Осенняя сказка
Иванова Юлия Игоревна;
учитель - логопед ГБДОУ детский сад №93
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Цели занятия:
1. Коррекционно-образовательные цели:
- формировать умение составлять слог по заданной схеме;
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов;
- формировать навык фонематического анализа и синтеза слова из 4 звуков;
- формировать навык анализа предложения с предлогом;
- уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные и птицы осенью»;
- совершенствовать грамматический строй речи: развивать навык образования и правильного употребления в речи сложных слов путём сложения основ; развивать навык употребления в речи сложноподчинённых предложений;
- совершенствовать умение изменять тембр голоса.
2. Коррекционно-развивающие цели:
- развивать слуховое восприятие ритма;
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать временные представления;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать общую моторику (координация речи с движением) и воображение.
3. Коррекционно-воспитательные цели:
- развивать навыки взаимодействия, активности и самостоятельности;
- воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказки.
Материал к занятию:
- ширма и стеклянный предмет за ширмой;
- карточки на каждого ребенка со схематическим изображением ритма из 4-5 звуков;
- карточки с наклеенными на них листьями в образе букв (К, С, А);
- бумажные девочки, изображающие звуки (одна – в синем платье; другая – в красном платье);
- кленовые листья с написанными на них слогами: ка, са;
- домик – теремок с открывающимися окошками (одно – наверху, два – в середине, три – внизу);
- картинки, которые будут помещаться в окошки домика (ёж, белка, медведь, лисица, лягушка, муравей);
- карточки с буквами: У, Т, К, И;
- шапочки уток на каждого ребёнка;
- игрушечная лягушка;
- картинки с изображением птиц (аиста, цапли, грача, журавля, ласточки, лебедя);
- фланелеграф и картинки на него (стая уток с лягушкой, осенний лес, дети);
- наборы цветных кружков на каждого ребёнка для составления схемы слова;
- набор полосок для составления схемы предложения.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие мышления и временных представлений.
Логопед предлагает детям отгадать загадку:
- Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это все когда бывает?
Дети отвечают, что это бывает осенью.
Логопед спрашивает детей о том, как они догадались, и предлагает им назвать приметы осени, которые дети услышали в загадке.
Дети называют приметы осени, употребляя в речи простые распространенные предложения.
2. Развитие слухового восприятия ритма из 4 – 5 звуков и соотнесение с определенным ритмическим рисунком.
Логопед предлагает детям послушать песенку осеннего дождя – стук дождя по стеклу. Дети садятся перед ширмой, на которой находится картинка с изображением окна. Логопед раздает детям по одной карточке с изображениями разных ритмов. Каждый ребёнок по вопросу логопеда говорит, какая у него будет песенка: сколько звуков сначала – сколько после паузы.
Логопед говорит: «Слушайте внимательно. Тот, кто услышит песенку дождика, которая записана на карточке – поднимает руку».
Логопед воспроизводит один из ритмов стуком по стеклянному предмету, находящемуся за ширмой. Тот ребёнок, который соотнёс этот ритм с записью на его карточке, поднимает руку.
3. Развитие зрительного восприятия и умения составить слог по заданной схеме.
Логопед говорит: «Подул холодный осенний ветер. Он разогнал тучи – и дождик закончился. Закружил ветер опавшие листья. Если вы внимательно посмотрите, как расположены листья, то сможете увидеть какую-то букву».
Логопед поочередно показывает детям карточки с наклеенными листьями. Дети в их расположении узнают буквы: С, А. Логопед предлагает детям угадать, какой слог можно составить из этих букв. Буквы в слоге должны быть расположены так, как показывает схема.
Логопед ставит перед детьми двух девочек: первая – в синем платье, а вторая – в красном платье. Вместе с логопедом дети определяют, что первым должен быть согласный звук, а вторым – гласный звук, и отгадывают слог – «са».
Аналогично узнают букву К и по схеме составляют слог «ка».
Логопед говорит: «Вы смогли правильно составить слоги. И ветер вам принес кленовые листья с этими слогами».
Логопед раздает детям кленовые листья с написанными на них слогами.
4 Работа над развитием слогового анализа и синтеза.
Логопед говорит: «Слоги, которые написаны на листьях, вам нужно будет добавлять, чтобы получилось целое слово. Я вам загадаю животных. Я назову начало слова, а вам нужно добавить последний слог, который подойдет к этому слову: «ка» или «са». Кто слог добавляет – тот листок поднимает».
Логопед называет начало слов (белка, лиса, лягушка), не произнося последний слог. Последний слог должны подобрать дети и отгадать, какое получится слово.
Логопед говорит: «С наступлением холодных осенних дней дикие животные ищут себе жилище. А у нас готов для них домик – теремок. В него мы будем заселять животных. Там, где одно окошко, поселится животное, в названии которого один слог. Там, где два окна, поселятся животные, в названии которых два слога. И там, где три окна, поселятся животные, в названии которых три слога».
Логопед раздает детям картинки с изображениями ежа, белки, медведя, лисицы, лягушки, муравья. Каждый ребенок, определив количество слогов в слове, определяет, где будет жить тот, кто изображён на картинке. Логопед ставит картинки в окошки домика.
5. Работа над развитием фонематического анализа и синтеза слова.
Логопед говорит: «Но лягушка любила такую дождливую, мокрую погоду. Не захотела она сидеть в домике. А в это время мимо пролетали…Давайте прочитаем, кто пролетал?»
Логопед достает из домика картинку с изображением лягушки, и предлагает детям прочитать слово, буквы которого расположены в нарушенной последовательности.
Логопед спрашивает: «Что же это за птицы?»
Дети определяют вместе с логопедом, что это, наверное, утки.
Логопед говорит детям о том, что слово составлено неправильно и предлагает найти ошибку: «Чтобы узнать, как правильно поставить буквы, надо составить схему слова».
Дети садятся за столы, где для каждого приготовлены цветные кружки. Дети слушают слово, называют по порядку каждый звук в слове и обозначают на схеме кружком определённого цвета. Затем один ребёнок по просьбе логопеда называет все звуки по порядку.
Логопед снова обращает внимание детей на буквы и спрашивает, как исправить ошибку. Дети называют, какие буквы нужно поменять местами, читают полученное слово.
6. Развитие воображения и общей моторики, координация речи с движением.
Логопед предлагает детям поиграть в утиную стаю. Дети надевают шапочки уток. Вместе с логопедом произносят текст, выполняя соответствующие движения:
- Наше поле опустело, (Разводят руки в стороны)
Опустел и лес, и сад. (Качают поднятыми руками)
Утки дикие летят. (Изображают летящих птиц)
Утки дикие летели,
На полянку тихо сели.
7. Развитие грамматического строя речи, умения изменять тембр голоса.
Логопед предлагает детям сесть на стулья перед фланелеграфом, и показывает детям игрушечную лягушку. От имени лягушки логопед спрашивает детей:
- Куда вы летите, уважаемые утки?
Дети отвечают, что они летят на юг.
- А что там хорошего, почему вы туда улетаете?
Логопед предлагает детям отвечать на вопрос лягушки и называть предложения, в которых будут слова «потому что». Сначала логопед может начать предложение, а ребёнок его закончит. Образцы ответов детей:
- Мы летим на юг, потому что там тепло!
- Мы летим на юг, потому что там не замерзают реки!
- Мы летим на юг, потому что там есть для нас еда!
При необходимости логопед задает наводящие вопросы. Когда дети придумают ответ, логопед предлагает одному из них повторить его довольным голосом, потому что утки рады полету на юг, им там будет хорошо. Дети выполняют задание.
8. Развитие навыка словообразования сложных слов путем сложения двух основ.
Логопед от имени лягушки спрашивает:
- А какие еще птицы улетают на юг?
Дети называют, каких они знают перелетных птиц.
Логопед предлагает рассказать лягушке о том, какие эти птицы:
- Я буду показывать птицу и назову два слова. А вы подумайте, какое слово получится, если сложить части этих двух слов.
Логопед показывает картинку, называет слова, а дети говорят, какая это птица:
- У аиста красный клюв. У цапли длинные ноги. У журавля длинная шея. У грача толстый клюв. У ласточки короткий клюв. У лебедя белые крылья.
Дети образуют сложные слова и произносят словосочетания с этими словами: длинноногая цапля, длинношеий журавль, толстоклювый грач, белокрылый лебедь и т.д.
9. Развитие навыка анализа предложения с предлогом.
Логопед от имени лягушки просит:
- Уважаемые утки! Возьмите и меня с собой на юг!
Дети соглашаются взять лягушку и вспоминают, что придумала лягушка, чтобы утки смогли нести её. Логопед показывает картинку и говорит о том, что утки улетели с лягушкой, и дети снимают шапочки уток.
Логопед говорит: «Давайте посмотрим, где летит стая уток».
На фланелеграфе перед детьми картинка с изображением утиной стаи и под нею – осенний лес. Дети по заданию логопеда называют предложение:
- Стая уток летит над лесом.
Логопед предлагает детям посчитать слова в этом предложении и полосками на фланелеграфе выложить схему предложения. Дети по очереди называют слова по порядку и выставляют полоску для каждого слова, обозначив предлог «над» короткой полоской, в конце предложения ставят точку. Логопед предлагает добавлять в предложение слова и повторить новое предложение: «Стая уток летит над осенним лесом. Стая уток летит над осенним густым лесом. Стая уток летит над осенним разноцветным лесом». Дети по очереди повторяют предложение.
Логопед меняет нижнюю картинку, и дети называют предложение:
- Стая уток летит над детьми.
10. Итог занятия.
Логопед говорит: «Дети закричали, когда увидели лягушку. А лягушка любила хвастаться, и закричала, что это она придумала. И свалилась в болото. Вот так закончилось путешествие лягушки. И наше занятие тоже заканчивается».
Логопед спрашивает детей о том, что им понравилось, оценивает работу детей на занятии.