Освоение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) детьми со сложными
нарушениями в развитии.
ГБДОУ детский сад № 109 Фрунзенского района СПб
Воспитатель группы детей со сложным дефектом
Гуровская Е.В.
Высшая квалификационная категория.
Актуальность темы.
Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Использование дидактических средств, которые формируют сенсорные представления у детей со сложными нарушениями в развитии, является важной и актуальной задачей сегодняшнего дня.
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, обладающая чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание; Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т.е. сформировать перцептивные действия.
Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, еще недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств одних предметов к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает.
Общепринятыми мерками (эталонами), которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем языка. И все эти эталоны должны быть усвоены ребенком. Выявлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, которые обеспечивают сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватному предметному миру и соответствующего задачам деятельности.
Для ребенка с проблемами в развитии, роль взрослого, способность научить его чему-то, очевидна. Основой познания является чувственное познание восприятие и наглядное мышление, которое развивается в тесной связи с развитием деятельности. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть готов к этому. Если же ребенок не может схватить предмет, то он затруднится его ощутить. Для того чтобы эффективно определять, например, форму и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Отсюда видно, что сенсорная и моторная сферы развиваются вместе и в тесной связи с развитием деятельности.
Обращаясь к тематике методической темы, к проблемам освоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) ребенком со сложными нарушениями в развитии, считаю ее важной и актуальной на сегодняшний день.
Задачи работы над освоением сенсорных эталонов.
1. Создание условий для развития ребенка с особыми потребностями.
2. Создание благоприятного психофизиологического климата в группе.
3. Обеспечение каждому ребенку адекватного для него темпа и способа усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития.
4. Осуществление индивидуальной работы, как специального направления в общей системе воспитательного процесса, помощи в коррекции и профилактике отклонений в развитии.
5. Выявление наиболее эффективных дидактических игр и упражнений, способствующих сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии.
Принципы работы над освоением сенсорных эталонов.
- Принцип вариативности моделей познавательной деятельности ( каждый имеет право познать то, что привлекает через разнообразные виды деятельности).
- Принцип целостного представления об окружающей среде ( каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира)
- Принцип деятельности ( каждое новое задание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открывания» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений.
- Распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем развития
речевых, моторных, двигательных навыков.
- Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
- Тесная связь диагностики и коррекции.
- Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом
разделе программы.
- Периодическая повторяемость программного материала в целях
закрепления.
- Принцип учета актуального и потенциального развития, т.е. учет зоны ближайшего
развития.
Направления работы освоением сенсорных эталонов.:
1. Выявление уровня знаний и умений подгруппы детей о сенсорных эталонах.
2. Формулирование целей и предполагаемого конечного результата работы.
3. Формирование и развитие предметно-практической деятельности ребенка,
развитие игровой и стимуляция речевой сфер, ИЗО, ЛФК
Формы организации работы:
Индивидуальная форма, подгрупповая (2-3 человека), закрепление умений
и навыков во время проведения режимных моментов и самостоятельной
деятельности ребенка.
Система индивидуальных коррекционных занятий позволяет успешнее решать задачи коррекции нарушений и отклонений. Наполняет конкретным содержанием контакты, которые складываются у ребенка с заботящимся о нем взрослым.
Непосредственная образовательная деятельность осуществляются в виде бесед, индивидуальных игр с психологом, дефектологом, педагогами группы. Проводятся совместные игры с матерью, для установления эмоционально окрашенного контакта и последующего успешного коррекционного воздействия на ребенка в коллективе сверстников
Содержание непосредственной образовательной деятельности направлено на развитие зрительного восприятия, развитие ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности. Сначала особое внимание уделяется развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы, рук, выработке зрительных дифференцировок, практического выделения формы, величины, восприятию цветов, их различению, соотнесению и запоминанию цветов.
Начало работы над сенсорными эталонами предваряет диагностический этап. Его целью явилось выявление уровня знаний и умений подгруппы детей.
Диагностическая таблица (результаты детей на первое полугодие 2010-2011учебный год)
Имена детей
|
Цвет
|
Форма |
Величина |
Дима Н. |
Цвет не выделяет, не показывает |
Форму не выделяет, не показывает |
Величину не определяет |
Тема Б. |
Показывает красный цвет |
Форму не выделяет |
Величину не определяет |
Соня П. |
Цвета путает |
Подбирает круг, треугольник по подобию |
Определяет большой , маленький |
Влад А. |
Цвет выделяет, находит, показывает |
Форму знает |
Определяет большой , маленький |
Саша К. |
Выделяет красный цвет |
Форму не знает, с помощью подберет по подобию |
Величину показывает, названия не соотносит |
Достигнутый результат к концу учебного 2010-2011 учебного года |
|||
Имена детей
|
Цвет |
Форма |
Величина |
Дима Н. |
Созданы условия для пополнения представлений о цвете |
Созданы условия для пополнения представлений о форме |
Созданы условия для пополнения представлений о величине |
Тема Б. |
Научился выделять желтый цвет |
Научился выделять одну форму из ряда других (круг) |
Созданы условия для пополнения представлений о величине |
Соня П. |
Научилась соотносить названия с цветом предметов ( основные цвета) |
Научилась соотносить названия с формой предметов – круг, квадрат |
Научилась соотносить названия с величиной предметов. |
Влад А. |
Расширены представления о цвете (дополнительный цвет) |
Закреплены знания о форме предметов (добавлена форма овала) |
Пополнились представления о величине (добавлен средний размер) |
Саша К. |
Научился выделять желтый цвет |
Научился выделять самостоятельно одну форму из ряда других (круг) |
Научился соотносить названия с величиной предметов ( большой) |
Введена серия упражнений по обучению детей захватывать, удерживать, манипулировать с предметами разной величины, формы и цвета:
- дидактическая игра «нанизывание колец на стержень» - 2-3 цвета одинакового размета.
