Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие мелкой моторики у детей среднего возраста с ОНР

Планирование работы по развитию мелкой моторики в разделе «Работа воспитателей по заданиям логопеда»

Панасенкова Ирина Алексеевна,
учитель-логопед ГБДОУ №39 Санкт-Петербурга

 

   Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе логопеда и воспитателя. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально.

    Ознакомление с некоторыми специальными методическими приемами позволит воспитателю не только эффективно закреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с ним решение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения.

   Планируя виды работ по развитию мелкой моторики, необходимо правильно подбирать речевой материал  к ним с учётом речевого развития детей. По выполнении ребёнком любого задания педагог проговаривает с ним весь материал. Поэтому к каждому заданию, будь то раскраска, выкладывание из палочек, лепка, трафареты или шнуровка, должен быть подготовлен речевой материал: стихотворение, потешка, песенка, рассказ, которые помогут оречевить предметную деятельность ребёнка. Педагог также должен подготовить примерный перечень вопросов, отвечая на которые ребёнок расскажет о том, что он сделал, как он это делал, что у него получилось. Так, развивая мелкую моторику, мы развиваем лексико-грамматический строй речи и связную речь.

 

Совместная деятельность логопеда и воспитателя
по развитию мелкой моторики.

  Логопед составляет задания для воспитателей по всем разделам логопедической работы:

- развитие общих речевых навыков,

- развитие фонематического слуха,

- развитие зрительного и слухового внимания,

- развитие лексики и грамматики,

- развитие связной речи,

- развитие мелкой моторики.

   Планируя задания в тетрадь связи, логопед  тщательно подбирает материал с учётом лексической темы.

  По развитию мелкой моторики логопед планирует такие виды работ,  как:

•      Пальчиковая гимнастика

•      Трафареты

•      Раскраски                                           планируются на каждую

•      Выкладывание из палочек                 лексическую тему

•      Мозаика

А также другие виды работ:

•      Разрезные картинки

•      Шнуровки

•      Дорожки

•      Игры с пальчиками                                          планируются выборочно

•      Застёжки

•      Аппликация

•      Лепка

•      Игры: «Золушка», «Наряди куклу»

(Подробнее тема раскрыта в разделе «Планирование работы по  развитию мелкой моторики в тетради связи (в средней группе)

 

Виды работ по мелкой моторике.

   В приложении к заданиям по мелкой моторике, которые логопед прописывает в тетрадь связи, помещается практический материал.  В него входят:

vСтихотворения для проведения упражнений на координацию речи с движением. Этот же материал отрабатывает логопед на подгрупповых занятиях, используя во время проведения физкультурных минуток.

vСтихи для проведения пальчиковой гимнастики. Этот речевой материал может использовать воспитатель на занятиях по развитию речи.

vЗагадки. Отгадывая загадки, дети закрепляют словарь по теме, совершенствуют грамматический строй речи, развивают связную речь.

vРаскраски к отгадкам. После отгадывания загадок педагог предлагает детям раскрасить «отгадки». Это или предметные, или сюжетные картинки. Как вариант, можно предложить ребёнку разучить загадку, к которой он нарисовал картинку.

vСтихи для разучивания наизусть. Логопед подбирает несколько стихов по лексической теме, для детей с разным уровнем речевого развития.

vРаскраски по лексической теме (предлагаются детям с образцом).

vОбразцы для выкладывания изображений из палочек.  На логопедических занятиях (на подгрупповых, индивидуальных) детям предлагается этот вид работы, а с воспитателями они закрепляют полученные умения.

vОбразцы для выкладывания изображений из мозаики. Эти образцы можно использовать  в разных типах мозаик.

 

Примерное планирование в тетради связи.

Виды работ по развитию мелкой моторики.

 

Лексическая тема

Выкладыв-е из палочек

Мозаика

Другие виды работ

Осень. Признаки осени. Деревья.

Осеннее дерево

Дождевая туча

Разрезные картинки «Осень»

Огород. Овощи.

Лопата, морковь (см. мл. гр.)

Репка

Лепка (см. словарь)

Сад. Фрукты.

Лестница

Яблоки на подносе

Груши

Аппликация «Компот» (коллективная работа)

Лес. Грибы. Ягоды.

Белы гриб

Подосиновик

Мухомор

Шнуровка «Грибок»

Игрушки

Ведёрко

Флажки

Пирамидка

Застёжки «Пирамидка»

Одежда

Шорты

Шарфик

Игра «Наряди девочку»

Обувь

Резиновые сапоги

Обувная щётка

Игра «Наряди девочку»

Мебель

Стол, стул (см. мл. гр.)

Диван

Стол (ваза на столе)

Разрезные картинки (по теме)

Посуда

Чашка, чайник (см. мл.гр.)

Сахарница

Тарелка с кашей

Блюдце

Застёжки «Сахарница»

 

 

 

Лексическая тема

Раскраски

Пальчиковая гимнастика

Трафареты

Осень. Признаки осени. Деревья.

Узоры на зонтиках

«Осень добрая пришла…», «Раз, два, три, четыре, пять

Осенние листья

Огород. Овощи.

По теме

«Мы капусту рубим»

«Овощной салат» (помидоры, огурцы)

Сад. Фрукты.

По теме

«Компот»

«Компот» (яблоки, груши, сливы)

Лес. Грибы. Ягоды.

По теме

«За ягодами», «Мы в лесок пойдём», «Я с корзиночкой иду»

Белый гриб

Игрушки

По теме

«На большом диване в ряд»

Мячики, кубики

Одежда

По теме

«Гномики-прачки», «Алёнка маленка», «Я перчатку надеваю»

Свитер, кофта, юбка, брюки

Обувь

По теме

«Сколько обуви у нас», «Башмаки»

Резиновые сапоги

Мебель

По теме

«Много мебели в квартире»

__________

Посуда

По теме

«Помощники», «Глаша каши наварила»

«Чашка, кастрюля, блюдце

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»