Методическая разрботка
Конспект логопедического занятия во 2 классе коррекционной школы VIII вида (2 вариант) с использованием адаптирующей педагогики и личностно-ориентированного подхода
Логопедическая тема: звук [у].
Грамматическая тема: множественное число имён существительных.
Лексическая тема: «Игрушки».
Коррекционно-образовательные цели:
- уточнение, расширение и обобщение представлений учащихся об игрушках;
- формирование обобщающего понятия игрушки;
- уточнение артикуляции звука [у];
-совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.
Коррекционно-развивающие цели:
- развитие слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
- развитие фонетического слуха и фонематического восприятия;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие плавного длительного выдоха.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формирование положительной установки детей на участие в занятии;
-воспитание навыков общения в игре на занятии.
Оборудование: игрушки и предметные картинки с изображениями игрушек, лото «Один-много», «волшебный мешочек», разноцветные флажки.
Ход занятия.
Организационный момент.
При входе в кабинет логопед приветствует детей. На партах лежат предметные картинки.
Логопед: Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Выберите картинки с изображениями игрушек.
Ученики выбирают.
Логопед: Молодцы! Мы будем сегодня говорить об игрушках, о том, как можно с ними играть.
Логопед убирает со стола картинки.
Игра «Волшебный мешочек»
Логопед достаёт мешочек с игрушками.
Логопед: Ребята, в волшебном мешочке лежат игрушки вам необходимо определить на ощупь, какая игрушка лежит в мешке.
Ученики по очереди на ощупь, не заглядывая в мешочек, берут в руки один предмет и пытаются угадать и назвать его.
После того как ученик назвал предмет в мешочке, он достаёт его и выкладывает на стол.
Логопед: Что это?
Ученики: Мячик.
Логопед: Это мячик. Потрогайте, рассмотрите его. Какой он?
Логопед активно использует жесты, так показывает мяч, чтобы дети подбирали нужное прилагательное.
Ученики: Круглый, большой, красный.
Логопед: Ещё он гладкий, резиновый, упругий.
Затем другой ученик достаёт следующую игрушку.
Логопед: Что это?
Ученик: Мишка.
Логопед: Давайте рассмотрим мишку и расскажем, какой он.
Ученики: Красивый, большой.
Логопед: Ещё он мягкий, коричневый, меховой. Посмотрите, какой у него толстый живот, круглая голова, мохнатые лапы.
Аналогично рассматриваются ещё две игрушки: машинка и кукла.
Логопед: Мы достали из «волшебного мешочка»: мяч, машинку, мишку и куклу! Как вы назовете их одним словом?
Ученики: Игрушки.
Логопед: Правильно! Это игрушки. Для чего нужны игрушки? Что делают с ними дети?
Ученики: Играют.
Логопед: Дети играют с игрушками. Молодцы! А сейчас давайте выполним дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Самолётики».
Готовые бумажные самолётики логопед выставляет на старт на столе.
Логопед: Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает.
Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать).
Игра «Один-много».
Логопед выкладывает на парту перед учениками картинки с изображениями одной или нескольких игрушек.
Логопед: На картинках изображены игрушки. На некоторых картинках нарисована одна игрушка, а на некоторых их много. Вам нужно подобрать картинки парами: картинку с рисунком одной игрушки и картинку с рисунком нескольких таких же игрушек, например: мяч – мячи. Выполняйте.
Ученики подбирают карточки. Некоторые дети с помощью учителя.
Логопед: А теперь расскажите, как вы подобрали карточки.
1-й ученик: Машина – машины. Кукла – куклы.
2-й ученик: Кубик – кубики. Мишка – мишки.
3-й ученик: Мяч – мячи. Самолёт – самолёты.
Логопед: Молодцы! Правильно! Похлопайте себе!
Развитие мелкой моторики.
Выполнение упражнения с массажным мячиком.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошки,
Будто я сметаю крошки.
А потом сожму немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк!
Мяч кидаю между рук!
Выделение звука [у] на фоне слова.
Логопед раздаёт ученикам флажки.
Логопед: Я сейчас буду говорить слова, а вы будете поднимать флажки, когда услышите в этих словах звук [у]. Но сначала давайте споём этот звук вместе. Вытяните губы «трубочкой» и пойте вместе со мной.
Далее логопед произносит слова, а ученики поднимают флажок, услышав звук [у].
Логопед обращает внимание учеников на свои губы, что может служить зрительной опорой при выполнении этого упражнения.
Логопед: Сейчас мы будем соревноваться в том, кто дольше протянет звук [у]. Звук нужно тянуть на одном выдохе, не останавливаясь.
Учащиеся по команде логопеда начинают длительно, на выдохе произносить звук [у].
Собирание картинки из частей.
Логопед раздаёт разрезные картинки с изображением игрушек.
Логопед: Вам нужно правильно собрать картинку игрушки по образцу.
Ученики выполняют.
Логопед: Назовите, что изображено на картинке, которую вы собрали.
Учащиеся: Мишка, машинка.
Логопед: Хорошо!
Игра «Чего не стало?»
Логопед выставляет на стол 4 игрушки.
Логопед: Что вы видите?
Ученики: Машину, мяч, куклу, мишку.
Логопед: Правильно. Посмотрите на них внимательно и запомните, какие игрушки на столе и как они стоят. А теперь закройте глазки.
Ученики закрывают глаза, а логопед убирает со стола одну из игрушек.
Логопед: Откройте глаза. Что изменилось? Какая игрушка пропала?
Ученики: Мяч.
Логопед: Верно! Какие вы внимательные! Закройте глазки ещё раз.
Ученики закрывают глаза, а логопед убирает со стола куклу.
Логопед: Откройте глаза. Что изменилось?
Ученики: Нет куклы.
Логопед: Отлично! Молодцы!
Упражнение «Эхо».
Логопед предлагает ученикам встать лицом к нему и быть «эхом»: тихо и четко повторять слова, которые он скажет громко. При этом используются предметные картинки.
Логопед (громко): Во-да!
Ученики (тихо): Во-да.
Логопед (громко): Ку-би-ки!
Ученики (тихо): Ку-би-ки.
Логопед (громко): Ва-го-ны!
Ученики (тихо): Ва-го-ны.
Логопед (громко): Ма-ши-на!
Ученики (тихо): Ма-ши-на.
Логопед: Вы были замечательным «эхом»! Молодцы!
Окончание урока.
Логопед выясняет, что понравилось ученикам на занятии, и положительно оценивает деятельность каждого ученика.