Интегрированный логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (ОНР) и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
В Олимпийский дружный круг, собираем всех вокруг
Кудряшова Ирина Николаевна, учитель-логопед
Степанова Надежда Николаевна, учитель-логопед
Симон Елена Валентиновна, воспитатель
Коррекционно-образовательные цели:
· Обобщение и уточнение знаний детей о Зимних Олимпийских играх в Сочи. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
· Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-очк», «-ечк»; подбор и употребление в речи слов – антонимов, согласование существительных и прилагательныхв роде и числе.)
· Развитие связной речи
– формирование диалогических умений: а) интерес к общению и взаимодействию с другими детьми и взрослыми; б) умение слушать, слышать, понимать собеседника; в) не перебивать собеседника.
· Закрепление знаний об образе букв и совершенствование навыков чтения слов.
· Формирование способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
· Побуждение к эмоциональному взаимодействию детей и взрослых.
Коррекционно – развивающие цели:
· Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
· Развитие речевого и музыкального слуха.
· Развитие коммуникативных навыков (вербальной и невербальной коммуникации).
· Развитие навыков оказания помощи партнёрам по взаимодействию.
· Развитие умения делать словесно-логические обобщения.
· Формирование представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
· Развитие оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
· Формирование двигательных умений и навыков.
· Развитие пластики и свободы движений.
· Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки.
Воспитательные цели:
· Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности.
· Воспитание чувства товарищества, коллективизма.
· Воспитание коммуникативных способностей.
· Воспитание патриотических чувств: любви к Родине, гордости за её достижения.
· Воспитание чувства принадлежности к человеческому сообществу.
· Воспитание у детей чувства удовлетворения от совместной деятельности.
· Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
· Олимпийский флаг
· Олимпийский факел
· Дорожная карта
· Флаг – мнемотаблица
· Эмблемы
· Бейсболки, медали
· Костюмы талисманов
· Костюм факелоносца
· Олимпийский огонь
· Ноутбук
· Компьютерная презентация «Виды спорта»;
· Флажки
· Лыжи, снежки, корзины
· Клюшки, шайбы, стойки
· Доски магнитные
· Разрезные картинки
· Разрезные буквы
· Экран
· Аудиоплеер
· Слайды
· Диски с аудиозаписями
Предварительная работа:
· Изучение лексических тем «Зимние забавы», «Виды спорта», «Родная страна»:
– беседы по данным темам
– чтение художественной литературы
– просмотр видеоматериалов связанных с подготовкой к ХХIIЗимним Олимпийским играм
– проведение эстафет и логоритмических упражнений
· Совместная игровая деятельность детей с ТНР и с УО.
Ход занятия
Звучит музыка. Экран
Дети входят в зал, здороваются и садятся.
1 слайд - Сочинские горы
2 слайд - Талисманы Зимних Олимпийских игр в Сочи
Стук в дверь, музыка
Выходят Зайка, Медведь и Барс – талисманы Олимпийских игр в Сочи, с Олимпийским флагом.
Зайка:Ой, куда это мы попали?
Медведь: Сколько здесь гостей!
Барс:А сколько здесь детей.
Все Талисманы:Здравствуйте друзья!
Зайка: Как хорошо, что мы с вами встретились!
Медведь: Мы обошли весь земной шар и рассказали всем людям на земле, что в нашей стране, в городе Сочи, будут проходить 22 Зимние Олимпийские игры. Это праздник спорта, мира, дружбы всех народов.
Барс: Мы проделали долгий, длинный путь и впереди у нас еще немало дорог. А завершим мы свой путь в городе Сочи.
Зайка:Ну, а мы, талисманы Зимних Олимпийских игр.
(3 слайд - талисман О.И. Зайка)
Я, Зайка "Стрелка". Живу я в лесу и могу быстро бегать и высоко прыгать.
(4 слайд - Белый Медведь)
Я, белый медведь "Полюс". Живу я на Северном полюсе. Там очень суровый климат, очень холодно. Для жизни в таких суровых условиях, нужно быть сильным и волевым.
(5 слайд - Снежный Барс)
Я, снежный барс по имени "Барсик". Я живу в горах Кавказа. Умею прыгать и ползать по горам как альпинист. Чтобы жить в горах, надо быть ловким и выносливым.
