Методическая разработка
Использование технологии В. Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Куликова Ирина Николаевна, ГБДОУ № 125 компенсирующего вида Центрального района г. Санкт-Петербурга, учитель-логопед,
Овеснова Светлана Петровна, ГБДОУ № 125 компенсирующего вида Центрального района г. Санкт-Петербурга, учитель-логопед
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах – и самостоятельной. Развивающие игры технологии, разработанной В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).
Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают.
Применение игровой технологии В.Воскобовича адаптировано нами с учётом особенностей психического и речевого развития детей с ОНР.
Известно, что при общем недоразвитии речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы: лексики, фонетики, грамматического строя, связной речи.
Неречевые психические функции детей с ТНР (ОНР) 5-7го года жизни сформированы не в полной мере.
Опыт работы с детьми, имеющими ОНР, показывает, что они испытывают трудности слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном для них расположении, представленных в виде контурных или схематических изображений, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга.
Страдает также и целостность восприятия. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, который воспринимается как единое целое.
Недостатки восприятия приводят к тому, что дети с ОНР ограниченно воспринимают информацию об окружающем их мире, «не видят» многого из того, что показывает педагог, демонстрируя наглядные пособия, картины.
У рассматриваемой категории детей не сформирована моторная сфера: общая и ручная моторика. Как правило, объём движений неполный, движения неточные, недостаточно скоординированные, затруднена их переключаемость. Манипуляция с предметами, в частности, действия со шнурками (шнуровка) страдают.
С учетом актуальности проблемы организации коррекционно- образовательного и воспитательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, нами была разработана система коррекционных мероприятий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Работа проводилась в два последовательных этапа: старшая и подготовительная группы для детей с ОНР.
Цельприменения данной технологии – коррекция нарушений речи и развитие сопутствующих неречевых процессов посредством игры, в непринуждённой игровой обстановке.
Задачи:
1. Развивать психические процессы внимания, памяти, словесно-логического и творческого мышления, воображения.
2. Развивать навыки познавательной активности.
3. Актуализировать, обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки.
4. Прививать интерес к играм со звуком и словом.
5. Формировать положительный эмоциональный настрой на восприятие обучающего материала.
6. Развивать тонкую моторику руки.
7. Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с правилами игры, с действиями сверстников и педагога.
Расширение базовой программы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи посредством включения в неё игровой технологии В.В. Воскобовича способствует более эффективному проведению коррекционных мероприятий.
Основные принципы использования технологии "Сказочные лабиринты игры" в воспитании и обучении детей с ОНР
1. Игровое обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (ОНР). "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игра плюс сказка). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В сюжеты методических сказок органично вплетается система заданий, упражнений, вопросов. Ребёнок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания.
2. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали» от простого к сложному). В результате такого подхода развивается речь и неречевые психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, мелкая моторика. Такой подход позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в любой игре добиваться того или иного «предметного» результата.
3. Принцип сензитивности. Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
4. Формирование раннего творческого развития дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Педагог, используя естественную потребность ребёнка в игре, постепенно вовлекает его в более сложные формы игровой активности.
Все вышеперечисленные принципы гармонично сочетаются с принципами обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).
Формы и режим занятий
Форма организации занятий с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» – подгрупповая или индивидуальная.
Подгрупповые занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми старшей и подготовительной к школе групп в рамках изучаемой темы в качестве дополнительного коррекционного образования.
Индивидуальные занятия – по мере необходимости.
Ниже приведено примерное перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ОНР в старшей и подготовительной группах компенсирующей направленности.Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» включает диагностику, коррекцию и развитие лексико-грамматических компонентов речи, фонетико-фонематических процессов, подготовку и начальные этапы обучения грамоте. Благодаря разнообразию и многофункциональности разработанных В.В. Воскобовичем игр, совершенствуются графомоторные навыки, происходит формирование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, что, в конечном итоге, служит профилактикой нарушения чтения и письма при дальнейшем обучении в школе. Представленное перспективное планирование отображает все вышеперечисленные аспекты коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5 – 7 лет.
