Условия успешного обучения письменной речи
Борисова Наталья Адольфовна
В настоящее время постоянно увеличивается число детей, которые испытывают трудности при обучении родному языку. С чем это связано и как помочь ребенку? Что сделать что бы уроки русского языка стали для него интересными?
Обучение письму процесс сложный, а ошибки, чаще всего, обусловлены недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, на которых и основывается грамотное письмо.
А. Р. Лурия определил основные процессы письма, рассмотрев которые возможно «опередить» появление ошибок или грамотно провести коррекцию.
- Мысленное составление плана письменной речи, смысловой программы, определение последовательности мысли.
- Соотнесение мысли со структурой предложения.
- Ориентировка в том, что уже написано и, что ещё следует написать.
- Деление предложения на слова.
- Звуковой анализ слова.
- Соотнесение выделенной фонемы (звука) с его графическим образом (буквой)
- Воспроизведение (написание) зрительного образа буквы.
Данные операции письма действуют в строгой последовательность. При нарушении одного из «звеньев» и появляются ошибки, которые в логопедии принято подразделять на дисграфию и дизорфографию. Выделенные нарушения письменной речи имеют в основе единый механизм - несформированность речевого развития.
Следует отметить, что дисграфия и дизорфография не связаны с незнанием грамматических правил. Многие дети хорошо знаю правила, но «не умеют» применять их. В таких случаях требуется помощь специалиста, долгая и кропотливая работа.
Рассмотрим некоторые из процессов и определим, что должно быть сформировано у ребенка к моменту обучения письму и какие ошибки могут появиться, если данный процесс сформирован частично.
Мысленное составление плана письменной речи, смысловой программы, определение последовательности мысли.
Данный процесс письма составляют — развитая связная речь, богатый словарный запас, точность понимания значений слов, владение грамматическими нормами языка.
Таким образом ребенок должен уметь четко выражать свои мысли, выбирать и употреблять подходящие по смыслу слова, строить высказывание в соответствии с планом, не допускать грамматических ошибок (согласование слов в предложении, употреблении предлогов и т. д.). Перечисленные компоненты являются составляющими устной речи и формируются в дошкольный период.
2. Деление предложения на слова.
Слитное написание слов в предложении, предлогов со словами и есть проявления несформированности данного процесса. К моменту обучения в школе ребенок должен уметь делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлог, как отдельное слово.
3. Звуковой анализ слова.
Определение звукового состава слова является процессом фонематического анализа. Это сложный процесс, требующий четкой слуховой и призносительной дифференциации, восприятия речевых звуков и умения выделять и четко проговаривать звуки в слове. Недостатки звукопроизношения, частично сформированные процессы анализа и синтеза проявляются на письме пропусками и заменами букв в слове, перестановками букв и слогов.
Таким образом, формирование правильного звукопроизношения , фонематического анализа и синтеза, одна из важных составляющих дошкольного образования.
4.Соотнесение выделенной фонемы (звука) с его графическим образом (буквой).
Соотнесение звука и буквы начинается так же в дошкольный период. Разница лишь в том, что в школе начинается обучение не печатным, а письменным буквам.
5. Воспроизведение (написание) зрительного образа буквы.
Для данного процесса письма важным является развитие зрительного восприятия, состояние зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, формирование пространственных представлений и пространственного восприятия. Следует обратить внимание не только на правильное обозначение звука буквой, но и на правильное написание этой буквы. Часто педагоги сталкиваются с оптической дисграфией, которая проявляется в зеркальном написании букв. Данный вид ошибок можно заметить и в дошкольный период. В таком случае требуется своевременная помощь специалиста по профилактике оптической дисграфии. Важным является и развитие движений пальцев рук. Умение не только держать ручку, но и «выписывать» довольно трудные элементы букв, длительно удерживать ручку.
Таким образом можно выделить основные условия успешного обучения письменной речи:
- Богатый словарный запас, точное понимание значений слов.
- Сформированные процессы фонематического анализа и синтеза.
- Фонетически чистая речь.
- Развитая связная речь.
- Сформированный грамматический строй речи.
- Развитые процессы внимания и памяти.
Перечисленные условия являются компонентами устной речи. Их активное формирование происходит в дошкольный период. Правильно сформированная устная речь, во многом является залогом грамотной речи письменной. Аграмматизмы в речи приводят к затруднению усвоения правил орфоргафии, бедный словарный запас не позволяет без труда подобрать проверочное слово, недостатки фонематического анализа и синтеза проявляются в пропусках и перестановках букв с логов в слове, слитном написании. И наоборот, если устная речь сформирована и грамматически развита, то изучаемые в школе правила прочно усваиваются и легко «ложатся» на надежную дошкольную базу.
Литература
Азова О.И., Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников, Москва, 2-13
Зубарева Л.В., Коррекция письма на уроках. 1-2 класс. - Волгоград, Учитель,2005
Парамонова Л.Г., Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом, С-Пб, Детство-Пресс, 2008
Пятница Т.В., Логопедия в таблицах, схемах, цифрах, Ростов — на Дону, Феникс, 2013