( 6 слайд - Олимпийская деревня)
Медведь: А это дом, в котором мы живем. В нем живут все талисманы Сочинских Олимпийских игр.Наш дом находится в олимпийской деревне, где живут все спортсмены, участвующие в Олимпиаде.
(7 слайд - Олимпийский стадион)
Барс: А это, новые стадионы, которые специально построили для Олимпийских игр в Сочи. Там будут проходить соревнования спортсменов, а зрители и болельщики будут болеть за свои команды.
Зайка:Ребята, давайте вспомним, зимние виды спорта.
(8 слайд - "Виды спорта")
Зайка задаёт вопросы детям: Как вы думаете, какие виды спорта изображены на экране? (Биатлон, Фигурное катание, Кёрлинг и т.д.)
Барс: Мы несем с собой по всей Земле флаг Олимпиады, на нем изображены пять колец, которые символизируют пять континентов.
Зайка: Пять колец, пять кругов,
Знак пяти материков.
Медведь:Знак, который означает
То, что спорт, как общий друг
Все народы приглашает
В свой всемирный, мирный круг.
Барс: Голубой - Европы цвет
Посылает нам привет.
Зайка:Знают все, что чёрный цвет -
Знойной Африки привет!
Медведь: Очень яркий красный цвет
Из Америки привет.
Барс: Посмотрите желтый цвет
Это Азии привет.
Зайка:Цвет травы, зеленый цвет
Из Австралии привет.
Медведь: Ну, вот мы вам и рассказали про Олимпийские игры. Но мы спешим, нам еще многим людям надо рассказать об этом замечательном празднике спорта.
Барс: У нас есть дорожная карта, на ней изображен путь, который нам осталось пройти до Олимпийского города Сочи, и если вы нам поможете, мы преодолеем этот маршрут легко и быстро. Ребята вы поможете нам? (Да).
Ну, тогда, ну тогда... Снова зимняя пора, начинается игра.
С леопардом, зайкой, мишкой, поиграет детвора.
Медведь : Внимание, внимание! К нам приближается Олимпийский огонь. Встречайте!
Звучит музыка, дети встают, в зал вбегает Факелоносец с факелом.
Факелоносец: Горит огонь Олимпиады,
Горит огонь страны родной.
Идут колонны маршем в Сочи
Единой мирною семьей.
Вставайте, люди всей планеты!
Вставайте, люди всей земли!
Зажжем огонь Олимпиады
Во имя мира и любви.
(Факелоносец отдает факел талисманам и убегает)
Звучит музыка. Талисманы передают факел детям. Дети передают факел друг другу, последний зажигает Олимпийскую чашу, устанавливает факел. Талисманы поднимают Олимпийский флаг. (Звучат фанфары).
Барс: Ребята, а у нас тоже есть флаг Малых, детских Олимпийских игр и на нём как солнце загорелся Олимпийский огонь.
(Ребёнок прикрепляет на флаг первую эмблему в солнышке – «Огонь»)
1р. Вот и флаг, и огонь олимпийский
Полетел по просторам Российским.
Снежный брас, белый заяц, медведь,
Будут сердце и душу нам греть.
Медведь: Детские, малые, зимние Олимпийские игры объявляются открытыми.
1р.Мы видим здесь приветливые лица
Спортивный дух мы чувствуем вокруг
У каждого здесь сердце Олимпийца
Здесь каждый спорту друг.
2р. Тот победит в соревнованье,
Кто меток, ловок и силен.
Покажет все свое уменье
Кто духом, телом закален.
3р. Стать чемпионом сложно,
Но постараться можно
Мы сил не пожалеем
Покажем, что умеем.
Зарядка-- "Солнышко лучистое"
Барс: Давайте, ребята, отметим на нашем флаге, как мы готовимся к Олимпийским играм.
(Ребёнок располагает на флаге вторую эмблему в снежинке – «Зарядка»)
Зайка:Что такое Олимпиада?!
Медведь:Это честный спортивный бой.
Барс: В ней участвовать - это награда,
Вместе:Победить же может любой.
Барс:Итак, мы открыли Олимпийские игры, зажгли Олимпийский огонь, сделали зарядку и начали наш путь по Олимпийскому маршруту. Что же у нас впереди?
Обратите внимание, что изображено на нашей карте?
Дети:Компьютер
Барс:Это означает, что нам с вами нужно решить компьютерную задачу. Ребята, какое сейчас время года?
