ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
(учебно-методическое пособие)
Свердлова Любовь Александровна,
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа (VIIIвида) № 502 Кировского района Санкт-Петербурга, учитель
Развитие речи – важная задача обучения родному языку в любом классе. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Задача учителя научить детей грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли, так как без овладения родным языком невозможно дальнейшее образование и общее развитие ребенка. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам.
Вместе с развитием речи на уроках русского языка происходит приобретение умений и навыков умственного труда, формирование умения пользоваться логическими операциями: анализом, синтезом, сопоставлением, классификацией, обобщениями, объяснениями и доказательствами. Формировать подобные умения и навыки особенно важно у детей с интеллектуальной недостаточностью, так как программы коррекционно-развивающего обучения ставят своей задачей развитие общих интеллектуальных умений. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
В развитии связной речи учащихся используются различные виды упражнений, одним из которых традиционно является изложение текста. В данном учебно-методическом пособии рассмотрены методические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода при обучении написанию изложений детей с интеллектуальной недостаточностью.
Теоретические основы обучения изложению
обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Дидактический аспект коррекционно-развивающего обучения
Анализ раздела «Русский язык» в программно-методических материалах коррекционно-развивающего обучения показал, что ведущим принципом является коррекционная направленность обучения, которая заключается в диагностике и развитии психических функций учащихся, в организации процесса обучения с учетом типических и индивидуальных особенностей детей. Таким образом, принцип коррекционной направленности тесно связан с принципом индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При обучении «необходимо руководствоваться следующими требованиями: находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы маленькие его достижения …; систематически повторять пройденный материал с целью закрепления изученного и полноценного усвоения нового; выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок. Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к детям». (№ 11, с.181 – 182)
Сущность индивидуального подхода
в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися несут на себе отпечаток индивидуальных особенностей их мышления, памяти, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урока.
Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов обучения, предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика. На уроке – это внимание учителя к каждому ребенку, помощь индивидуального характера, вопросы и задания, учитывающие возможности и недочеты в знаниях ребенка. В условиях коррекционно-развивающего обучения появляется возможность осуществления индивидуального подхода и вне учебных занятий со всем классом. Этой цели служат коррекционно-развивающие занятия.
«Индивидуальный подход к учащимся осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Самостоятельное выполнение заданий позволяет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащиеся, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Более сильным школьникам даются усложненные задания или дополнительные, стимулирующие развитие их способностей». (№ 16, с.254)
Индивидуальная работа на уроке возможна при проверке и оценке знаний учащихся.
В практике работы возникает необходимость сочетать индивидуальный подход к учащимся с дифференцированным, так как одинаковые трудности в усвоении учебного материала могут быть выявлены сразу у нескольких учеников.
«Дифференцированный подход в обучении русскому языку – форма организации учебного труда учащихся … на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности … . Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках класса подтянуть отстающих, дать пищу для развития каждой группы учащихся. Деление на группы не является постоянным; для разных видов работы могут создаваться разные по составу группы. Дифференцированный подход не отменяет единства требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся». (Львов М.Р. № 8 с.56)
Из приведенного выше определения видно, что индивидуальный и дифференцированный подходы объединяет одна общая задача – «подтянуть отстающих, дать пищу для развития», следовательно, представляется возможным объединить оба подхода и говорить об индивидуально-дифференцированном подходе в условиях коррекционно-развивающего обучения.
Психологические основы обучения умению излагать текст
Речь – это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств. Речевая деятельность проявляется в разных формах. Развивается речь внутренняя и внешняя, последняя выступает в свою очередь в форме устной и письменной.
Вариативность речи зависит от речевой ситуации, от цели высказывания, от большей или меньшей культуры говорящего, от его психофизиологических особенностей. Речь можно исправлять, совершенствовать.
Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка требует постоянного педагогического руководства.
Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.
Речь детей с интеллектуальной недостаточностью может удовлетворять потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений как произношения, так и грамматического строя. Однако она отличается бедностью словаря, примитивностью употребляемых грамматических конструкций. Своеобразие активного словаря школьников состоит в том, что дети не чувствуют различных оттенков близких по значению слов и употребляют эти слова неточно. Они неправомерно ограничивают или расширяют смысл общеупотребительных слов. Нередко дети определяют одни видовые понятия через названия других видовых понятий, выделяют в значении слов лишь отдельные, часто не существенные признаки.
Высказывания школьников нецеленаправленны, дети затрудняются связно выражать свои мысли, легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую. Отмечается склонность пользоваться стереотипными синтаксическими структурами. Обнаруживается неспособность детей связать должным образом отдельные моменты описываемого события или процесса деятельности, передать словами причинно-следственную связь между основными фактами. К смысловым ошибкам следует отнести пропуски существенных моментов и замену их несущественными, включение не имеющих прямого отношения к теме высказываний, нарушение логической последовательности изложения.
