Комплексная система коррекционного воздействия при дизартрии
При выраженных дизартриях проводится целый комплекс мероприятий, включающий в себя: - медикаментозное лечение; - ортопедическое лечение; - физиотерапию; - ЛФК; - психотерапию; - логопедическое воздействие. Основные направления логопедической работы 1. Работа над дыханием: - воспитание правильного типа дыхания; - воспитание умения дышать через нос; - дифференциация носового и ротового дыхания; - воспитание глубокого вдоха через нос и длительного выдоха через рот; - сочетание работы над дыханием с развитием голоса (пропевание гласных, увеличение длительности произнесения фразы на одном выдохе) 2. Коррекция общей и мелкой моторики: - воспитание правильной осанки; - воспитание речевой паузы; - воспитание жестов и мимики; Тонкая моторика развивается с помощью специальных упражнений: - простые хватательные движения; - манипуляции с предметами; - конструирование; - обводка; - лепка и т.д. 3. Развитие голосовых функций: - воспитание мягкого голосоначала (мягкая атака голоса способствует снятию напряжения с шеи и грудной клетки); - развитие голосовых характеристик (высоты, длительности звучания, модуляции голоса); Работа над голосом сочетается с развитием мышц мягкого нёба. 4. Коррекция артикуляторной моторики. 5. Коррекция звукопроизношения Два направления работы: - воспитание произношения звуков от простых звуков, для данного ребенка, к более сложным; - развитие фонематического восприятия и различения воспитываемых звуков. 6. Работа над дикцией и звукопроизношением. 7. Развитие просодической стороны речи (мелодика, интонация, темп, ритм, ударение): - воспитание умения слышать выразительную речь других; - воспитание произвольной выразительной речи ребенка с помощью специальных упражнений . 8.Развите лексико-грамматического строя речи: - обогащение словарного запаса; - отработка сложных грамматических форм; - предупреждение или устранение морфологических и синтаксических аграмматизмов. 9.Развитие произвольной самостоятельной речи детей. Этапы логопедической работы по коррекции дизартрии. Подготовительный этап. 1. Воспитание потребности в речевом общении, уточнение пассивного словаря. 2. Создание условий для формирования общедвигательных и артикуляторных навыков и умений. 3. Преодоление сенсорных нарушений и формирование фонематического восприятия. Особое внимание на подготовительном этапе уделяется воспитанию чувства ритма, развитию слухомоторных дифференцировок, развитие артикуляционного аппарата. Этап формирования произносительных умений и навыков. 1. Развитие дыхательной и голосовой функций. 2. Коррекция нарушения движений артикуляционного аппарата. 3. Развитие артикуляционного праксиса 4. Формирование просодической стороны речи. 5. Работа по постановке звуков. 6. Автоматизация и дифференциация звуков. Этап формирования коммуникативных навыков и умений. Закрепление в процессе логопедической работы и свободной деятельности детей речевых умений и навыков: - составление рассказов по предметным сюжетным картинкам; - пересказы текстов; - творческие рассказы, - сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации; - общение в различных ситуациях.