Ожидаемые результаты
В процессе коррекционно-развивающих мероприятий воспитанники овладевают:
1. Сформированными сенсорными способностями: обогащается их сенсорный опыт, совершенствуется аналитическое восприятие, развивается умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Дети овладевают разными способами обследования и устанавливают связи между ними и познаваемыми свойствами предмета.
Как результат, дети с ОНР овладевают соответствующим словарём (упругий, шероховатый, треугольный, цветной и т.д.), сначала в импрессивной, затем – в экспрессивной речи.
2. Развитым зрительно-пространственным гнозисом и праксисом. Как результат, актуализация в словаре детей наречий типа слева, справа, а также предлогов пространственного значения.
3. Сформированными компонентами устной речи (лексико-грамматическими категориями, правильным звукопроизношением, диалогической и монологической формами связной речи) в соответствии с возрастом и с учётом тяжести речевого нарушения.
4. Интонационной выразительностью речи. Эмоционально реагируют, сопереживают персонажам сказок и игровых ситуаций.
5. Базовыми знаниями, умениями и навыками, предотвращающими и/или снижающими риск возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма.
6. Мотивацией активного включения в коллективные познавательные игры, общения со сверстниками в поиске рациональных способов решения игровых проблемных ситуаций, взаимопомощи.
7. Развитием умения свободно, в спонтанной речи, общаться со взрослыми, обращаться к ним с вопросами, предложениями в процессе игровых действий.
Планирование занятий в старшей группе
№ п/п |
Тема занятия |
Задачи |
Оборудование |
Кол-во занятий |
СЕНТЯБРЬ |
||||
1 |
Диагностика психоречевого развития детей. |
Обследование детей 5-6 лет. Выявление знаний о цвете, форме, размере и умении ориентироваться в пространстве. Составление диагностических карт с целью дальнейшего мониторинга. |
Цветные карточки (из ковролина) «Семь гномов». Использование поля коврографа. Картинки: лев, лань, павлин, пони. |
3 |
2 |
« Ходит осень в нашем парке….» (Осень. Деревья.) Звуки вокруг нас. |
Развивать зрительно-пространственный гнозис. Развивать слухоречевое внимание. Знакомить с соотношением части и целого. |
Разноцветные веревочки. «Фиолетовый лес» Чудо-крестики-1 |
1 |
ОКТЯБРЬ |
||||
3 |
« Мы в лес пойдем, грибов, ягод наберем…» (Лес. Грибы. Ягоды) Звук и буква У. |
Развивать воображение. Развивать сенсорные способности (цвет, форма, размер). Развивать зрительно-пространственный гнозис. Создание зрительного образа звука и буквы. |
« Фиолетовый лес» Математические корзинки. Разноцветные веревочки. |
1 |
4 |
« Приходи к нам в огород…» ( Огород. Овощи) Звук и буква А. Звуки А-У |
Познакомить с соотношением целого и части. Создание зрительного образа звука и буквы. Развивать зрительно-пространственный гнозис, сенсорные способности (цвет, форма, размер). |
Разноцветные точки и веревочки. Логоформочки. Лепестки. |
1 |
5 |
« Яблонька шумит листвою...» (Сад. Фрукты) Звук и буква И. Звуки А-У-И |
Познакомить с соотношением целого и части. Развивать зрительно-пространственный гнозис, развивать сенсорные способности (цвет, форма, размер). Создание зрительного образа звука и буквы.
