тонуса, дыхательная гимнастика, пение коротких мелодичных медленных песен.
В период между игровыми заданиями проводится индивидуальная работа с детьми, направленная на развитие дыхательной и голосовой функции. Выйдя на прогулку так же можно провести элементы дыхательной гимнастики, а в хорошую погоду провести работу и по развитию голосовой функции и интонационной выразительности (восхищение погодой, удивление, разочарование)
Особое место отводится подготовке в дневному сну. Здесь проводится полное расслабление мышц тела и лица. Необходимо учить детей чувствовать части тела, мышцы лица. Такая работа, проводится под словесное сопровождение логопеда или воспитателя (наши глазки закрываются, ручки расслабляются и т.д.). Хорошо, если данное упражнение может провести психолог. Тон педагога должен быть спокойным, тихим, успокаивающим. В процессе пробуждения так же проводится данное упражнение, однако, оно направлено на «пробуждение тела».
В программу работы с детьми с заиканием и общим недоразвитием речи включены занятия физкультурой и музыкальные занятия. В период максимального ограничения речи детей (начало года) следует отказаться от оздоровительно-физкультурных мероприятий. На таких занятиях дети вступают в непосредственное общение друг с другом, ведется активная игровая деятельность, что противоречит основной цели данного периода.
На занятиях музыкального цикла особое место отводится развитию дыхания, координации движений, развитию умения слышать и воспроизводить ритм. Эффективным является включение элементов логоритмики.
Неотъемлемую часть работы занимают занятия по ручному труду. Воспитатели должны учитывать специфику нарушений и строить занятия в соответствии в периодом коррекционной работы. Так, в период сопряженной или отраженной речи, дети проговаривают действия, последовательность действий, качества предметов. Одновременно проводится работа по обогащению глагольного словаря и словаря прилагательных, согласованию слов и т.д. Образцом при этом служит речь педагога. В период вопросно – ответной речи – учатся составлять вопрос, формулировать ответ. Развиваются навыки правильной фразовой речи, совершенствуются навыки речи.
Активное участие в коррекционном процессе должны принимать психологи (коррекция психо-эмоционального состояния), невропатолог (медикаментозное и физиотерапевтическое лечение), массажист (расслабляющий массаж).
Так образом видно, что работа с детьми с заиканием и общим недоразвитием речи носит сложный, разносторонний характер. Требуется тщательная подготовка и строгое соблюдение коррекционного процесса. Необходима тесная взаимосвязь логопеда с воспитателями и родителями воспитанников.
Соблюдение перечисленных выше правил позволяет логопеду эффективнее организовать коррекционный процесс и повысить результаты своей работы.