Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Образ природы в работах детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Попова Татьяна Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №18
Центрального района Санкт-Петербурга

Детское творчество отражает окружающий мир, природу,  как на основе их непосредственного восприятия, так и в результате знакомства  с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Красота природы помогает ребенку увидеть  прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, еловых хороводов и испытать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.

Тема работы определилась сама собой. Изобразительная деятельность –  мой любимый вид деятельности в работе с детьми. А эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям  и животным, стремление ухаживать за ними, что также очень актуально сейчас. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают  художники и поэты в своих произведениях, с которыми мы знакомим ребят. Этим еще раз и подтвердился выбор.

Дети пятого года жизни уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции. Ребятки знакомились с небольшими произведениями, в которых описан знакомый детям образ или несложная картина природы, рассматривали яркие иллюстрации к нему.

С ребятками старшего возраста работа по развитию эстетического восприятия  усложнялась. Продолжали опираться на значительно обогащенный личный опыт, новые впечатления, полученные в процессе активных наблюдений, начали использовать не только иллюстрации к тексту, но и репродукции картин.

С детьми подготовительной группы  рассматривали 2-3 репродукции и знакомились  с 2-3 стихами. Чаще ходили на экскурсии в природу, что подготавливало детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами. Живое наблюдение природы помогало подготавливать восприятие ее в стихах. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребятки представляли  различные способы передачи выразительности образов и стремились воспроизвести это в своих рисунках.

Стихи подбирались доступные и понятные детям по тематике, содержанию, языку. Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово имело совершенно конкретное значение, только тогда оно вызовет определенные зримые представления. Такие художественные средства как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторы, художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, побуждали детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения.

Ритм стиха создает определенное настроение у ребенка, развивает способность осмысленно запоминать стихотворные строки. Краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих цвет предмета. Например, в стихотворении А. Толстого «Осень» описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные», т.е. непосредственно диктуется,  какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта. 

Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например,  ребятам понятно, что «темный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами.

Художественные средства помогают также передать определенный колорит пейзажа.  В произведении А. Пушкина «Идет волшебница-зима» передать колорит помогают глаголы «пришла», «рассыпалась», «повисла», «легла».

Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображения на листе бумаги. Определенные слова указывают часто на место происходящего действия. Так, Л. Квитко в стихотворении «Одуванчик» воспроизводит довольно обширную картину природы, подмечая, что цветок растет «и на дорожке, и в ложбинке, и в траве».

Чтобы рисунок был выразительным,  также помогают изобразительные средства: эпитеты-прилагательные («колючая елка», «тонкие» иголочки, снег «пушистый»), олицетворения, выражаемые глаголами («приглашает колокольчик звонкий»), сравнения («словно пеленою, все его одело»).

Метафоры   помогают выразить общее настроение стихотворения, подсказывают средства для передачи его в рисунке. В стихотворении Г. Новицкой «Ромашки» выражение «ромашки… улыбаются» вызывает желание создать веселый рисунок.

Ребятки учились сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках.

Работа  строилась в соответствии с требованиями программы и дети воспроизводили увиденное и услышанное благодаря:

·        наблюдению явлений и объектов природы, описанных  в  поэтическом произведении;

·        беседам о поэтических образах;

·        рассматриванию соответствующих иллюстраций и картин о природе;

·        показу некоторых приемов изображения;

·        анализу рисунков, выявляющему степень творчества ребенка при передаче поэтического образа.

Наблюдения природы начинали с рассматривания отдельных образов природы, описанных в стихотворении. При этом активизировалась речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащалась поэтическими выражениями, сравнениями. Например, одуванчик можно сравнить с солнышком, шариком, снежинкой, лист одуванчика – с елочкой. Далее ребята отыскивали объекты, описанные в стихотворении, трогали, рассматривали их, читали строчки из стиха, отражающие соответствующую картину природы.

Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводились беседы об их содержании. Если стихотворение состояло из нескольких четверостиший, то знакомились с ним в свободное время или на занятии по развитию речи.

Чтобы средства выразительности стихотворения стали детям более понятны,  рассматривали иллюстрации, картины, отображающие содержание текста. Учились изображать различные породы деревьев на занятиях предметным рисованием.

Для развития остроты восприятия насыщенности цвета использовали игровые задания: «Найди оттенки цвета на картинке»,  «Составь полоски синего цвета так, чтобы слева была самая темная, а справа – самая светлая».

Гуашевыми красками изображали такие времена года, как зима, осень, а летние и весенние пейзажи – акварелью.

В изображении пейзажей старались избегать штампов в прорисовке неба, земли. Фон изображали сами ребята.

При оценке работ исходили из следующих критериев:

·        передача общего колорита, настроения;

·         разнообразие композиции (связь между предметами, их объединение, выделение главного образа);

·        изображение формы, ее характерных признаков, деталей;

·         передача пропорций предмета, его размеров;

·        соответствие изображения поэтическому описанию.

В работе с детьми пятого года жизни использовали стихотворения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Этому требованию отвечает стихотворение «Елка» Е. Трутневой. Перед занятием  наблюдали зимние явления природы. В вечернее время проводили рассматривание иллюстрации С. Куприяновой к этим четверостишиям.

Детям  задавались вопросы: о чем говорится в этом стихотворении? Посмотрите и  скажите, какой наряд у елки зимой и как художник нарисовал елку?

Обращали  внимание на то, что художник всю елочку «покрыл» снегом, только кое-где зеленые веточки видны и вокруг нее изображены пушистые сугробы снега. Задавались вопросы: что за «снежное пальтишко» лежит на плечах у елочки; бывает ли одежда из снега? Поэт сравнил снег на ветках с одеждой, так как он сохраняет деревце от холода.

На занятии по рисованию изображали елку, описанную в этом стихотворении. Конкретность восприятия образа определила своеобразные средства выразительности, которые использовали дети; изображая выпуклую поверхность (горку), они закрасили ее белой краской. Увлек ребят процесс рисования «снежного пальтишка», так как в день занятия шел снег.

Дети шестого года жизни уже имеют некоторый опыт восприятия природы и художественного ее описания в стихах. Они уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений или образов природы, давать им точную характеристику.

Продолжали знакомиться с пейзажными произведениями. В работе использовали не только иллюстрации, но и репродукции с картин выдающихся художников.

Беседы о поэтических произведениях проводили до занятий по рисованию. Перед живым наблюдением рассматривали иллюстрации к стихотворению, в котором описан определенный  пейзаж.

Первый этап работы над выразительностью был направлен на накапливание ребятами опыта восприятия поэтических строк. При просмотре иллюстраций, уясняли приемы передачи выразительного образа (цвет, пропорции, расположение в пространстве), о которых в стихотворении говорится обобщенно с помощью метафор, сравнений, эпитетов.

Для достижения большей выразительности, учились по-разному рисовать кроны деревьев, составлять краски для получения нужного тона, компоновать на листе образы, описанные в стихотворении.  Упражняться  в этом нам помогали  развивающие  игры «Волшебный круг», «Придумай пейзаж». Так осенние пейзажи дети рисовали по произведениям Е. Трутневой «Ходит-бродит осень» и А. Толстого «Осень».

Предшествующая занятию беседа помогла детям познакомиться  с поэтическим описанием осенней природы, увидеть красоту стиха. На основе сравнения задавались вопросы  детям, а потом рассмотрели картины Б. Щербакова «Золотая осень» и Л. Бродской с тем же названием. На самом занятии по рисованию внимание ребят уже было направлено на продумывание замысла рисунка, средств изображения.

На занятии на тему «Первый снег» с использованием произведений И. Сурикова и Е. Трутневой поэтические строки подсказали детям тему для различных зимних пейзажей: «темный лес, что шапкой принакрылся чудной», «под утро поле снегом забелело», «все деревья в серебре». Дети выбирали те строчки, в которых наиболее поэтично говорится о наступлении зимы.