Особенности словообразования учащихся коррекционного класса свидетельствуют об ограниченности их словарного запаса. Это связано с ограниченностью их знаний и представлений об окружающем мире, о причинно-следственных, пространственных, временных и других отношениях, что определяется особенностями их познавательной деятельности: сниженной активностью во многих видах деятельности, своеобразием основных мыслительных операций, несформированностью самоконтроля. Недостаточная познавательная активность детей обычно сочетается с отклонениями в общей структуре деятельности. Основные интеллектуальные операции у учеников сформированы неполностью. Особенности речи и познавательной деятельности свидетельствуют о том, что изучение любой темы должно иметь коррекционную направленность.
Работа над развитием речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью способствует развитию мыслительных операций, предполагает многоаспектный корригирующий эффект:
обогащается содержательная сторона высказывания и формируются умения в построении связного текста;
развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности, памяти, внимания, восприятия и познавательной активности;
привитие интереса к литературному творчеству.
Лингвистические основы обучения воспроизведению текста
В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо - это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка. Письменная речь всегда строже устной, имеет свои особенности построения фраз. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов, знакомятся с их стилистическими различиями.
Школьники овладевают умениями в области создания текста практически, в работе над пересказами, изложениями, сочинениями и другими текстовыми упражнениями.
Современная методика развития речи требует работы над простейшими типами текста, так как понимание типа позволяет придать работе над сочинением или изложением больше целенаправленности, четче строить подготовительную работу. Выделяют следующие типы текста: повествование, описание, рассуждение. Каждый из названных типов имеет разновидности.
В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Повествовательные тексты имеют сюжет, последовательность изложения определяется естественным ходом изображаемых событий. В них, как правило, бывают действующие лица, диалог между ними. Главное внимание уделяется фактам и событиям, поэтому текст насыщен глаголами и существительными.
В описании нет сюжета, нет событий и действующих лиц. В них изображены картины природы, отдельные предметы и явления, процессы, действия. Сущность описания – более или менее развернутое указание признаков предметов и явлений. Поскольку в описании указываются признаки, то язык описания богат именами прилагательными, сравнениями.
Рассуждениемназывается такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используют суждения, приводят примеры, делают выводы.
Методика обучения изложению в классе
коррекционно-развивающего обучения
Общие подходы к обучению учащихся писать изложение
Изложения – это письменный пересказ образцовых текстов. Так как упражнение выполняется письменно, к нему предъявляются высокие требования: и к содержанию, и к логической структуре, и к языку. Роль письменных изложений – тренировка школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником, тщательно проверены сначала им, а затем и учителем.
Важна роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. Учащиеся усваивают идейное содержание излагаемых произведений или их отрывков, словарь. Это определяет высокие требования к текстам, выбираемым для письменных изложений. Темы изложений должны быть ценными и в воспитательном, и в образовательном плане, должны формировать мировоззрение. Тексты должны быть доступны и интересны. Дети должны понять содержание, идейный смысл и язык передаваемого текста. Кроме того, текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.
В программу коррекционно-развивающего обучения включена работа над подробным изложением. Такие изложения проводятся во всех классах. Уже в период обучения грамоте дети пересказывают по вопросам. По мере продвижения в учебе учащиеся пишут все большие по объему изложения. Далее работа над подробным изложением усложняется: подбирая текст, учитель предусматривает ознакомление школьников с новыми для них особенностями в области лексики, синтаксиса, композиции текста с повествованием и элементами описания. В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи. Все это развивает детей умственно.
На уроке, посвященном написанию изложения, важное место занимает организационный момент. В классе должен быть создан благоприятный микроклимат. Необходимо настроить детей на интересную и творческую работу. Учащиеся должны чувствовать себя спокойно и естественно, не должны бояться задавать вопросы. Кроме того, некоторые ученики могут нуждаться в дополнительном внимании со стороны учителя: кто-то нуждается в помощи по организации рабочего места, кому-то необходимы установки на интересную, но серьезную работу, необходима коррекция поведения.
Эффективность изложений зависит от учителя: от того, как он сумеет выбрать текст и организовать всю подготовительную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Восприятие текста и его анализ
Перед тем как познакомить с текстом, предлагаемым для изложения, проводится подготовительная работа с целью возбудить у учеников интерес к теме и обеспечить полное и правильное восприятие его содержания. Эта работа должна быть краткой и с использованием различных наглядных пособий.
В связи с проблемой анализа текста при подготовке к изложению учителю важно решить, как будет воспринят текст учениками: зрительно, на слух или комбинированно. Учитывая особенности психических процессов у школьников с интеллектуальной недостаточностью, наиболее удачным является зрительное восприятие текста или комбинированное. Для первоначального, общего знакомства с содержанием достаточно слухового восприятия, а вот для детального наблюдения над организацией текста, языковыми средствами, нужно иметь текст перед глазами.
Основной формой работы по разбору текста является беседа с выборочным чтением. Учащиеся тщательно продумывают свои высказывания и, если надо, подтверждают их ссылками на текст.
В процессе анализа частей текста проводится разъяснение непонятных слов и выражений. Важно, чтобы ученики сами выделили не совсем понятные для них слова, так как все случаи, требующие пояснения, учитель предусмотреть не может. Разбирая текст, необходимо не только разъяснять детям значение и смысл отдельных слов и выражений, но и помогать им воссоздавать в своем воображении соответствующие конкретные представления.