Дети:Наступила зима.
Барс: Если сейчас зима, то какая Олимпиада будет проводиться?
Дети:Зимняя.
Барс: А еще, какая бывает Олимпиада?
Дети:Летняя.
Барс: Ребята, а виды спорта на зимних и летних Олимпийских играх одни и те же?
Дети:Нет.
Барс: А какие вы знаете зимние виды спорта? А летние? (Ответы детей…)
Давайте разделимся на две команды и будем подбирать все необходимое для зимних и для летних Олимпийских игр.
Компьютерная игра: "Выбери зимние и летние виды спорта"(Проводит игру Барс)
Зайка:Молодцы ребята, как много вы знаете о видах спорта, и сумели правильно выполнить компьютерную задачу.
Медведь: Ребята, а как называются люди, которые занимаются спортом и участвуют в Олимпийских играх?
Дети:Спортсмены.
(Рассматривают дорожную карту, на которой изображены спортсмены)
Игра «Он, она»(Проводит игру Медведь)
Медведь:Да, это всё спортсмены. А как мы назовём мужчину?
Дети:Спортсмен. А женщину?
Дети:Спортсменка.
(Лыжник – лыжница; биатлонист – биатлонистка; хоккеист – хоккеистка; болельщик – болельщица; фигурист – фигуристка.)
Барс:Ребята, а как вы думаете, спортсмены во время зимних и летних Олимпийских игр одеты в одинаковую форму?
Дети:Нет, в разную.
Барс: А давайте мы сейчас, оденем команду спортсменов, ведь они должны быть не только сильными и ловкими, но еще и очень красивыми.
Игра "Одень команду фигуристов"(Проводит Барс)
Барс: А теперь, давайте, нашей снежинкой украсим Олимпийский флаг.
(Ребёнок располагает на флаге третью эмблему в снежинке – «Коньки»)
1р. В детском садике сегодня
Мы весело играем,
В команду Олимпийцев
Спортсменов собираем.
Медведь: Ребята, вы такие молодцы. Успешно преодолели этот отрезок пути, а какой же у нас следующий этап?
1р. Ярким солнцем озарен
Нас встречает биатлон
Тренируясь, мы растем
Мы сильнее с каждым днем.
Зайка: Биатлон – это Олимпийский вид спорта, который объединяет бег на лыжах и меткую стрельбу. Эта игра – эстафета, давайте поделимся на две команды, и посмотрим кто из вас самый быстрый и меткий.
Игра - эстафета "Биатлон" (Проводит Зайка)
Барс: Быстро бегать - это вам привычно,
С эстафетой справились отлично.
Медведь: Вы нас всех здесь покорили,
Силу, ловкость проявили.
Зайка:Давайте украсим наш флаг ещё одной Олимпийской снежинкой.
(Ребёнок располагает на флаге четвёртую эмблему в снежинке – «Лыжи»)
Заяц: Какие вы молодцы, все стартовали и финишировали.
Медведь:Какие интересные слова. А что такое старт и что такое финиш?
Дети:Старт - это начало соревнования, а финиш – окончание соревнования.
Медведь:Как интересно – это ведь слова наоборот. А давайте поиграем в игру
«Слова наоборот».
Игра "Слова наоборот" (Проводит Медведь)
Спуск – подъём; вредно – полезно; нападать – защищать; крутой – пологий (спуск); длинная – короткая (дистанция); храбрый – трусливый; победа – поражение.
Барс: Ребята, а еще есть спортсмены большие и маленькие, большие - это взрослые люди, а маленькие спортсмены - это дети, которые занимаются спортом. Давайте для больших и маленьких спортсменов подберем все необходимое.
Игра "Большой и маленький спортсмен" (Проводит Барс)
Шапка – шапочка, куртка – курточка, брюки – брючки, ботинки – ботиночки, рукавицы – рукавички, шарф – шарфик, сани – саночки.
Зайка: Ребята, посмотрите, на нашей карте тоже есть сани.
1р. Санки нас несут вперёд,
Набирая полный ход.
Уходи с дороги!
Бух! И мы в сугробе!
Упражнение "Саночки"
Зайка:Давайте повесим Олимпийскую эмблему на наш флаг.
(Ребёнок располагает на флаге пятую эмблему в снежинке – «Сани»)
Зайка: Ребята, давайте заглянем в наш маршрут. Мы прошли еще один этап нашего пути. А следующий этап, какой?
