Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Освоение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) детьми со сложными

нарушениями в развитии.

ГБДОУ детский сад № 109 Фрунзенского района СПб

Воспитатель группы детей со сложным дефектом

Гуровская Е.В.

Высшая квалификационная категория.

 

Актуальность темы.

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Использование дидактических средств, которые формируют сенсорные представления у детей со сложными нарушениями в развитии, является важной и актуальной задачей сегодняшнего дня.

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, обладающая чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание; Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т.е. сформировать перцептивные действия.

Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, еще недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств одних предметов к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает.

Общепринятыми мерками (эталонами), которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем языка. И все эти эталоны должны быть усвоены ребенком. Выявлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, которые обеспечивают сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватному предметному миру и соответствующего задачам деятельности.

Для ребенка с проблемами в развитии, роль взрослого, способность научить его чему-то, очевидна. Основой познания является чувственное познание восприятие и наглядное мышление, которое развивается в тесной связи с развитием деятельности. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть готов к этому. Если же ребенок не может схватить предмет, то он затруднится его ощутить. Для того чтобы эффективно определять, например, форму и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Отсюда видно, что сенсорная и моторная сферы развиваются вместе и в тесной связи с развитием деятельности.

Обращаясь к тематике методической темы, к проблемам освоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) ребенком со сложными нарушениями в развитии, считаю ее важной и актуальной на сегодняшний день.

 

Задачи работы над освоением сенсорных эталонов.

1. Создание условий для развития ребенка с особыми потребностями.

2. Создание благоприятного психофизиологического климата в группе.

3. Обеспечение каждому ребенку адекватного для него темпа и способа усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития.

4. Осуществление индивидуальной работы, как специального направления в общей системе воспитательного процесса, помощи в коррекции и профилактике отклонений в развитии.

5. Выявление наиболее эффективных дидактических игр и упражнений, способствующих сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии.

 

Принципы работы над освоением сенсорных эталонов.

- Принцип вариативности моделей познавательной деятельности ( каждый имеет право познать то, что привлекает через разнообразные виды деятельности).

- Принцип целостного представления об окружающей среде ( каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира)

- Принцип деятельности ( каждое новое задание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открывания» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений.

- Распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем развития

речевых, моторных, двигательных навыков.

- Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

- Тесная связь диагностики и коррекции.

- Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом

разделе программы.

- Периодическая повторяемость программного материала в целях

закрепления.

- Принцип учета актуального и потенциального развития, т.е. учет зоны ближайшего

развития.

 

Направления работы освоением сенсорных эталонов.:

1. Выявление уровня знаний и умений подгруппы детей о сенсорных эталонах.

2. Формулирование целей и предполагаемого конечного результата работы.

3. Формирование и развитие предметно-практической деятельности ребенка,

развитие игровой и стимуляция речевой сфер, ИЗО, ЛФК

 

Формы организации работы:

Индивидуальная форма, подгрупповая (2-3 человека), закрепление умений

и навыков во время проведения режимных моментов и самостоятельной

деятельности ребенка.

Система индивидуальных коррекционных занятий позволяет успешнее решать задачи коррекции нарушений и отклонений. Наполняет конкретным содержанием контакты, которые складываются у ребенка с заботящимся о нем взрослым.

Непосредственная образовательная деятельность осуществляются в виде бесед, индивидуальных игр с психологом, дефектологом, педагогами группы. Проводятся совместные игры с матерью, для установления эмоционально окрашенного контакта и последующего успешного коррекционного воздействия на ребенка в коллективе сверстников

 

Содержание непосредственной образовательной деятельности направлено на развитие зрительного восприятия, развитие ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности. Сначала особое внимание уделяется развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы, рук, выработке зрительных дифференцировок, практического выделения формы, величины, восприятию цветов, их различению, соотнесению и запоминанию цветов.

Начало работы над сенсорными эталонами предваряет диагностический этап. Его целью явилось выявление уровня знаний и умений подгруппы детей.

 

Диагностическая таблица (результаты детей на первое полугодие 2010-2011учебный год)

Имена детей

 

 

 

Цвет

 

 

Форма

Величина

Дима Н.

Цвет не выделяет, не показывает

Форму не выделяет, не показывает

Величину не определяет

Тема Б.

Показывает красный цвет

Форму не выделяет

Величину не определяет

Соня П.

Цвета путает

Подбирает круг, треугольник по подобию

Определяет большой , маленький

Влад А.

Цвет выделяет, находит, показывает

Форму знает

Определяет большой , маленький

Саша К.

Выделяет красный цвет

Форму не знает, с помощью подберет по подобию

Величину показывает, названия не соотносит


 

Достигнутый результат к концу учебного 2010-2011 учебного года

Имена детей

 

Цвет

Форма

Величина

Дима Н.

Созданы условия для пополнения представлений о цвете

Созданы условия для пополнения представлений о форме

Созданы условия для пополнения представлений о величине

Тема Б.

Научился выделять желтый цвет

Научился выделять одну форму из ряда других (круг)

Созданы условия для пополнения представлений о величине

Соня П.

Научилась соотносить названия с цветом предметов ( основные цвета)

Научилась соотносить названия с формой предметов – круг, квадрат

Научилась соотносить названия с величиной предметов.

