Селиванова Татьяна Николаевна
Цветовосприятием называется способность зрительной системы различать цвета объектов изображения.
Наши дети,воспитанники на каждом шагу своей жизни сталкиваются с многообразием красок,форм,запахов,вкусов и других свойств предметов,чаще всего игрушек и бытовых вещей.Но если знакомство с ними происходит стихийно,без разумной помощи взрослого,оно нередко оказывается поверхностным.
Одним из самых ярких и значимых признаков предмета для детей любого возраста является -ЦВЕТ.По расцветке он узнаёт любимое платье мамы,тапочки бабушки,папину книжку,свою чашку,игрушку и охотно берёт в руки карандаши или краски,чтобы рисовать цветные картины.
Работая в группе для детей с нарушениями зрения,я заметила некоторые особенности восприятия окружающего мира,которые необходимо учитывать при организации обучения и воспитания этих детей.При отсутствии или глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы:восприятие,воображение,наглядно-образное мышление,внимание.Происходят изменения в развитии двигательных функций:в быстроте, координации,точности,темпе двжений.Нарушение зрения отражается и на психоэмоциональном состоянии ребёнка,особенно в тех случаях,когда заболевание органа зрения возникло на раннем этапе развития.В целях охраны зрения в своей специализированной группе созданы условия предупреждающие утомление глаз,облегчают работу зрительного анализатора.Острата зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности.Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии цвета.
В дошкольном возрасте игра имеет ведущее значение в жизни ребёнка.В своей педагогической работе я использую разные виды игр,для работы мною были подобраны и составлены дидактические игры.В дошкольной педагогике,а именно Е.В.Карпова все дидактические игры делит на три основных вида:
1.Игры с предметами.
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Основной целью дидактических игр на восприятии цвета является Научить ребёнка различать предметы с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.Для этого ребёнка необходимо обучить таким практическим действиям,как прикладывание предметов друг к другу,выбор и группировка предметов по цветовому признаку.
Дидактические игры постепенно формируют практические действия по восприятию цвета.Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с основными цветами и их оттенками.Сначала дети дошкольного возраста осваивают действия с предметами,которые помогают выделить цвет в предмете.Потом осваивают понятие(слово-цвет) на примере наиболее контрастных основных цветов(красный,жёлтый,синий,зелёный).Затем учатся различать ещё несколько цветов(голубой,розовый,чёрный,белый).
Свою работу я строю таким образом,чтобы каждый ребёнок был максимально вовлечён в игровой,либо обучающий процесс и смог раскрыть свои лучшие стороны,проявить свои способности,а так же получить положительный эмоциональный заряд.
Для достижения этих целей:
Во- первых, провожу совместную деятельность по подгруппам,
Во-вторых,включаю различные виды трудовой деятельности и разнообразные игровые методы и приёмы(беседа,моделирование и анализ заданных ситуаций,свободное и тематическое планирование,игры-драматизации,аутотренинг с использованием звуков природы).
В-третьих,подбор иллюстраций и дидактических пособий осуществляю с учётом компенсации недостатков цветовосприятия у детей с проблемами зрения:применяю красочные наглядные средства усиленной насыщенностью и яркостью цветовых тонов.