|
Лепестки. Разноцветные веревочки. Трафареты. Забавные буквы. |
1 |
6 |
« Большие ноги бегут по дороге..» ( Наше тело. Человек) Звук и буква О. Звуки У-О |
Развивать зрительно-пространственные функций. Знакомить с соотношением целого и части. |
Чудо-крестики-1 Разноцветные веревочки. |
1 |
НОЯБРЬ |
||||
7 |
« Хороши штанишки у нашего малышки…» ( Одежда. Головные уборы) Звук и буква Ы. Звуки И-Ы |
Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Обучать моделированию различными способами. |
Трафареты. Логоформочки. Фонарики. |
1 |
8 |
« Чок-чок каблучок…» (Обувь) Звук и буква Э. Гласные звуки и буквы У,А,О,И,Ы,Э. |
Развивать лексико-грамматические функции. Развивать сенсорные способности. Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис. Развивать моторные функции. |
Трафареты. Логоформочки. Игровизор. |
1 |
9 |
« Мы на улицу пойдем…» (Одежда – обувь- головные уборы) Звуки П-П’. Буква П. |
Продолжать развитие лексико-грамматических функций. Формировать сенсорные способности (цвет, форма, размер). Обучать конструированию различными способами. |
Трафареты. Логоформочки. Фонарики. |
1 |
10 |
« Вдруг закрыли небо тучи…» ( Осень) Звуки Т-Т’. Буква Т. |
Обобщить и систематизировать знания об осени. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Развивать зрительно-пространственные функции. |
«Фиолетовый лес» Разноцветные веревочки и точки. Карточки: лев, пони, лань, павлин. |
1 |
ДЕКАБРЬ |
||||
11 |
« Мы строители лихие…» ( Дом) Звуки К-К’. Буква К. |
Развивать грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Формировать навыки конструирования различными способами. Создание зрительного образа звука и буквы. |
Квадрат Воскобовича. «Нетающие льдинки». Буквенный конструктор. |
1 |
12 |
« Это стул- на нем сидят…» ( Мебель) Звуки П-Т-К ( буквы п-т-к). |
Формировать навыки конструирования различными способами. Развивать психические процессы. Развивать зрительно-пространственный гнозис. |
Логоформочки. Прозрачные буквы. |
1 |
13 |
« Мы слепили снежный ком...» Зимние забавы Звуки Н-Н’. Буква Н.
|
Развивать сенсорные способности, зрительно-пространственный гнозис. Создание зрительного образа звука и буквы. |
Шнур-затейник. Трафареты. |
1 |
14 |
« Мы на елке веселились…» Новый год. Звуки М-М’. Буква М. Звуки Н-М |
Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Обучать моделированию различными способами. |
«Нетающие льдинки». Трафареты. Разноцветные веревочки и точки. |
1 |
ЯНВАРЬ |
||||
15 |
« На моей тарелочке…» Посуда. Продукты питания. Гласные, согласные звуки |
Развивать лексико-грамматические функции. Развивать сенсорные способности, зрительно-пространственный гнозис. Закрепление звуко-буквенных связей и графического образа букв. |
Трафареты. Шнур-затейник Забавные буквы |
1 |
16 |
« На подворье нашем…» Домашние животные и птицы Звуки Б-Б’. Буква Б. |
Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис. |
«Нетающие льдинки». Квадрат Воскобовича. Буквенный конструктор. |
1
|
17 |
« Под высокой сосной скачет зайка косой…» Животные наших лесов Звуки Б-П (буквы Б-П). |
Развивать лексико-грамматические функции. Развивать сенсорные способности, зрительно-пространственный гнозис.
|
«Фиолетовый лес». «Нетающие льдинки». Разноцветные веревочки и точки |
1 |
ФЕВРАЛЬ |
||||
18 |
« В зоопарке» Животные Звуки В-В’. Буква В. |
Формировать навыки конструирования различными способами. Формировать лексико-грамматический строй речи. Развивать психические процессы. |
«Фиолетовый лес» Логоформочки. Буквенный конструктор. Карточки: лев, павлин, лань, пони. |
1 |
19 |
« Это птица- воробей...» Птицы Звуки Ф-Ф’. Буква Ф. |
Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис. Обучать моделированию различными способами. |
«Нетающие льдинки». Чудо-цветик Трафареты |
1 |
20 |
« Я сегодня был танкистом…» Наша армия Звуки В-Ф (буквы в-ф). |
Актуализировать лексику. Развивать зрительно-пространственный гнозис. Развивать моторные функции.