Составление или разбор плана, предложенного в готовом виде
Письменное изложение по сравнению с устным пересказом представляет более сложный процесс, и для его регулирования приходится прибегать к ряду специальных корригирующих средств. Одним из этих средств является составление такого плана, который не только указывает последовательность изложения, но и достаточно четко определяет содержание. Составленный таким образом план намечает исходные моменты для развертывания описания отдельных эпизодов.
Прежде, чем приступить к работе по составлению плана, учитель намечает границы между отдельными частями текста, определяет заголовки этих частей, а также способы подведения учащихся к формулировкам пунктов плана.
На первых порах ученики работают над планом коллективно с помощью учителя. Разобрав по содержанию ту или иную часть произведения, они, в процессе коллективного обсуждения, уясняют основную мысль и формулируют ее. Формулировка записывается на классной доске или в тетрадях. Когда учащиеся приобретут опыт в составлении плана, более успешным ученикам можно, подобрав легкий материал, поручить выполнить самостоятельно эту работу, а затем подвергнуть выполненные работы коллективному обсуждению. В отдельных случаях можно требовать самостоятельно составленного плана частично: более легкие по содержанию части озаглавливаются учащимися самостоятельно, а над более трудными частями проводится коллективная работа под руководством учителя.
Формулировка предложений и продумывание их правописания. Запись текста.
В работе над текстом изложения задача заключается в том, чтобы приучить учащихся всесторонне продумывать записываемое. Учитывая разный уровень развития и разный темп в овладении знаниями и умениями учащимися одного класса, на этом этапе работы над изложением возможна работа по подгруппам. Если учащиеся в достаточной мере приучились тщательно продумывать содержание части, прежде чем записывать ее, то после предварительной устной подготовки они могут приступить к самостоятельному записыванию целого абзаца или всего изложения. При этом важно приучить детей к определенному порядку работы:
а) не беря ручки, продумать содержание части текста, соответствующей очередному пункту плана;
б) сформулировать очередное предложение в уме и повторить его шепотом;
в) продумать составленное предложение в отношении правописания;
г) взять ручку и записать предложение;
д) прочитать и проверить записанное.
Для менее подготовленных детей используются другие приемы проведения обучающего изложения:
- прочитывается пункт плана и общими усилиями устанавливается, о чем надо написать, т.е. формулируется общее содержание данного абзаца;
- формулировка первого предложения и затем продумывание его в отношении орфографии;
- запись в тетрадях составленного вместе с учителем предложения.
В таком порядке отрабатываются и записываются последующие предложения первого и других абзацев.
Постепенно этот способ работы над текстом изложения видоизменяется: формулируется устно и записывается не каждое отдельное предложение, а абзац, соответствующий тому или иному пункту плана.
Избежать орфографических ошибок школьникам должна помочь специальная орфографическая подготовка, проведенная на этом уроке, на предыдущих уроках и коррекционных занятиях с отстающими детьми. К приемам такой подготовки можно отнести правильно организованное списывание, орфографический анализ конкретных слов, поиск в тексте слов с определенной орфограммой, орфографическое чтение отдельных слов, предложений, а иногда всего текста или его частей.
В процессе написания изложения учащимся предоставляется право обращаться к учителю за необходимыми справками. Кроме того, считается возможным разрешать ученикам писать слова, в написании которых они сомневаются, с пропуском «сомнительных» букв. Дело учителя решить, считать ли такой пропуск ошибкой или нет, и вопрос этот должен каждый раз решаться особо, с учетом, как степени трудности слова, так и индивидуальных особенностей ученика. Такая работа способствует развитию орфографической зоркости.
Проверка и анализ выполненной работы
Письменная речь предоставляет возможность ее совершенствования. Обсуждение написанных изложений – важный компонент обучения. «Выявляя и классифицируя ошибки, допущенные в изложениях, учитель отмечает как массовые затруднения, характерные для всего класса или большинства учащихся, так и затруднения каждого конкретного ученика». (№ 10, с.16)
Эта работа служит не только целям контроля, но и является средством обучения, уточняя и развивая у учащихся те умения и навыки в области языка, которые они получили на уроках чтения и грамматики.
На уроках редактирования в центре внимания должен быть именно анализ работ, выявление достоинств и недостатков, имеющихся в детских работах.
Для организации коллективной работы учитель подбирает наиболее яркие примеры ошибок, сгруппировав их по типам. Изложения, в которых было допущено большое количество ошибок, можно проанализировать с учениками на индивидуальных коррекционных занятиях. Такое повторное возвращение к тексту, нахождение и исправление ошибок – важный шаг на пути становления речи.
Очень полезен показ и основательное разъяснение хорошего образца. Для учащихся, в работе которых отмечаются те или иные достоинства, данный прием является средством, стимулирующим усовершенствование навыков.
В процессе анализа своей работы ученики лучше оценивают свои возможности и уровень умений, знакомятся с приемами самоанализа, самоконтроля.
Изменение подхода к оценке в условиях коррекционно-развивающего обучения является важным психолого-дидактическим условием организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить коррекционный эффект. Оценка знаний используется не как карательное орудие за недостаточные способности, а как вознаграждение за трудолюбие, прилежание, продвижение. Главным объектом оценивания становится процесс деятельности. Основанием оценки становится критерий относительной успешности.