Для передачи выразительности дети использовали композицию, колорит, прорисовку деталей, величинное различие образов, различные способы рисования растений и пространства.

Накопление опыта восприятия стихов о природе, наблюдения явлений, образов, описанных в них, у детей седьмого года жизни,  способствуют тому, что дети постоянно проявляют интерес к окружающей природе, стремятся самостоятельно найти решение своего поэтического образа.

Для выделения главного образа в рисунке увеличиваются возможности использования различных изобразительных средств – цвета, композиции, различных материалов (сангины, угольного карандаша,  пастели, акварели, гуаши). Красиво смотрятся работы, выполненные в тональных сочетаниях одного цвета, когда дети знакомились с понятием «ахроматические цвета» и  путем их получения на примере занятия «Облака и тучи». Стихотворение к этому занятию было «Облака» С. Михалкова.

По-прежнему в работе с детьми этого возраста большое внимание уделяли наблюдениям.

Готовясь к изображению осенних пейзажей, познакомились с двумя разнохарактерными  стихотворениями об осени  «Лес, точно терем расписной» И. Бунина и «Скучная картина» А. Плещеева.  До знакомства с этими стихами неоднократно наблюдали осенние явления в разные периоды этого времени года, как выглядит природа, когда идет дождь, сравнивали солнечный и пасмурный день.

Большую роль сыграли иллюстрации художника Н. Устиновой к книге стихов И. Бунина «Листопад», в которых очень образно и точно представлены явления золотой и хмурой осени. В групповой комнате была устроена выставка картин  И. Левитана,  В. Поленова, Л. Бродской, Б. Щербакова, Остроухова.

Так, например, во время беседы  с чтением стихов были заданы детям следующие вопросы по стихотворению И. Бунина:

·        Какими словами поэт говорит об осеннем лесе?

·        Почему лес кажется ему веселым?

·        Какие деревья он описал в стихотворении?

·        Какими вы себе их представляете?

·        Что значит «лазурь голубая», «лес стоит стеной»?

·        Любил ли поэт осень?

По стихотворению А. Плещеева:

·        Какой период осени изображен в этом произведении?

·        Какая рябина стояла под окном?

·        Что значит «чахлая»?

·        Почему автор пишет, что деревушка «смотрит сереньким пятном»? Как вы это понимаете?

Для работы над зимним пейзажем,  проводили экскурсию в зимний парк, где читали стихотворение ф. Тютчева «Чародейкою зимою…» и строчки А. Пушкина «Идет волшебница-зима…». Дети отыскивали в парке такие картины о природе, о которых говорится в стихотворении.

На занятии дети по-разному представляли, как «волшебница-зима» украсила лес: на больших ветках лежит много снега, на маленьких – мало, снег образует вокруг ствола сугробы – их «зима намела». Рисунки называли так: «чародейка-зима околдовала лес», «волшебница-зима расстелила в лесу ковры снега», «чародейка-зима разукрасила лес».

Совершенно очаровательная березка получилась на занятии по стихотворению С. Есенина «Береза».

Итак,  для развития творчества в рисовании пейзажей у  детей  этого возраста, можно назвать следующие методы и приемы, которые были использованы в работе над темой:

·        наблюдение явлений природы, передающих общее содержание стихотворения;

·        беседа о средствах выразительности поэтического произведения с последующим обсуждением содержания рисунка;

·        предшествующее наблюдению рассматривание картин, иллюстраций, отражающих поэтические образы;

·        рисование только на основе восприятия поэтического произведения.

Отражение поэтических образов в рисунках имеет большое значение для их нравственно-эстетического восприятия, для развития творческих способностей, для подготовки их к успешному обучению в школе. Такие поэтические образы надолго сохраняются в памяти ребенка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, ценить ее красоту и разнообразие, узнавать ее в поэтическом описании.

Литература:

Л.В. Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке».

ПРИЛОЖЕНИЕ:  фотографии детских работ в разделе "Файлы и фотографии"

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»