|
Прозрачные буквы Чудо-крестики |
1 |
21 |
« Зима недаром злится, прошла ее пора...» ( Зима) Звуки Х-Х’. Буква Х. |
Обобщить и систематизировать знания о зиме. Развивать сенсорные способности, зрительно-пространственные функции. |
«Фиолетовый лес». Геоконт. Трафареты. Волшебные веревочки и точки |
1 |
МАРТ |
||||
22 |
« Мама, так тебя люблю…» ( 8 Марта) Звуки К-Х (буквы к-х). |
Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис. Обучать моделированию различными способами. |
Трафареты Чудо-цветик Волшебные веревочки и точки |
1 |
23 |
« Как у нас семья большая…» (Семья) Звуки К-Г-Х (буквы к-г-х). |
Развивать сенсорные способности. Обучать конструированию различными способами. |
Чудо-крестики Волшебные веревочки Буквенный конструктор. |
1 |
24 |
« Все работы хороши…» ( Профессии) Звуки Д-Д’. Буква Д . |
Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис, графо-моторные функции. |
Шнур-затейник Чудо-крестики Игровизор |
1 |
25 |
« На окне в горшочках поднялись цветочки…» Комнатные растения Звуки Д-Т (буквы Д-Т). |
Развивать воображение, сенсорные способности (цвет, форма, размер), зрительно-пространственный гнозис. Закрепление зрительного образа звука и буквы. |
Чудо-цветик. Логоформочки Волшебные веревочки Прозрачные буквы |
1 |
АПРЕЛЬ |
||||
26 |
« Мы едем, едем…» ( Транспорт) Звуки С-С’. Буква С. |
Развивать грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Формировать навыки конструирования различными способами. Создание зрительного образа звука и буквы. |
Автосказки. Буквенный конструктор. Коврограф « Ларчик» Волшебные веревочки |
1 |
27 |
« Вот мы в космос полетим..» Космос Звуки З-З’. Буква З. |
Формировать навыки конструирования различными способами. Формировать лексико-грамматический строй речи. Развивать психические процессы. |
Автосказки. Буквенный конструктор. Коврограф « Ларчик» Волшебные веревочки |
1 |
28 |
« Красный свет - дороги нет…» ( Правила дорожного движения) Звуки С -З (буквы с-з). |
Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развивать сенсорные способности(цвет, форма), зрительно-пространственный гнозис и праксис. Обучать моделированию различными способами. |
Автосказки Прозрачные буквы. Коврограф «Ларчик» |
1 |
29 |
« С добрым утром, рыболов!» Рыбы Звуки Л-Л’. Буква Л. |
Развивать лексико-грамматические функции. Развивать сенсорные способности(цвет, форма), зрительно-пространственный гнозис и праксис. |
Квадрат Воскобовича. Нетающие льдинки Шнур-затейник |
1 |
МАЙ |
||||
30 |
« Люблю тебя, Петра творенье…» ( Наша Родина. Санкт- Петербург) Звук Ш. Буква Ш. |
Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развивать сенсорные способности(цвет, форма), зрительно-пространственный гнозис и праксис.
|
Коврограф Образные пространственные карточки. Волшебные веревочки и точки «Геоконт». |
1 |
31 |
«Бабочка-красавица...» Насекомые Звук Ж. Буква Ж. ЗвукиЖ -Ш (буквы ж-ш). |
Продолжать развивать сенсорные способности(цвет, форма, размер), зрительно-пространственный гнозис и праксис. Обучать моделированию различными способами.