- дидактическая игра «Разложи по цвету» -(шарики из одной емкости разные по форме, величине).
- дидактическая игра «Найди такой же» (по цвету, форме, величине)
- дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь геометрических фигур)
- Лото «Форма – цвет»
- дидактическая игра «Сортер» ( протолкнуть предметы определенных форм с нужное отверстие)
Работа по закреплению цвета, формы, величины велась на разных видах непосредственной образовательной деятельности : изо – деятельности, развитию речи, в упражнениях по конструированию.
Также проводились открытые занятия и совместные с родителями игры по показу методов и приемов работы по освоению детьми сенсорных эталонов.
Достигнутый результат на начало 2011 – 2012 учебного года
Имена детей |
цвет |
форма |
величина |
Дима Н. |
Показывает красный цвет |
Продолжаем создавать условия для пополнения представлений о форме |
Продолжаем создавать условия для пополнения представлений о величине |
Тема Б. |
Показывает 2 цвета : синий и красный |
Выделяет одну форму (круг) |
Выделяем большие предметы |
Соня П. |
Расширяем представления об оттенках |
Знает круг, квадрат, треугольник |
Создаются условия для выделения большой, средней и малой величины предметов. |
Влад А. |
Научился выделять оттенки основных цветов : оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый, серый |
С помощью педагога складывает геометрические формы (круг , квадрат) из 2 – х разрезных частей. |
Самостоятельно выделяет большую, среднюю и малую величину |
Саша К. |
Научился выделять красный и синий цвет |
Создаются условия для пополнения представлений о форме ( круг, квадрат) |
Создаются условия для выделения большой и малой величины предметов |
Достигнутый результат на окончание 2011 – 2012 учебного года
Имена детей |
цвет |
форма |
величина |
Дима Н. |
Показывает красный, синий цвет |
Показывает одну форму из ряда других ( круг) |
Выделяет большой предмет |
Тема Б. |
Показывает 3 цвета : зеленый, синий и красный |
Выделяет круг, квадрат. |
Выделяет большие и малые предметы |
Соня П. |
Научилась выделять оранжевый оттенок, голубой, розовый. |
Знает круг, квадрат, треугольник, ромб. |
Соотносит по величине большие, малые и средние предметы с помощью педагога. |
Влад А. |
Знает дополнительный оттенок – малиновый и сиреневый. |
Самостоятельно складывает геометрические формы (круг, квадрат) из 2 – х разрезных частей. |
Создаются условия для различения по величине 4 – х предметов |
Саша К. |
Знает основные цвета |
Научился выделять две формы: круг, квадрат. |
Знает большую и малую величину предметов. |
Структура непосредственной образовательной деятельности:
1. Установление эмоционального контакта с ребенком.
2. Приемы массажа, тактильной стимуляции и лечебной физкультуры.
3. Работа по развитию рук и практических действий с предметами.
4. Упражнения дыхательной гимнастики, логопедическая ритмика и
другие пальчиковые игры и упражнения.
5. Серия заданий направлена на развитие хватательных функций рук, ощупывающих движений, простейшего манипулирования и развития простых действий с предметом. Особый акцент делаем на развивающее общение, начиная с доверительных форм бесед.
Методы и приемы использованные в работе над освоением сенсорных эталонов:
практические |
словесные |
наглядные |
игровые |
- обследование предмета; - метод проб и ошибок, - обводка предмета по контуру, - работа с шаблонами, - конструктивные игры |
- рассказывание, - беседа, - словесные игры: ответы на вопросы, - слушание текста, - разучивание стихов, - приемы «Речь с движением» ( элементы логоритмики) |
- рассматривание предмета, игрушки, картинки, модели, иллюстрации, объекта, натуральных объектов, персонажей кукол, - режиссерские игры (ковролинограф)
|
- сюрпризные приемы, - создание легкой проблемной ситуации, - игры: имитационные, дидактические, развивающие, словесные, с куклой, - психологические этюды. |
В результате проведенной работы были достигнуты немалые результаты. Дети стали лучше ориентироваться в форме, величине, цвете предметов. Улучшилось тактильное восприятие. Дети учатся словесно подкреплять увиденное, осязаемое, тем самым закрепляют полученные знания, умения и навыки, пополняют свой активный словарь. Выявлены наиболее эффективные дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии. А также создана картотека наиболее удачных игр для сенсорного развития детей со сложной структурой дефекта.
Список литературы:
-
Бабина Г.В. «Речевые нарушения при детском церебральном параличе» Вопросы логопедии. Сб. научн. трудов. М., 1978.
-
Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.
-
Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. , Венгер Н.Б. изд-во просвещение. М. 1988 г.