Театрализованные игры как средство интеграции
детей с ограниченными возможностями здоровья
Интеллектуальные нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются, вовлечены все стороны психофизического развития. Наблюдаются нарушения потребностно-мотивационной, социально-личностной, двигательной сфер: словарь бедный, страдает грамматический строй, нарушено понимание речи окружающих, ослаблен контроль над собственной речью. У большинства учащихся преобладают невербальные средства коммуникации. Эмоционально-волевая сфера имеет ряд особенностей: недоразвитие, неустойчивость эмоций; нет оттенков переживания, состояния радости без особых причин сменяется печатью, смех – слезами; переживания неглубоки, поверхностны; у некоторых детей эмоциональные реакции могут быть неадекватные. Иногда наблюдаются эмоциональные патологические состояния – эйфория, дисфория, апатия.
Особые трудности вызывает формирование правильного поведения учащихся. Их скудный жизненный опыт затрудняет понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых дети оказываются. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют окружающим условиям.
Одни дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса все, что попадается на глаза, кривляются. Другие, напротив, молчат, испуганно смотрят по сторонам, не вступают в контакт. Они испытывают трудности в понимание того, что их окружает, и часто люди затрудняются в ответном понимании их. В коммуникации они либо отдаляются от любого контакта, впадая в коммуникативный негативизм (крайнее проявление которого можно видеть в аутоагрессии), либо, сковываются страхом, беспокойством, агрессией, что проявляется в поведении. Зачастую такие дети избегают любых контактов с окружающими.
Цель обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе состоит в максимальном включении в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности: предметно-практической, игровой, элементарной учебной, трудовой, общения. Результатом обучения становится социально-бытовая адаптация учащихся, социальная интеграция. Дети оказываются способными овладеть элементарными способами общения.
В статья рассматривается образовательная интеграция, как часть интеграции социальной.
Важное социальное значение образовательной интеграции имеет вхождение детей с ограниченными возможностями в группу сверстников более высокого уровня развития, другого вида обучения. При этом речь идет не только о расширении радиуса социальной активности и области ориентации, но также о возможности развивать коммуникативные навыки (навыки общения) через реакции детей-партнеров. Так же отмечается и стимулирующее воздействие более способных учеников.
Одним из первых идею ориентации в обучении на детей с более высоким уровнем развития обосновал в своих трудах Л.С. Выготский. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с более высоким уровнем развития. Однако, он отмечал, что при всех достоинствах специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит в настоящую жизнь, развивает у него навыки, которые ведут к еще большей изоляции (Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Собр. соч.: В т. – М., 1983. – Т. 5.).
Для решения задач образовательной интеграции в рамках нашей коррекционной школы был разработан проект «Театрализованные игры как средство интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья». Проект рассчитан для учащихся начальной школы, его временные рамки два месяца.
Целью проекта стала организация взаимодействия детей, обучающихся по программам разных видов (VIIи VIII-2).
Театрализованные игры способствуют раскрепощению детей, снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное, эмоционально позитивно окрашенное настроение и работоспособность, что особенно важно для формирования личности. Принятие на себя различных ролей, воссоздание поступков людей способствует проникновению в их чувства, сопереживанию им, что в конечном итоге влияет на развитие «социальных» эмоций, начал нравственности. Большое влияние данный вид деятельности оказывает на развитие способности взаимодействовать с другими людьми. В процессе игрового общения приобретается опыт взаимопонимания, умения пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другим детьми. Важно учить овладевать навыками произвольного поведения – управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками. Принимая на себя роль персонажа, учащиеся не бояться сделать что-нибудь не правильно, так как ошибаются персонажи, а не они. Таким образом создается ситуация успешности.
Основной идеей проекта является интеграция детей разных видов обучения в театрализованных играх для развития коммуникативных навыков.
Основным методом является театрализованная игра.
Для реализации данного проекта была разработана система интегрированных уроков («Альтернативное чтение», «Музыка и движение», «Адаптивная физическая культура», «Развитие эмоциональной сферы») на тему: «Сказка «Теремок». Также, интеграция осуществляется в ходе воспитательной работы в группе продленного дня.
На уроках музыки используется музыкальная сказка-инсценировка как форма передачи содержания сказки в театрализованной игре с помощью музыкальных инструментов. Для здоровья детей – это театр, мюзикл, оркестр музыкальных инструментов; для детей интеллектуальной недостаточностью – деятельность с музыкальными инструментами и элементами театрализации в процессе изложения содержания сказки. Для обыгрывания ролевых образов подбираются определенные музыкальные инструменты. Учитель музыки и воспитатель подбирают роли, соответствующие уровню развития детей, которые они в состоянии проиграть или изобразить с помощью инструмента.
Итогом разучивания музыкально сказки-инсценировки является публичное выступление перед детьми своего учреждения, родителями, педагогами.
На уроках АФК педагог часто использует элементы театрализованной игры, благодаря чему учащиеся охотно выполняют двигательные упражнения, превращаясь в персонажей сказки. Например: «Мы попали в сказочный лес! Но шуметь нельзя в лесу, здесь спит серый волк, нужно идти тихо-тихо на носочках (идут на носочка). А теперь перешагиваем кочки, высоко поднимая ноги».
На уроках коррекции дети занимаются по авторской программе, согласованной а АППО Санкт-Петербурга «Программа развития эмоциональной сферы». Дети вместе с педагогом рассматривают сказочных персонажей, определяют с помощью пиктограмм основные эмоциональные состояния, настроение героев сказки («Зайчику страшно», «Волк злой», «Колобок радостный» и т.д.). В течении года разыгрываются три небольшие сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и лиса». Здесь используются мимическая, пантомимическая, имитация эмоциональных состояний, упражнения, тренирующие произвольную регуляцию поведения, упражнения, направленные на установление социальных отношений и контактов. Для не говорящих детей педагог рассказывает сказку и помогает выполнять определенные двигательные действия: он говорит: «лиса идет по тропинке» и ведет ребенка за руку по сенсорной дорожке.
В группе продленного дня дети знакомятся со сказкой, разыгрывают ее по ролям, учатся помогать друг другу, выполняя коллективные задания: раскрашивание, лепка, валяние из шерсти сказочных персонажей.
Таким образом, на уроках используются элементы театрализованной игры и разнообразные виды деятельности: музыкально – ритмические движения, пение, слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, изобразительная деятельность, игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Кроме того, настольный, плоскостной и объемный кукольный театр (бибабо, пальчиковый) способствуют снятию эмоционального напряжения учащихся, появлению желания взаимодействовать друг с другом. Итак, интеграция осуществляется через режимные моменты, через воспитательные мероприятия и, что самое важное, через неформальное общение друг с другом.
Во время проведения описанных мероприятий дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу. Включенность учащихся с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников более высокого уровня развития повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации. Как результат это видно в поведении и умении обращаться друг к другу по имени, узнавать знакомых учащихся на перемене и вступать в контакт, в межличностном взаимодействии, в разных ролевых и социальных позициях: просить, принимать и оказывать помощь. Все это в целом повышает адаптационные возможности детей.
Достижениями проводимого коррекционного обучения являются повышение способности к продуктивному обучению и общению. Накопление у учащихся собственного опыта успешного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе учебной и внеучебной деятельности, что стимулирует их активность и самостоятельность.
Перспективы дальнейшего коррекционного обучения представляются в разработке направлений и содержания коррекционной помощи на следующих возрастных этапах обучения.
Список литературы.
1. Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Липакова В.И. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 480 с.
2. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Учебное пособие – М.И.ц. «Академия», 2001
3. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480