|
«Фиолетовый лес» Чудо-цветик Чудо-крестики Прозрачные буквы |
1 |
32 |
« Носит одуванчик желтый сарафанчик…» Цветы Звуки Ж -Ш-З- С (буквы ж-ш-з-с). |
Формировать навыки конструирования различными способами, сенсорные способности (цвет, форма, размер), зрительно-пространственный гнозис и праксис. Формировать лексико-грамматический строй речи. Развивать психические процессы. |
Логоформочки «Нетающие льдинки» Волшебные веревочки и точки Прозрачные буквы |
1 |
33 |
« Травка зеленеет, солнышко блестит…» (Весна) Звуки и буквы (повторение). |
Обобщить и систематизировать знания о весне. Развивать сенсорные способности, зрительно-пространственные функции. Закрепление зрительного образа звука и буквы. |
«Фиолетовый лес». Логоформочки Волшебные веревочки и точки Забавные буквы |
1 |
Планирование занятий в подготовительной группе
№ п/п |
Тема занятия |
Задачи |
Оборудование |
Кол-во занятий |
СЕНТЯБРЬ |
||||
1 |
Диагностика психоречевого развития детей. |
Обследование детей 5-6 лет. Выявление знаний о цвете, форме, размере и умении ориентироваться в пространстве. Составление диагностических карт с целью дальнейшего мониторинга. |
Цветные карточки (из ковролина) « Семь гномов» Использование поля коврографа. Чудо-крестики-1 Картинки: лев, лань, павлин, пони. |
3 |
2 |
« Утром с мылом лоб мы мыли…» ( Наше тело. Человек) Звуки вокруг нас. |
Развивать зрительно-пространственные функций. Знакомить с соотношением целого и части. Развивать слуховое внимание. |
« Фиолетовый лес» Чудо-крестики-1 |
1 |
ОКТЯБРЬ |
||||
3 |
« Листья осенние тихо кружатся….» ( Осень. Деревья.) Звук и буква У |
Развивать воображение, творческие способности. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Развивать зрительно-пространственный гнозис. |
« Фиолетовый лес» Разноцветные веревочки. Забавные буквы. Буквенный конструктор («Ларчик») |
1 |
4 |
« Вдоль лесных дорожек…» (Лес. Грибы. Ягоды) Звук и буква А; У-А |
Развивать грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Развивать зрительно-пространственный гнозис. |
Математические корзинки. Разноцветные веревочки. Забавные буквы. Прозрачные буквы. |
1 |
5 |
« Одарила нас Природа Принесли мы с огорода…» ( Огород. Овощи) Звук и буква И |
Продолжать знакомить с соотношением целого и части. Учить конструировать буквы. Развивать зрительно-пространственный гнозис. |
Разноцветные точки и веревочки. Нетающие льдинки (ослик) |
1 |
6 |
( Сад. Фрукты) Звук и буква О; О-У |
Упражнять в соотношении целого и части предмета. Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис. Проводить активную подготовку руки к письму, создание моторного образа буквы. |
Разноцветные точки и веревочки. Забавные буквы. Прозрачные буквы. |
1 |
НОЯБРЬ |
||||
7 |
Дикие животные наших лесов У-А-И-О |
Развивать грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Развивать зрительно-пространственный гнозис. Обучать моделированию букв различными способами. |
Фиолетовый лес Буквенный конструктор. Забавные буквы. Прозрачные буквы. |
1 |
8 |
« В реках Африки живет Злой зеленый пароход…» Животные холодных и жарких стран. Звуки буква Э; Звук и буква Ы; Ы-И |
Развивать зрительно-пространственный гнозис. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Обучать моделированию букв различными способами. |
Разноцветные точки и веревочки. Забавные буквы. Трафареты. Геоконт. |
1 |
9 |
Перелетные птицы Звук и буква М,Б |
Развивать грамматические функции. Развивать зрительно-пространственные функции. Познакомить с возможностью квадрата трансформироваться. Развивать фантазию, воображение. |
Квадрат Воскобовича. Игровизор. |
1 |
10 |
( И глядят уныло голые кусты…) ( Осень) Звук и буква Д,Н |