Формирование умения писать изложение текста
у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в условиях
индивидуально-дифференцированного подхода
Анализ методической литературы и работ учеников позволили наметить основные направления в формировании умения писать изложение у учеников с интеллектуальной недостаточностью. При письменном изложении текста обучающимися были допущены ошибки на каждую группу умений, следовательно, одним из направлений в моей работе стало формирование комплекса речевых умений. При пересказе текста помимо речевых умений большое значение имеют показатели внимания, памяти, восприятия, мышления. Поэтому вторым направлением моего исследования стало развитие познавательных способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной работы и самоконтроля.
Обучение умению писать изложение текста проводилось в два этапа. Задачами подготовительного этапа было осознание учениками признаков текста, формирование отдельных умений (например, умения точно использовать слова в речи), развитие познавательных процессов. С этой целью были организованы коррекционно-развивающие занятия, на которых проводились упражнения для развития слухового восприятия («Найди ошибки в рассказе»); упражнения на обобщение и исключение, на развитие логического мышления и смысловой памяти (« Подбери слова-признаки к словам»).
Основной этапсодержал 4 ступени:
- Овладение структурой текста.
- Работа над содержательной стороной текста.
- Обучение составлению плана.
- Редактирование текста изложения.
При организации и проведении уроков учитывались особенности познавательных процессов детей и темп продвижения каждого ребенка. Тексты для изложений воспринимались учащимися зрительно. Если ученик не справлялся с заданием на определенной ступени обучения или допускал грубые ошибки, с ним или с группой детей со сходными проблемами, проводились дополнительные занятия. На уроках при фронтальной работе таким детям оказывалась помощь направляющего, обучающего, организующего характера.
С целью активизации мыслительной деятельности обучающихся организовывалась групповая работа, где ученики выполняли одинаковые задания в разноуровневых группах, либо – дифференцированное задание, тогда группа состояла из детей с равными возможностями. Применялась наглядность, памятки, занимательный материал (сравнение текстов, восстановление пунктов памятки и др.). На уроках поддерживалась доброжелательная, доверительная обстановка, где ученики не боялись задавать вопросы и давать неверные ответы.
Ниже приводятся варианты некоторых уроков, фрагментов уроков и заданий, которые имели место при работе над обучением обучающихся с интеллектуальной недостаточностью умению писать изложения.
Подготовительный этап
Работа на уровне слова
- Цель:учить подбирать синонимы.
1) Родина (отечество, отчизна)
Холод (мороз, стужа)
Быстрый (проворный, прыткий, резвый, стремительный)
Светить (сиять, сверкать)
2) - К данным словам подбери слова близкие по значению.
Грустный, …, …,… .
Большой, …, …, … .
Слова для справок: гигантский, печальный, скучный, громадный, огромный, невеселый.
Метель, …, …, … .
Холод, …, … .
Слова для справок: вьюга, мороз, буран, стужа, пурга.
Врать, …, …, … .
Охранять, …, …, …, … .
Слова для справок: беречь, оберегать, лгать, караулить, обманывать, сторожить, выдумывать, стоять на часах.
3) - Прочитай. Спиши. Подчеркни слова близкие по значению.
Друзья очень проголодались и кушали с большим аппетитом. Митя ел кашу, лениво ковыряя ложкой в тарелке. Мы уплетали пироги и наперебой хвалили хозяйку.
- Цель: формирование умения точно употреблять слова в речи.
- Прочитайте слова и укажите верное значение.
Приятель |
человек, на которого можно во всем положиться |
Друг |
близкий знакомый, с которым поддерживают хорошие отношения |
Отзывчивый |
проявляющий внимание, сочувствие к окружающим |
Чуткий |
чутко относится к окружающим, готов прийти на помощь |
Работа на уровне словосочетания
- Цель: учить образовывать словосочетания (т.е. устанавливать между словами логическую и грамматическую связь)
перейти что? (улица)
пробежать где? по чему? (дорога)
бежать с кем? (брат)
письмо кому? …
письмо какое? …
Работа на уровне предложения
- Цель: учить составлению и распространению предложений.
- Прочитайте. Ответьте на вопросы, используя слова в скобках:
Чем покрыта земля?(снегом)
Какая погода на улице?(холодно)
Как разрисовал мороз окно?(белыми узорами)
Что делают воробьи?(прыгают по снегу, подбирают крошки)
- Цель:учить выделять предложения из потока речи.
1) Подготовленное чтение.
- Прочитай так, чтобы другие поняли, сколько предложений в тексте.
Вечер наша семья собралась вместе мы рассказываем друг другу о своих делах.
2) - Сколько предложений в тексте? Запиши текст, разделив его на предложения.
Этажи в лесу.
В лесу у разных зверьков и птиц есть свой этаж мышь живет в норке соловей делает гнездо прямо на земле дрозд живет в кустах ястреб живет на самой вершине дерева. (5 предложений)
Пришла зима пушистый снег укутал землю ударил сильный мороз толстым льдом покрылся пруд. (4 предложения)
- Цель: учить составлению предложений.
1) - Составь предложение из слов.
Стайка, дрозды, прилететь, на, рябина.