1р. Из спортивной жизни всей
Обожаю я хоккей
Мне бы клюшку, да ворота
Шайбу так забить охота!
Зайка: Хоккей – это игра сплоченного коллектива. Каждый из вас должен провести шайбу с помощью клюшки, обвести ее вокруг стойки, и вернуться к команде, передать эстафету.
Игра – эстафета «Хоккей»(Проводит Зайка)
Медведь:Полюбуйтесь, поглядите на веселых дошколят,
Олимпийские надежды нынче ходят в детский сад.
Зайка:Давайте повесим Олимпийскую эмблему на наш флаг.
(Ребёнок располагает на флаге шестую эмблему в снежинке – «Клюшка и шайба»)
Барс: Ребята, посмотрите на нашу карту. Вы узнали, чьи это портреты?
Дети:Это ваши портреты.
Барс: Да, мы хотели оставить вам на память наши портреты, но сильный, холодный ветер разметал и перепутал наши фотографии.Ребята, помогите нам собрать наши портреты.
Игра "Собери картинку"(Проводит Барс)
Медведь: Ребята, надо еще наши имена собрать. Помогите нам, пожалуйста.
Игра "Собери имена"(Проводит медведь)
Медведь: Посмотрите на нас, какие мы крепкие, здоровые.
Барс: Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна
Медведь: Давайтеукрасим флаг нашими портретами.
(Дети располагают на флаге изображения талисманов)
Зайка: Ребята, чтобы попасть на Олимпийские игры надо быть сильными, ловкими, смелыми и умелыми. А для этого, что нужно делать?
Дети: Надо заниматься физкультурой, спортом, делать зарядку.
1р. Физкультура враг болезней
Всем известно с детских лет
В жизни средства нет полезней
От телесных разных бед.
2р. Чтобы жизни удивляться
Чтобы духом не стареть
Физкультурой заниматься
Нужно лень преодолеть.
Логоритмика "Физкульт- ура"
Барс: В нашей стране - любимой России, живет много народов. Все они разговаривают на разных языках, у каждого народа своя национальная одежда, она разного вида, цвета и имеет свой особенный орнамент. И поэтому вся Олимпиада раскрашена в многоцветие нашей страны.
Медведь: Ребята, посмотрите, у нас весь зал украшен Олимпийскими узорами. А в этой корзинке волшебные льдинки. В этих льдинках спряталось Олимпийское слово. Давайте, соберём это слово.
(Дети сначала ищут элементы букв по цвету, собирают буквы, затем из букв
собирают слово).
Медведь: Какое слово у вас получилось?
Дети: Сочи.
Медведь: А что такое Сочи?
Дети:Это город, в котором будут проходить зимние Олимпийские игры.
1р. Мы верим в Сочи, в нашу силу
Спортсмены наши лучше всех,
Ура, да здравствует Россия!
Здесь к нам придет большой успех.
2р. Живет страна, в победы веря славные
Олимпиады ожидая год.
Мы все желаем Олимпийцам главное
Вперед за золотом вперед!
Песня – перестроение "Герои спорта"
Зайка: Ну, что друзья, вот и подошла к концу наша Олимпиада, победили сильнейшие, и нет у нас проигравших, потому что, каждый из вас одержал настоящую победу над самим собой. Вы все молодцы!
Награждение детей
Барс: Ребята, мы вместе с вами преодолели сложный маршрут на пути к нашей Олимпиаде. Вы нам очень помогли. Спасибо вам. Мы продолжим свой путь с Олимпийским огнем и Олимпийским флагом. Нам нужно обойти еще немало городов и не опоздать к началу Зимних Олимпийских игр в город Сочи.
(Берут факел и флаг.)
Дети: Мишка, Зайка, Барсик передайте, пожалуйста, Олимпийцам в Сочи наш подарок – флаг нашей детской Олимпиады. А мы, обязательно, будем болеть за победу Российской команды.
Медведь: Пусть кому- то покажется мало,
И не так уж огромен размах
В каждом деле ведь важно начало
Первый год, первый раз, первый шаг.
Барс: Всё, спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнований
Обеспечивший успех.
Зайка:Вот настал момент прощанья,
Говорим вам, до свидания!
До счастливых новых встреч!
Хоровод "Сочи"