Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 609
Красногвардейского района Санкт- Петербурга

 

 

Конспект открытого урока по русскому языку

(развитие речи)

2 класс

 

Тема:  Изложение текста «Храбрый утёнок»

Борис Степанович Житков

 

 

Учитель начальных классов

Сорокина Т.И.

 

Дата проведения: 12.10.2011г.

Санкт- Петербург

2011/2012 г

 Цели урока:

образовательные:

1        познакомить учащихся с новым автором литературных  произведений для детей Борисом  Степановичем Житковым

2        способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность по восприятию и осмыслению текста учащимися

3        организовать деятельность учащихся по планированию работы

4         совместно с учителем учиться работать над изложением литературного текста

5        закреплять знания о признаках текста

6        формировать  умения письменно оформлять текст, озаглавить текст, определить тему текста, выделить главное

7        закреплять умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста, умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

8        формировать  умения делить текст на части и выделять их при записи.

9        ознакомить  со структурными частями текста.

10   научить писать изложение по опорным словам и картинному плану

развивающие:

1.     содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;

2.     создать условия для формирования выразительного пересказа: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

3.     помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

4.     создать условия для грамотного письменного изложения текста

воспитывающие:

1.     содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,

2.     способствовать сплочению классного коллектива,

3.     содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,

4.     помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование:

1.     компьютер и проектор,

2.     портрет писателя Б.Житкова,

3.     сюжетные картинки к  рассказу «Храбрый утёнок»на доске,

4.     индивидуальные карточки с текстом для изложения

 

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового материала, урок развития речи.

 

Логика урока:мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учеников    

 

1 Введение в тему.

О творчестве Бориса Степановича Житкова

 

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством русского писателя Бориса Степановича Житкова.

Слайд №2

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика

И пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.

Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.

Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С.Житкова в детскую литературу. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают рассказ учителя.

 

2 Объявление темы урока

 

 

 

 

Знакомство с новым материалом.

I часть.

 

 

 

 

 

 

II часть.

Работа с текстом

«Храбрый утёнок»

Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Бориса Житкова и будем учиться писать изложение этого рассказа.

 

Отгадайте загадку и вы узнаете о ком будет этот рассказ.

Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать .  Кто это?

Слайд №3

 

Теперь послушайте рассказ Бориса Степановича Житкова и  подумайте как его можно озаглавить.

Во время чтения текста идёт демонстрация слайдов.

Слайды № 4, №5, №6, №7, №8, №9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отгадывают загадку.

 

 

Ученики слушают чтение учителя.

Дети предлагают свои названия рассказа.

 

III часть.

Работа над изложением сокращённого текста.

 

Вы будете учиться выполнять изложение этого текста в сокращении.

Прочитайте этот текст.

(Текст даётся на карточках.)

   Утром хозяйка ставила утятам корм. Но утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза!

   Однажды во двор пришёл утёнок Алёша. Вдруг зажужжала стрекоза. Алёша схватил её за крыло. Насилу она вырвалась!

   С тех пор злодейка не прилетала в сад.

Слайд№10.

 

 

Ученики читают текст на карточках.

 

IVчасть.

 Устная работа с текстом по содержанию.

 

Работа над текстом:

-Что утром делала хозяйка?

Прочитайте.

-Почему утята боялись подходить к тарелке?

-Прочитайте.

-Кто однажды пришёл во двор? Прочитайте.

-Кто спас утят? Как это произошло? Прочитайте.

-Что значит выражение «насилу она вырвалась»?

-Почему автор называет стрекозу «злодейка» ?

-Каким был утёнок Алёша? Объясни своё мнение.

-Кто вам нравится в этом рассказе? Почему?

 

Слайд№11.

 

 

 

 

Ученики читают текст выборочно,

отвечают на вопросы учителя, доказывают своё мнение.

 

 

Vчасть.

Устная работа со структурными частями текста.

