Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 609
Красногвардейского района Санкт- Петербурга
Конспект открытого урока по русскому языку
(развитие речи)
2 класс
Тема: Изложение текста «Храбрый утёнок»
Борис Степанович Житков
Учитель начальных классов
Сорокина Т.И.
Дата проведения: 12.10.2011г.
Санкт- Петербург
2011/2012 г
Цели урока:
образовательные:
1 познакомить учащихся с новым автором литературных произведений для детей Борисом Степановичем Житковым
2 способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность по восприятию и осмыслению текста учащимися
3 организовать деятельность учащихся по планированию работы
4 совместно с учителем учиться работать над изложением литературного текста
5 закреплять знания о признаках текста
6 формировать умения письменно оформлять текст, озаглавить текст, определить тему текста, выделить главное
7 закреплять умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста, умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.
8 формировать умения делить текст на части и выделять их при записи.
9 ознакомить со структурными частями текста.
10 научить писать изложение по опорным словам и картинному плану
развивающие:
1. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;
2. создать условия для формирования выразительного пересказа: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
3. помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
4. создать условия для грамотного письменного изложения текста
воспитывающие:
1. содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,
2. способствовать сплочению классного коллектива,
3. содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
4. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
1. компьютер и проектор,
2. портрет писателя Б.Житкова,
3. сюжетные картинки к рассказу «Храбрый утёнок»на доске,
4. индивидуальные карточки с текстом для изложения
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового материала, урок развития речи.
Логика урока:мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1 Введение в тему. О творчестве Бориса Степановича Житкова
|
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством русского писателя Бориса Степановича Житкова. Слайд №2 Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика И пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером. Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком. Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С.Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
|
Ученики слушают рассказ учителя. |
2 Объявление темы урока
Знакомство с новым материалом. I часть.
II часть. Работа с текстом «Храбрый утёнок» |
Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Бориса Житкова и будем учиться писать изложение этого рассказа.
Отгадайте загадку и вы узнаете о ком будет этот рассказ. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать . Кто это? Слайд №3
Теперь послушайте рассказ Бориса Степановича Житкова и подумайте как его можно озаглавить. Во время чтения текста идёт демонстрация слайдов. Слайды № 4, №5, №6, №7, №8, №9.
|
Ученики отгадывают загадку.
Ученики слушают чтение учителя. Дети предлагают свои названия рассказа. |
III часть. Работа над изложением сокращённого текста. |
Вы будете учиться выполнять изложение этого текста в сокращении. Прочитайте этот текст. (Текст даётся на карточках.) Утром хозяйка ставила утятам корм. Но утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза! Однажды во двор пришёл утёнок Алёша. Вдруг зажужжала стрекоза. Алёша схватил её за крыло. Насилу она вырвалась! С тех пор злодейка не прилетала в сад. Слайд№10.
|
Ученики читают текст на карточках. |
IVчасть. Устная работа с текстом по содержанию. |
Работа над текстом: -Что утром делала хозяйка? Прочитайте. -Почему утята боялись подходить к тарелке? -Прочитайте. -Кто однажды пришёл во двор? Прочитайте. -Кто спас утят? Как это произошло? Прочитайте. -Что значит выражение «насилу она вырвалась»? -Почему автор называет стрекозу «злодейка» ? -Каким был утёнок Алёша? Объясни своё мнение. -Кто вам нравится в этом рассказе? Почему?
Слайд№11.
|
Ученики читают текст выборочно, отвечают на вопросы учителя, доказывают своё мнение. |
Vчасть. Устная работа со структурными частями текста. |
-Сколько частей выделено в тексте? - Как вы узнали? -О чём говорится в первой части текста? (Как всё началось) -Эта часть называется вводной. -В какой части описано главное событие? -Эта часть называется основной. -Зачем нужна последняя часть? -Она называется заключительная.
-Как при записи одна часть отделяется от другой?
На доске записываются названия частей.
Слайд№12.
|
Ученики читают текст выборочно, отвечают на вопросы учителя
Ученикиповторяют части текста.
|
VIчасть. Письменная работа со структурными частями текста. |
-Прочитайте ещё раз первую часть текста. -Сколько в ней предложений? -Как вы узнали? Дети повторяют правило записи предложения. -Прочитайте вторую часть текста. -Сколько в ней предложений? -Прочитайте третью часть текста. -Сколько предложений в этой части?
-Что поможет вам написать рассказ?
|
Ученики читают текст по частям, считают предложения, доказывают правильность счёта. Дети повторяют правило записи предложения.
Дети отвечают, что им помогут картинки и опорные слова. |
VIIчасть. Работа с картинным планом и опорными словами к тексту изложения. |
Учитель записывает на доске опорные слова: хозяйка, ставила; боялись, подходить; пугала ,стрекоза; однажды, пришёл; вдруг, зажужжала; схватил, за крыло; насилу вырвалась; с тех пор не прилетала ;злодейка.
Слайд№13 .
-Что ещё нужно сделать перед записью текста, чтобы не допустить ошибок? |
Ученики пересказывают текст по опорным словам и картинному плану.
Ученики повторяют правила написания слов, имён собственных и нарицательных. предложений и текста. Читают опорные слова по слогам. Читают весь текст.
|
3 Самостоятельное написание текста.
|
|
Дети пишут изложение по серии сюжетных картинок и опорным словам
|
4 Проверка изложения.
|
-Как будете проверять работу? -Сколько частей получилось в вашем рассказе? -Как показали эти части? -Как называется первая, вторая, третья часть? -Кто хочет прочитать свой текст вслух?
|
Выполняют проверку.
Читают свой текст вслух. |
5 Рефлексия. |
Слайд №14. Вопросы от утёнка Алёши.
-Как вы думаете , это сказка или быль? -Кому понравился рассказ? -Кто запомнил имя автора ? -Кто захотел прочитать другие произведения Бориса Степановича Житкова?
|
Ученики отвечают на вопросы, высказывают своё мнение об уроке. |
Цели урока:
образовательные:
11 познакомить учащихся с новым автором литературных произведений для детей Борисом Степановичем Житковым
12 способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность по восприятию и осмыслению текста учащимися
13 организовать деятельность учащихся по планированию работы
14 совместно с учителем учиться работать над изложением литературного текста
15 закреплять знания о признаках текста
16 формировать умения письменно оформлять текст, озаглавить текст, определить тему текста, выделить главное
17 закреплять умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста, умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.
18 формировать умения делить текст на части и выделять их при записи.
19 ознакомить со структурными частями текста.
20 научить писать изложение по опорным словам и картинному плану
развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;
- создать условия для формирования выразительного пересказа: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
- создать условия для грамотного письменного изложения текста
воспитывающие:
- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,
- способствовать сплочению классного коллектива,
- содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
- компьютер и проектор,
- портрет писателя Б.Житкова,
- сюжетные картинки к рассказу «Храбрый утёнок»на доске,
- индивидуальные карточки с текстом для изложения
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала, урок развития речи.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.