2) - Составление предложений по:
- данному подлежащему:
школа, сад, скворцы;
- данному сказуемому:
дежурит, полил, вытерла, собрали;
- данному подлежащему и сказуемому:
птицы готовились; они собирались; журавли машут;
- данным словосочетаниям:
заводная игрушка, новая машина, упала на пол, починил машину.
3) - Используя слова в скобках, составь предложение с второстепенными членами.
Дуб растет. (на холме, одиноко, могучий)
Ветер срывал листья. (сухие, осенний, с деревьев)
- Цель: формирование умения избегать повторов.
- Прочитай. Найди ошибки и исправь их.
Стены больницы побелили белой краской.
Валера спросил вопрос у учителя.
В детском саду много маленьких малышей.
Вася рассказывал такой страшный рассказ!
В окошке засветился свет.
Работа на уровне текста
- Цели: формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте; формирование умения письменно оформлять текст.
1) Чиж.
Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
Там он будет весь день петь.
Варя просила его петь.
Но чиж хотел на волю.
- Прочитайте предложения, записанные на доске.
- Получается ли из них рассказ? Почему?
- Как будем устанавливать порядок предложений?
- С какого предложения начнем рассказ?
- Как на доске записано каждое предложение? (С новой строчки)
- Как вам нужно будет записывать предложения?
- О чем нужно помнить, начиная записывать текст? (Первое предложение в тексте пишем с «красной» строки)
Друзья. |
Саша каждый день навещал товарища. |
Саша и Сережа – друзья. |
Они вместе делали уроки, играли в шахматы. |
Они учатся в одном классе. Однажды Сережа заболел. |
2) Текст записан на карточках.
- Определи порядок предложений, составь текст и запиши.
Фрагмент урока русского языка
Цели: формирование умения отличать текст от группы предложений;
повторение знаний о признаках текста;
формирование умения определять тему и основную мысль текста;
формирование мыслительных операций сравнения и обобщения,
развитие восприятия.
- Постановка учебной задачи.
- На уроках вы часто сталкиваетесь с понятием текст: текст упражнения, текст задачи, текст, который вы читаете на уроке литературы. А что же такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу).
- Как вы думаете, о каждой ли группе предложений можно сказать, что это текст?
- Сегодня на уроке вы узнаете, чем отличается текст от группы предложений.
2. Зрительно-слуховое восприятие текста и группы предложений.
Учащимся раздаются карточки:
Карточка № 1.
Чиж жил в клетке, но не пел. Сережа учится в третьем классе. В лесу зацвели ландыши. Последними улетают от нас осенью гуси и утки.
Карточка № 2.
Поймал Сережа чижа и посадил в клетку.
Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер.
С тех пор Сережа перестал ловить птиц.
( По Л.Толстому)
3. Анализ текста.
- На какой карточке записан текст?
- Почему так решили?
- Что говорится о Сереже и чиже?
- То, о чем говорится в тексте, называется темой текста. Можно определить тему у группы предложений? (Нет)
На доску вывешивается карточка:
Текст имеет тему. |
- По рассказу какого писателя составлен текст?
- С какой целью Л.Н.Толстой написал этот рассказ? (Нельзя ловить птиц в природе)
- Найдите в тексте предложение, подтверждающее эту мысль. (С тех пор Сережа перестал ловить птиц.)
- Это главная мысль текста. Определите главную мысль в группе предложений. (Это невозможно.)
- Наличие главной мысли – это второй признак текста.
На доске:
В тексте всегда есть главная мысль. |
- Попробуем озаглавить текст и группу предложений. Что заметили? (Текст можно озаглавить, а группу предложений – нет.)
- Какие заголовки подобрали? («Чиж», «Птичка», «Не надо ловить птиц».)
Текст можно озаглавить. |
На доске:
- Сравните, как записаны текст и группа предложений? Почему в тексте некоторые предложения записаны с красной строки? (Так выделяют на письме начало каждой части.)
Текст можно разделить на части. |
На доске:
- Связаны ли части текста между собой? Докажите.
На доске:
Части текста связаны между собой. |
- Связаны ли предложения между собой на первой карточке? (Нет)
- Что можно сказать о связи предложений в тексте? ( Связаны между собой по смыслу.)
На доске:
Предложения в тексте связаны между собой. |
4. Итог.
- Назовите все признаки текста.
Фрагмент урока русского языка
Тема:«Тема и основная мысль текста»
Цели: формирование умения определять тему и основную мысль текста;
формирование умения озаглавливать текст (отражать в заголовке главную мысль);
повторить признаки текста.
1. Зрительное восприятие текста.
(текст на карточках)
На доске: фотография дога
В семье наших друзей жил огромный дог. Дог – это собака. Звали его Граф.
Каждое утро граф гулял в сквере с маленьким сыном друзей. Ребенок спал в коляске, а собака сидела рядом, охраняла. Когда мальчик плакал, дог качал коляску.
Вот какая замечательная нянька!
2. Определение темы и основной мысли.
- О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о собаке, которая гуляла с маленьким ребенком.)
- Мы определили тему текста. Определим главную мысль: почему автор рассказал об этой собаке? (Автор был удивлен тем, что Граф – хорошая нянька)
3. Подбор и анализ заголовков.