Обобщить и систематизировать знания об осени. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Способствовать развитию мелкой моторики, творческому воображению. |
« Фиолетовый лес» Разноцветные веревочки. Шнур-затейник. Складушки. |
1 |
ДЕКАБРЬ |
||||
11 |
Зимующие птицы Звуки и буквы В, Г |
Развивать грамматические функции. Развивать зрительно-пространственные функции. Формировать навыки конструирования. Развивать фантазию, воображение. |
«Нетающие льдинки» Разноцветные точки и веревочки. Трафареты. |
1 |
12 |
Ателье Звуки и буквы П,Т |
Развивать грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Обучать моделированию букв различными способами. |
Чудо-крестики-2 Конструктор букв. Шнур-затейник. |
1 |
13 |
« Нарядили ножки в новые сапожки…» (Обувь) Звук и буква К,Ф |
Формировать сенсорные способности. Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис. Проводить активную подготовку руки к письму, создание моторного образа буквы. |
Геоконт Прозрачные буквы. Нетающие льдинки. |
1 |
14 |
« Снего-снего-снегопад.»» Зимние забавы. Новый год Звук и буква Х. Согласные (закрепление). |
Закрепить понятия: звуки и буквы, согласные и их основные характеристики. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет). Развивать звуковой анализ и синтез слогов и слов. Формировать навыки конструирования.
|
Кораблик « Плюх-Плюх» (синий, зеленый, красный флажки) Трафареты (Снеговик) |
1 |
ЯНВАРЬ |
||||
15 |
« Чтобы дом построить новый…» (Наш дом). Звук и буква С |
Развивать грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Формировать навыки конструирования различными способами. |
Квадрат Воскобовича. Геоконт. Разноцветные веревочки. |
1 |
16 |
« Много мебели в квартире...» (Мебель. Домашняя техника). Звук и буква З |
Продолжать формировать навыки конструирования различными способами. Продолжать развивать психические процессы. |
Квадрат Воскобовича. Чудо-крестики-2 Конструктор букв. |
1 |
17 |
« Вот и чайник за кофейником бежит…» ( Посуда. Продукты питания) Звуки З-С |
Учить сравнивать, анализировать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и зависимости. Проводить подготовку руки к письму, создание моторного образа буквы. |
Логоформочки. Разноцветные точки и веревочки. Прозрачные буквы. |
1 |
ФЕВРАЛЬ |
||||
18 |
Домашние животные и птицы Звук и буква Ш |
Развивать грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Формировать навыки конструирования различными способами.
|
Трафареты. «Нетающие льдинки». Шнур-затейник. |
1 |
19 |
Дикие и домашние животные Звук и буква Ж |
Развивать грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Проводить подготовку руки к письму, создание моторного образа буквы.
|
Квадрат Воскобовича. Конструктор букв. |
1 |
20 |
Наша армия Ш-Ж |
Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис. Подготовка к обучению чтению. Способствовать развитию психических процессов. |
Чудо-крестики-3. Лабиринт букв |
1 |
21 |
« Зима недаром злится, прошла ее пора...» ( Зима) С-Ш |
Обобщить и систематизировать знания о зиме. Формировать навыки конструирования различными способами. Проводить подготовку руки к письму, создание моторного образа буквы, подготовка к обучению чтению.
|
«Нетающие льдинки». Геоконт. Снеговик. |
1 |
МАРТ |
||||
22 |
« Мама, так тебя люблю…» ( 8 Марта) З-Ж-С-Ш |
Закрепить понятия: согласные звуки и их характеристики. Обучать послоговому чтению. Учить сравнивать, анализировать, объединять части в целое, создавать моторный образ буквы |
«Лепестки» Прозрачные буквы. Игровизор. |
1 |
23 |
Семья Звук и буква Ц; С-Ц |
Развивать грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Способствовать развитию психических процессов.