Влад А.

Расширены представления о цвете (дополнительный цвет)

Закреплены знания о форме предметов (добавлена форма овала)

Пополнились представления о величине (добавлен средний размер)

Саша К.

Научился выделять желтый цвет

Научился выделять самостоятельно одну форму из ряда других

(круг)

Научился соотносить названия с величиной предметов ( большой)

 

Введена серия упражнений по обучению детей захватывать, удерживать, манипулировать с предметами разной величины, формы и цвета:

- дидактическая игра «нанизывание колец на стержень» - 2-3 цвета одинакового размета.

- дидактическая игра «Разложи по цвету» -(шарики из одной емкости разные по форме, величине).

- дидактическая игра «Найди такой же» (по цвету, форме, величине)

- дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь геометрических фигур)

- Лото «Форма – цвет»

- дидактическая игра «Сортер» ( протолкнуть предметы определенных форм с нужное отверстие)

 

 

Работа по закреплению цвета, формы, величины велась на разных видах непосредственной образовательной деятельности : изо – деятельности, развитию речи, в упражнениях по конструированию.

Также проводились открытые занятия и совместные с родителями игры по показу методов и приемов работы по освоению детьми сенсорных эталонов.

 

Достигнутый результат на начало 2011 – 2012 учебного года

 

Имена детей

цвет

форма

величина

Дима Н.

Показывает красный цвет

Продолжаем создавать условия для пополнения представлений о форме

Продолжаем создавать условия для пополнения представлений о величине

Тема Б.

Показывает 2 цвета : синий и красный

Выделяет одну форму (круг)

Выделяем большие предметы

Соня П.

Расширяем представления об оттенках

Знает круг, квадрат, треугольник

Создаются условия для выделения большой, средней и малой величины предметов.

Влад А.

Научился выделять оттенки основных цветов : оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый, серый

С помощью педагога складывает геометрические формы (круг , квадрат) из 2 – х разрезных частей.

Самостоятельно выделяет большую, среднюю и малую величину

Саша К.

Научился выделять красный и синий цвет

Создаются условия для пополнения представлений о форме ( круг, квадрат)

Создаются условия для выделения большой и малой величины предметов

 

Достигнутый результат на окончание 2011 – 2012 учебного года

 

Имена детей

цвет

форма

величина

Дима Н.

Показывает красный, синий цвет

Показывает одну форму из ряда других ( круг)

Выделяет большой предмет

Тема Б.

Показывает 3 цвета : зеленый, синий и красный

Выделяет круг, квадрат.

Выделяет большие и малые предметы

Соня П.

Научилась выделять оранжевый оттенок, голубой, розовый.

Знает круг, квадрат, треугольник, ромб.

Соотносит по величине большие, малые и средние предметы с помощью педагога.

Влад А.

Знает дополнительный оттенок – малиновый и сиреневый.

Самостоятельно складывает геометрические формы (круг, квадрат) из 2 – х разрезных частей.

Создаются условия для различения по величине 4 – х предметов

Саша К.

Знает основные цвета

Научился выделять две формы: круг, квадрат.

Знает большую и малую величину предметов.

 

 

 

Структура непосредственной образовательной деятельности:

1. Установление эмоционального контакта с ребенком.

2. Приемы массажа, тактильной стимуляции и лечебной физкультуры.

3. Работа по развитию рук и практических действий с предметами.

4. Упражнения дыхательной гимнастики, логопедическая ритмика и
другие пальчиковые игры и упражнения.

5. Серия заданий направлена на развитие хватательных функций рук, ощупывающих движений, простейшего манипулирования и развития простых действий с предметом. Особый акцент делаем на развивающее общение, начиная с доверительных форм бесед.

 

Методы и приемы использованные в работе над освоением сенсорных эталонов:

 

практические

словесные

наглядные

игровые

- обследование

предмета;

- метод проб и

ошибок,

- обводка

предмета по

контуру,

- работа с

шаблонами,

- конструктивные

игры

- рассказывание,

- беседа,

- словесные игры:

ответы

на вопросы,

- слушание текста,

- разучивание

стихов,

- приемы

«Речь с

движением» ( элементы логоритмики)

- рассматривание

предмета, игрушки,

картинки, модели,

иллюстрации,

объекта, натуральных

объектов,

персонажей кукол,

- режиссерские игры

(ковролинограф)

 

- сюрпризные

приемы,

- создание легкой

проблемной

ситуации,

- игры:

имитационные,

дидактические,

развивающие,

словесные, с

куклой,

- психологические этюды.

 

В результате проведенной работы были достигнуты немалые результаты. Дети стали лучше ориентироваться в форме, величине, цвете предметов. Улучшилось тактильное восприятие. Дети учатся словесно подкреплять увиденное, осязаемое, тем самым закрепляют полученные знания, умения и навыки, пополняют свой активный словарь. Выявлены наиболее эффективные дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии. А также создана картотека наиболее удачных игр для сенсорного развития детей со сложной структурой дефекта.

 

Список литературы:

  1. Бабина Г.В. «Речевые нарушения при детском церебральном параличе» Вопросы логопедии. Сб. научн. трудов. М., 1978.

  2. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.

  3. Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. , Венгер Н.Б. изд-во просвещение. М. 1988 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»