 

 

-Сколько частей выделено в тексте?

- Как вы узнали?

-О чём говорится в первой части текста?

(Как всё началось)

-Эта часть называется вводной.

-В какой части описано главное событие?

-Эта часть называется основной.

-Зачем нужна последняя часть?

-Она называется заключительная.

 

-Как при записи одна часть отделяется от другой?

 

На доске записываются названия  частей.

 

Слайд№12.

 

 

 

 

 

Ученики читают текст выборочно,

отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученикиповторяют части текста.

 

 

VIчасть.  Письменная  работа со структурными частями текста.

 

-Прочитайте ещё раз первую часть текста.

-Сколько в ней предложений?

-Как вы узнали?

Дети повторяют правило записи предложения.

-Прочитайте вторую часть текста.

-Сколько в ней предложений?

-Прочитайте третью часть текста.

-Сколько предложений в этой части?

 

-Что поможет вам написать рассказ?

 

 

 

Ученики читают текст по частям, считают предложения, доказывают правильность счёта.

Дети повторяют правило записи предложения.

 

 

 

 

Дети отвечают, что им помогут картинки и опорные слова.

 

VIIчасть.

Работа с картинным планом и опорными словами к тексту изложения.

 

Учитель записывает на доске опорные слова:

хозяйка, ставила;

боялись, подходить;

пугала ,стрекоза;

однажды, пришёл;

вдруг, зажужжала;

схватил, за крыло;

насилу вырвалась;

с тех пор не прилетала ;злодейка.

 

Слайд№13

.

 

 

 

 

-Что ещё нужно сделать перед записью текста, чтобы не допустить ошибок?

 

 

 

Ученики пересказывают текст по опорным словам и картинному плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики повторяют правила написания слов,

имён собственных и нарицательных.

предложений и текста.

Читают  опорные слова по слогам.

Читают весь текст.

 

 

 

3  Самостоятельное написание текста.

 

 

 

 

Дети пишут  изложение по серии сюжетных картинок и опорным словам

 

 

 

 

4  Проверка изложения.

 

 

 

 

-Как будете проверять работу?

-Сколько частей получилось в вашем рассказе?

-Как показали эти части?

-Как называется первая, вторая, третья часть?

-Кто хочет прочитать свой текст вслух?

 

 

 

 

Выполняют проверку.

 

 

 

 

Читают свой текст  вслух.

 

 

5 Рефлексия.

 

Слайд №14.

Вопросы от утёнка Алёши.

 

-Как вы думаете , это сказка или быль?

-Кому понравился рассказ?

-Кто запомнил имя автора ?

-Кто захотел прочитать другие произведения Бориса Степановича Житкова?

 

 

Ученики отвечают на вопросы, высказывают своё мнение об уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

образовательные:

11    познакомить учащихся с новым автором литературных  произведений для детей Борисом  Степановичем Житковым

12    способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность по восприятию и осмыслению текста учащимися

13    организовать деятельность учащихся по планированию работы

14     совместно с учителем учиться работать над изложением литературного текста

15    закреплять знания о признаках текста

16    формировать  умения письменно оформлять текст, озаглавить текст, определить тему текста, выделить главное

17    закреплять умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста, умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

18    формировать  умения делить текст на части и выделять их при записи.

19    ознакомить  со структурными частями текста.

20    научить писать изложение по опорным словам и картинному плану

 

развивающие:

  1. содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух;
  2. создать условия для формирования выразительного пересказа: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  3. помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
  4. создать условия для грамотного письменного изложения текста

 

воспитывающие:

  1. содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,
  2. способствовать сплочению классного коллектива,
  3. содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
  4. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

 

 

Оборудование:

  1. компьютер и проектор,
  2. портрет писателя Б.Житкова,
  3. сюжетные картинки к  рассказу «Храбрый утёнок»на доске,
  4. индивидуальные карточки с текстом для изложения

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала, урок развития речи.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»