|
Чудо-крестики-2 Прозрачные буквы. Шнур-затейник. |
1 |
24 |
« Все работы хороши…» ( Профессии) Звук и буква Щ; Щ-Сь |
Способствовать развитию лексико-грамматических способностей. Обучать свободному моделированию различными способами. |
Квадрат Воскобовича Игровизор. Конструктор букв. |
1 |
25 |
Комнатные растения Звук и буква Ч; Ч-Ть |
Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер). Продолжать развивать зрительно-пространственные функции. Познакомить с «Теремками».
|
« Лепестки» Трафареты Волшебные веревочки. Теремки Воскобовича. |
1 |
АПРЕЛЬ |
||||
26 |
« Мы едем, едем…» ( Транспорт) Звук и буква Й |
Способствовать развитию лексико-грамматических способностей. Формировать психические процессы. Учить сравнивать, анализировать, объединять части в целое.
|
Автосказки. Квадрат Воскобовича. Волшебные веревочки. Конструктор букв. |
1 |
27 |
« Не шофер и не пилот Водит он не самолет…» Космос Звук и буква Л; Л-Й |
Продолжать развитие сенсорных способностей. Формировать звуковой анализ и синтез слогов и слов. Совершенствовать навыки конструирования |
Трафареты. Кораблик « Плюх-Плюх» Чудо-крестики-1 Прозрачные буквы. |
1 |
28 |
« Рыбка плавает в водице...» (Рыбы) Звук и буква Р; Р-Л |
Продолжать развитие сенсорных способностей, зрительно-пространственных функций. Формировать навык звуковой анализ и синтез слогов и слов. Способствовать развитию психических процессов. |
Геоконт. Разноцветные точки. Конструктор букв. Кораблик « Плюх-Плюх»
|
1 |
29 |
« Родился ландыш в майский день…» (Цветы) Буква Я |
Закрепить понятия: звуки и буквы, гласные и согласные; основные характеристики согласных. Обучать послоговому чтению. Учить сравнивать, анализировать, объединять части в целое. |
« Лепестки» Логоформочки. Разноцветные точки. Конструктор букв. Теремки Воскобовича. |
1 |
МАЙ |
||||
30 |
« Люблю тебя, Петра творенье…» ( Наша Родина. Санкт- Петербург) Буква Е |
Формировать зрительно-пространственный гнозис. Обучать послоговому чтению. Составлять из кубиков простые слова, меняя в них буквы, слоги. |
Волшебные веревочки. Игровизор. Картинки: лев, лань, павлин, пони. Конструктор букв. Теремки Воскобовича. |
1 |
31 |
« Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю…» (Школа) |
Формировать представление о школе. Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей. Способствовать развитию психических процессов. Продолжать подготовку к обучению чтению.
|
Квадрат Воскобовича. Шнур-затейник. Конструктор букв. Теремки Воскобовича. Яблонька. |
1 |
32 |
«Мы не заметили жука…»
(Насекомые) |
Развивать лексико-грамматические функции. Продолжать развитие сенсорных способностей Обучать свободному моделированию различными способами. Продолжать подготовку к обучению чтению.
|
Логоформочки. «Нетающие льдинки». Лабиринты букв-2 Теремки Воскобовича. Яблонька. |
1 |
33 |
« Травка зеленеет, солнышко блестит…» (Весна) Буквы Я,Е,Ё,Ю. Мягкий знак. |
Обобщить и систематизировать знания о весне. Развивать лексико-грамматические функции. Совершенствовать навыки конструирования различными способами. Продолжать развитие сенсорных способностей. Продолжать подготовку к обучению чтению.
|
«Фиолетовый лес» Лабиринты букв-2 Шнур-затейник. Геоконт-алфавит. Теремки Воскобовича. |
1 |
Список литературы
- Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. – Воронеж, 2013.
- Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в старшей группе детского сада. – Воронеж, 2013.
- Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. СПб, 2011.
- Кондратьева Л.А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб, 2014.
- Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб, 2013.