- Как можно озаглавить этот текст? («Дог», «Граф», « Собака-нянька», «Хорошая няня»)
Предлагаемые варианты заголовков учитель записывает на доске.
- Мне нравятся ваши заголовки, но есть здесь наиболее удачный, какой это заголовок? Почему?
- Давайте заменим слово «хорошая» словом из текста, близким по значению. (Замечательная)
- Итак, заголовок «Замечательная нянька» самый удачный, почему? (В этом заголовке отражена главная мысль текста.)
4. Повторение признаков текста.
- Докажите, что это текст.
Учащиеся перечисляют признаки текста.
- Цель: формирование умения связывать слова в предложении и устанавливать порядок предложений в тексте.
( Ученикам раздаются разноцветные карточки со словами из текста)
Она, голодна, была.
дети, парке, в, Зимой, гуляли
жить, клетке, в, стала, Птичка
принесли, в, ее, комнату, Ребята
На, они, птичку, увидели, снегу
ее, малыши, Весной, волю, на, выпустили
- Цели: учить устанавливать причинно-следственные связи между частями текста; учить озаглавливать текст.
- Прочитай. Запиши части текста так, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь текст (устно).
Мы сделали кормушки и насыпали туда семян. Птицы подлетают и охотно клюют.
Около нашего дома много деревьев. На них часто садятся птицы. Они ищут там пищу.
Мы решили сделать для них кормушки.
- Цель: формирование умения избегать повторов в тексте.
1) - Прочитай текст. Спиши.
Над дверью дома жила воробьиная семья. Однажды маленький воробьишка выпал из гнезда. Он тревожно кричал и пытался взлететь. К малышу подкралась кошка. На выручку птенцу ринулась воробьиха. Она начала бить врага крыльями. Кошка отступила.
Найди и подчеркни слова, которые заменяют слово воробьишко.
2) - Прочитай текст. Спиши, заменяя повторяющееся слово близкими по смыслу словами.
Зайка.
По лесу гулял Коля. Он увидел под кустом зайку. У бедняжки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля отнес зайку домой. Мальчик стал лечить зайку.
- Цель: формирование умения точно употреблять слова в речи.
- Прочитай. При списывании выбери слова, которые в большей степени подходят к сказке.
Жил-был в одной деревне мужик Иван. (Задумал, решил) он своего брата (маленького, меньшого) навестить. День был жаркий, дорога пыльная, долгая. Иван (устал, притомился).
Основной этап
1. Овладение учащимися структурой текста.
- Изложение текста по опорным словам.
Цели:формирование умения определять главную мысль текста и отражать ее в заголовке;
ознакомление со структурными частями текста;
формирование умения делить текст на части и выделять их при записи.
1. Определение темы текста по опорным словам.
На доске: утром, хозяйка, ставила, утятам
боялись, подходить, к тарелке
пугала, стрекоза
однажды, пришел, утенок Алеша
вдруг, зажужжала
схватил, за крыло
насилу, вырвалась
с тех пор, не прилетала, в сад
- Прочитайте слова из рассказа. Как вы думаете, о чем этот рассказ?
2. Ознакомление с текстом.
(текст на карточках)
Утром хозяйка ставила утятам корм. Но утята боялись подходить к тарелке. Их пугала злая стрекоза.
Однажды во двор пришел утенок Алеша. Вдруг зажужжала стрекоза. Алеша схватил ее за крыло. Насилу она вырвалась.
С тех пор злодейка не прилетала в сад.
3. Анализ текста. Подбор заголовка.
- Кто вам понравился в рассказе? Почему?
- Почему утята боялись подходить к тарелке? Прочитайте.
- Кто спас утят?
- Как это произошло? Прочитайте.
- Как понимаете выражение «насилу она вырвалась»?
- Как автор называет стрекозу?
- Каким был утенок Алеша?
- Что главное в рассказе? Как можно его озаглавить?
4. Ознакомление со структурными частями текста.
- Сколько частей выделено в тексте?
- Как узнали? (Каждая часть напечатана с красной строки)
- О чем говорится в первой части? (Как все началось)
- Эта часть называется вводной.
- В какой части описано главное событие?
- Эта часть называется основной.
- Зачем нужна последняя часть? Как она может называться?
- Последняя часть называется заключительной.
Вводная |
Основная |
Заключительная |
По ходу урока вывешиваются карточки:
- Как при записи одна часть отделяется от другой?
5. Запись текста по частям.
6. Проверка.
7. Итог урока.
- Сколько частей получилось в вашем рассказе?
- Как показали, что три части?
- Как называется каждая часть?
- Фрагмент урока русского языка.
Цель:учить находить части текста, определять тему текста и его основную мысль.
Шар в окошке.
Коля заболел. Лежит в постели. И никто к нему не придет. Нельзя.
Смотрит Коля в окно и вдруг видит красный шарик. Постоял шарик у самого стекла и стал прыгать. Это Миша за веревочку шарик дергает. А рядом ребята стоят и советы дают. Радостно стало Коле.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
(По А.Митта)
- Прочитайте текст.
- Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.
- Вспомните, как называются части текста.
- Найдите в тексте вводную часть, основную и заключительную.
- Спишите только основную и заключительную части.
2. Работа над содержательной стороной текста.
- Изложение по обобщенным вопросам.
Цели:формирование умения составлять текст по вопросам;
формирование умения строить предложения в зависимости от контекста;
формирование умения точно употреблять слова в речи.
- Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
Лиса.
Гуляли ребята в лесу. Вдруг за кустами мелькнул лисий хвост. Ребята бросились за лисицей. Поднялся шум, крик. Все лесные звери разбежались. Искали, искали дети лису в лесу, да так и не нашли.
- Анализ текста.
- О чем этот рассказ?
- Почему рассказ назван «Лиса»?
- Почему ребята не нашли лису?
- Докажите, что они очень хотели ее найти. (Искали, искали)
- Как вы понимаете слова: мелькнул, бросились?
- Почему автор использовал именно эти слова? (Хотел показать, что события происходили очень быстро)
- Что испугало лесных зверей?
- Какое слово показывает, что встреча была неожиданной? (Вдруг)
3. Составление ответов на вопросы.
На доске: 1. Где гуляли ребята? Кого они увидели?
2. Что они стали делать?
3. Чем все кончилось?
4. Пересказ текста по вопросам.
5. Орфографическая подготовка.
На доске: мелькнул, бросились, поднялся, разбежались, за кустами, лиса.
6. Деление текста на части.
- Как вы думаете, почему так записаны вопросы? (В тексте 3 части)
- Прочитайте предложения первой части, второй части, третьей части.
- Как записываем части в тексте? (С красной строки.)
7. Запись текста.
8. Проверка.( По памятке)
- Изложение текста по опорным словам.
Цель:формирование умения выделять опорные слова в тексте.
1.Постановка учебной задачи.
- Будем учиться выделять слова-помощники, которые помогут не упустить важное при написании изложения.
2. Зрительное восприятие текста.
На доске:
Чужая пятерка.
Счастливый Сережка вприпрыжку сбегает по лестнице. У мальчугана праздник. В его тетрадке по русскому языку стоит пятерка за диктовку. Теперь его не будут бранить за то, что получает только тройки.
Дома Сережка сообщил папе про пятерку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Сережка смог написать без ошибок.
Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Сережку и сказал, что он принес домой чужую пятерку.
( По В.Росину)
3. Анализ текста.
- Почему Сережка был счастлив?
- На что он надеялся?
- Как назвал папа Сережкину пятерку? Почему?
- Прав ли был Сережка, когда радовался этой пятерке?
- Как автор называет мальчика в рассказе? ( Сережка)
- Что можно сказать об отношении автора к Сережке? ( Автор осуждает мальчика, называет его не Сережа, а Сережка.)
4. Выделение опорных слов.
- Прочитайте первую часть.
- Что главное в этой части? ( У Сережки праздник.)
- Какие слова понадобятся, чтобы передать главную мысль первой части?
Учащиеся называют, учитель корректирует ответы детей и подчеркивает на доске опорные слова.
Аналогичная работа проводится и с остальными частями текста.
5. Орфографическая подготовка.
- Вспомните правило, которым нужно пользоваться, чтобы правильно написать слова: счастливый, лестница, праздник, грустно, радостно.
- Вставьте пропущенные буквы в слова.
На доске: вприпры.ку, сб.гает, в тетра.ке, ру..кому, п.терка, дикто.ка, бр.нить, спр.сил, посм.трел.
6. Лексическая подготовка.
- К словам вприпрыжку, бранить, сообщил подберите близкие по смыслу.
7. Перечитывание текста.
8. Запись текста.
На доске остаются только опорные слова, остальные – стираются.
9. Проверка. Итог урока.
3. Обучение составлению плана.
- Цель:учить озаглавливать текст путем подбора наиболее точного заголовка.
- Прочитай и сравни два заголовка: «Наш класс» и «Наш класс дружный». Одинаковы ли они или отличаются друг от друга?
(Во втором заголовке отражены и тема, и основная мысль текста)
- Изложение по коллективно составленному плану.
Цели:формирование умения определять основную мысль текста;
формирование умения отражать основную мысль в заголовке;
формирование умения составлять план текста.
- Ознакомление с текстом. Постановка учебной задачи.
- Прочитайте рассказ:
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода только на дне. Ей не достать было воду. Галка стала кидать в кувшин камушки. Она столько накидала их, что вода стала выше, и можно было пить. Вот так галка!
- О чем узнали из рассказа?
- Что вам не понравилось в записи текста? Чего не хватает? ( Нет заголовка, не выделены части текста.)
- Какое задание нужно будет выполнить? (Озаглавить текст и разделить его на части.)
2. Подбор заголовка к тексту.
- Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту? (Нужно определить тему текста и его основную мысль.)
- О чем этот рассказ?
- Мы определили тему текста. Почему автор рассказал об этом случае? ( Он удивился, что галка оказалась такой умной и находчивой.)
- Подберите заголовок, который отразит главное.
Анализ заголовков.
3. Деление текста на части. Анализ содержания. Составление плана.
- Почему галка не могла достать воду?
- Какой выход нашла галка?
- Сегодня мы составим план текста, в котором отразим главное в каждой части. С чего начнем работу? (Разделим текст на части)
- Сколько частей выделим в тексте? (3)
- О чем говорится в первой части?
- Прочитайте первую часть. Сколько в ней предложений? (4)
- Что главное в этой части? ( Галке не достать воду.)
На доске: 1. Галке не достать воду.
- Что сделала галка, чтобы достать воду?
- В какой части об этом сказано? (Во второй)
- Сколько предложений во второй части? (2)
- Как ее озаглавим?
На доске: 2. Галка кидает камушки.
- Прочитайте последнюю часть. Сколько в ней предложений? (1)
На доске: 3. Вот так галка!
- Как составляли план? ( Разделили текст на части, выделили главное в каждой части, озаглавили каждую часть.)
- Прочитайте план. Помогает ли он вспомнить все главные моменты рассказа?
4. Орфографическая подготовка.
5. Перечитывание текста.
6. Запись текста.
7. Проверка изложения (по памятке).
8 Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Как составить план текста?
-Как готовились к изложению?
Учащимся раздаются памятки:
Как готовиться к изложению.
- Прочитай внимательно текст.
- Определи, о чем говорится в тексте (тему).
- Определи, что главное хотел сказать автор (основную мысль).
- Раздели текст на части.
- Выдели главное в каждой части.
- Озаглавь каждую часть. (Составь план.)
- Выпиши трудные слова. Найди слова на правила.
- Перечитай текст.
- Напиши изложение.
- Проверь работу.
- Обучение редактированию текста.
На уроке, посвященному изложению текста, при самопроверке учащиеся использовали памятку:
Как проверить изложение.
Сначала проверь по смыслу:
- Прочитай предложение.
- Проверь, подходят ли слова друг другу.
- Нет ли пропуска слов в предложении.
- О чем говорится в предложении, бывает ли так.
Потом проверь по написанию:
- Читай каждое слово по порядку по слогам и выделяй каждый слог.
- Проверь написание слов, подбери проверочные слова.
- Нет ли пропуска букв?
Особое место в системе уроков обучения написанию изложений отвожу урокам редактирования текста. В основе таких уроков лежит работа с памяткой:
Памятка
работы над ошибками в изложении или сочинении
Условное обозначение ошибки |
Ошибка |
Способ исправления |
V |
Пропуск важного слова или предложения |
Вставить пропущенное слово или предложение |
Ф |
Фактическая ошибка |
Подумай, как было на самом деле |
Z |
Не выделен абзац |
Начать с красной строки |
Г |
Неправильно определены границы предложения |
Поставить точки в конце предложения |
1,2,3… |
Неудачный порядок слов |
Изменить порядок слов |
Н |
Неудачное слово или предложение |
Заменить другим словом или составить другое предложение |
П |
Повтор |
Заменить повторяющееся слово |
< |
Неполно раскрыто |
Раскрыть подробнее |
[ ] |
Лишнее |
Убрать лишнее |
На уроке ознакомления с памяткой предложила ученикам для редактирования текст с ошибками, который составила сама после проверки работ учащихся. Ошибки выделила с помощью условных обозначений, указанных в памятке. На этом уроке учащиеся работали только под руководством учителя. В дальнейшем доля самостоятельности учеников возрастала от урока к уроку, да и ошибок со временем стало меньше.
Очень полезен вид работы, когда дети сами находят и условными знаками обозначают ошибки на полях. Таким образом, они могут проверять свою работу или работу товарища, т.е. выступают в роли учителя.
В результате проведенной работы обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью получили представление о таком виде работы как письменное изложение текста, об этапах работы над ним.
Ученики познакомились с понятием «текст», с признаками текста и его типами. Учащиеся научились воспринимать текст во всем объеме, определять тему и основную мысль, выделять структурные элементы текста (части).
У учащихся появились начальные знания и умения по совершенствованию текста.
Анализ хода и результаты экспериментального обучения подтвердили, что успешному овладению учащимися с интеллектуальной недостаточностью умением воспроизводить текст, способствовало соблюдение следующих методических условий:
- учет особенностей познавательных процессов детей и темпа продвижения в овладении речевыми умениями каждого ученика;
- разнообразие методов, приемов и форм организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
- соблюдение этапов в обучении умению излагать текст;
- использование наглядного и занимательного материала;
- сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной работы в процессе обучения.
Литература
- Афонина Г.Н. Уроки развития речи. – М.: Айрис пресс, 2001.
- Вьюнкова Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения// Педагогика.1999. № 1.
- Ковригина З.Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения // Начальная школа. 1999. № 3.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001.
- Кумарина Г.Ф., Паукова Т.Н. Компенсирующее обучение как новое направление в подготовке специалистов // Начальная школа. 1999. № 3.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985.
- Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Рост, 1997.
- Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку. – Минск: Асар, 1995.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1984.
- Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение / Сост. С.Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 1998.
- Соловейчик М.С. Как повысить эффективность изложений // Начальная школа. 1993. № 1.
- Уроки развития связной речи в начальной школе/ Сост. Г.С. Щеголева. – СПб.: Специальная литература, 1997.
- Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М.: Просвещение, 1981.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Совершенство, 1998.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.
- Щеголева Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 1996.
- Яковлева В.И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. – М.: Просвещение, 1972.