Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна
Куранова Наталья Александровна
Дети с синдромом Дауна рождаются с частотой 1 на 800 новорожденных. Это самая распространенная генетическая аномалия, не зависящая от внешних факторов - образа жизни ,национальности, цвета кожи и достатка родителей. Синдром Дауна-это патология при которой в человеческом кариотипе появляется одна лишняя(47) хромосома. Чаще всего происходит мутация 21 хромосомы, которая при синдроме Дауна представлена тремя копиями вместо двух. Слово синдром подразумевает совокупность признаков или характеристик патологии. Наличие у ребенка синдрома Дауна легко распознать сразу после рождения. Нужно обратить внимание на следующие признаки:-маленький подбородок ,рот, уши.
-короткие конечности, пальцы, шея.
-ослаблен мышечный тонус.
-голова небольших размеров ,плоский затылок.
-глаза с характерной складкой и косым разрезом.
Чаще всего новорожденные с синдромом Дауна распознаются по этим признакам.
Считается, что синдром Дауна не поддается лечению, так как это генетическое заболевание. Однако есть способы ослабить его проявления. Существуют специально разработанные программы реабилитации для таких детей, помогающие им в развитии и социализации. Дети нуждаются в постоянных коррекционных занятиях. Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, дефектологов, психологов, педагогов, воспитателей и родителей.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Используя все познавательные возможности детей ,и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, повысить качество их жизни и жизни их родителей, чтобы они выполняли в быту простую работу. Коррекционное обучение приводит к положительным сдвигам в развитии ребенка , это хорошо влияет на его дальнейшую судьбу.
Для успешного достижения поставленных целей применяются следующие задачи :
развитие психологических функций детей в процессе работы и как можно ранняя коррекция недостатков ;
трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно – бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
Воспитание детей с синдромом Дауна , формирование у них правильного поведения. Необходимо развивать воспитание привычки. Необходимо направить работу на развитие навыков культурного поведения в общении с людьми , научить их коммуникабельности. Они должны научиться уметь защищать себя, выражать просьбу, избегать опасности. Должны обращать внимание на внешние формы поведения.
Сенсорное воспитание. Сенсорное развитие детей с нарушение интеллекта имеет исключительно практическую важность.Занятия с детьми с синдромом Дауна должны быть четко структурированы и проводятся в игровой форме. Коррекционная работа сенсорного воспитания идет по нескольким направлениям – формирование различных эталонных систем.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ :
Идентификация предметов по форме;
Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции;
Классификация по форме, без контурных эталонов;
Идентификация предметов в целом (повторение);
Соответствие формы предмета с эталоном формы;
Обобщение одно- или разноцветных геометрических фигур;
Изготовление аппликаций из геометрических фигур.ФОРМИРОВАН ИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦВЕТЕ ПРЕДМЕТОВ:
Идентификация предметов по признаку цвета;
Формирование словесного обозначения цвета предмета;
Соответствие цвета предмета с эталоном цвета;
Выбор предмета определенного цвета по словесной инструкции взрослого;
Закрепление постоянного признака цвета за предметом.ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ .Это формирование вызывает определенные трудности у детей страдающих синдромом Дауна , так как пространственное представление – это относительная величина.
Формирование ориентации в пространственном окружении другого человека.
Ориентация по основным пространственным направлениям(голова, грудь, туловище- они находятся вверху, спина –сзади , ноги – внизу, живот – спереди).
Формирование ориентации в пространственном окружении на себе :»Я –ТОЧКА ОТСЧЕТА»;ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИИ:
Формирование понятия «сутки»;
Формирование представлений о временах года;
Формирование временных понятий «дни недели»;
Формирование временных понятий «вчера- сегодня завтра».ФОРМИРОВАНИЕ ТАКТИЛЬНО ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ:
Развитие зрительно – двигательной координации;
Ориентация в тактильных ощущениях, связанных с формой предмета, его величиной и массой;
Развитие стереогнозиса- это узнавание предмета и фактуры материала на ощупь.Формирование представлений у ребенка с синдромом Дауна можно развивать лишь после освоения им представлений о форме и цвете , так как величина – понятие относительное и это затрудняет формирование представлений о ней.
- Формирование представлений о длине предмета :»длинный –короткий»
- Формирование представлений о ширине «широкий –узкий»
-Формирование представлений о высоте:»снизу сверху»
-Формирование о больших и маленьких предметах.
Коррекция мышления:
Мышление не только обучает ребенка, но и социализирует его. Развитие мышления происходит как следствие сенсорного воспитания и этапы его развития обеспечиваются сенсорным воспитанием.
Коррекция слухового аппарата :
-слуховое восприятие неречевых звуков;
-слуховое восприятие ритмического слуха;
-слуховое восприятие речевых звуков.
Занятия проводятся в игровой форме. Во время работы важно не терять визуальный и ситуативный контакт с ребенком, обогащать и накапливать практический и чувственный опыт ребенка. Средства используемые в работе очень разнообразны: разноцветные кубики, флажки, мячи, шары, кирпичики, мешочки. Надувные мячи(большие, средние, маленькие).пирамидки разного размера, набор муляжей, баночки, бусы, трафареты.
Коррекционное развитие приводит к значительным сдвигам в развитии ребенка и положительно влияет на его дальнейшую судьбу. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не коррекция и лечение, а вовлечение их в обыденную жизнь – общение с родственниками и друзьями , учеба и различные занятия.
Также в своей работе необходимы совместные детско-родительские консультации. В течение всего периода работы проводить работу с родителями посредством психодиагностических методик, домашних заданий и последующим обсуждением с целью:
1.расширение возможностей понимания родителей своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
2.повышение общей сензитивности к ребенку , его проблемам;
3.активизации коммуникаций в семье.