Игра как средство активизации
познавательной деятельности учащихся
Современные условия характеризуются формированием разносторонней и полноценной личности.
Эта задача реализуется через качественно новый подход к обучению и воспитанию детей.
Это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитаниядетей (особенно в начальный период обучения), в частности, дидактические игры.
Дидактические игры широко используются в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе и родителями. Они направлены на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.
Игра обеспечивает существенное развитие в физической, психической и личностной сферах, даёт эффект общего психического развития.
К началу младшего школьного возраста большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества, т.д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. Чем старше дети, тем всё большее место занимает в игре соревнование. Оно развивает у детей умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.
В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в плане внешних действий – к играм в плане воображения, в уме.
Так, дети могут совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий. То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.
Таким образом, можно сказать, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место.
Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной.