Развитие пространственных представлений у детей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата
(в том числе с детским церебральным параличом)
Павлюк Ольга Владимировна
учитель-дефектолог ГБДОУ 93 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Современные исследования образа тела у детей дошкольного возраста, имеющих физические недостатки позволили выделить особенности образа тела у таких детей. Дети с физическими недостатками средней и тяжелой степени имеют нарушения в схеме тела, которые характеризуются рядом признаков: пальцевой агнозией, нарушением пространственной ориентации, низким уровнем сформированности модели тела и представлениях о пластичных свойствах тела человека, деформированных представлениях о пропорциях частей тела и ,прежде всего, дефектных и др.признаки. (4)
В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте также содержатся сведения о том, что для таких детей затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственные соотношения, мелкие предметы и др.(1)
Таким образом, развитие пространственных отношений является важной частью развития сенсомоторной сферы детей с нарушением ОПДА, а также подготовке их к школьному обучению.
Из программы “ От рождения до школы” под редакцией Вераксы Н.Е. определяем цели развития пространственных представлений по этапам:
1 этап: формировать умение выделять и называть отдельные части своего тела, животных-игрушек, знать названия одежды, мебели, посуды, некоторых средств передвижения, некоторых знакомых животных и растений.
2 этап: формировать умение различать предметы, находящиеся в комнате и вне ее, и понимание выражений с предлогами в, на, здесь, там, туда.
3 этап: развивать понимание и употребление пространственных понятий: вверху, внизу, далеко, близко; различать пространственные представления направления от себя: вперед, назад, направо, налево.
4 этап: развивать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей к детскому саду и дому местности. Учить показывать направления от себя и двигаться вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Обозначать словами положение того или иного предмета по отношению к себе (например, “впереди меня стол” и т.д.)
5 этап: учить определять словом положение одного предмета по отношению к другому, определять свое положение среди окружающих предметов. ( “Я стою за стулом”).
6 этап:упражнять в определении расположения предметов в помещении, на листе бумаги. Учить моделировать пространственные представления между предметами.
Развитие пространственных представлений осуществляется через следующие виды деятельности:
-физическое и моторно-двигательное развитие,
-в играх, направленных на сенсорное развитие,
- в играх с математическим содержанием,
-в конструктивных играх,
-в сюжетно-отобразительных и ролевых играх,
-через формирование представлений о себе и окружающем мире,
-через развитие речи,
-в изо деятельности,
- в музыкальной деятельности,
-в играх с природным материалом, (:6)
Одна из главных задач учителя-дефектолога- произвести глубокое, всестороннее, изучение психологических особенностей каждого ребенка. Для диагностики уровня сформированности пространственных представлений проверяем на первой ступени (до трех лет):
-показ и называние частей тела на себе и на кукле,
-показ и называние предметов одежды на себе и на кукле,
-показ и называние членов семьи.
Ориентировка в помещении:
-показ и называние частей помещения,
-показ и называние предметов мебели,
-знание функционального назначения предметов мебели (проверяется в игре с куклой).
-знание функционального назначения бытовых приборов.
Ориентировка на улице:
-различение тротуара и проезжей части,
-различение видов растительности (трава, куст, дерево),
-различение некоторых видов животных,
-знание способа их передвижения и мест обитания.
на второй ступени развития (от трех до семи лет) проверяем:
-ориентировка в сторонах собственного тела (правая-левая),
-различение понятий: высоко - низко, далеко - близко, впереди - сзади, справа - слева.
-умение двигаться вперед-назад, вверх - вниз, направо - налево; обозначать словами положение того или иного предмета по отношению к себе (“сзади за мной дверь”).
-умение определять словом положение одного предмета по отношению к другому, определять свое положение среди окружающих предметов.
-умение ориентироваться на плоскости, на листе бумаги.
А так же через конструктивный праксис:
- умение копировать образец из 3 элементов (для детей 4 лет),из 5 элементов, из 6 элементов.
Складывание целого из 4-6 частей.
Для коррекционной работы по развитию пространственных представлений я использую следующие игры и упражнения:
На первом этапе:
Игра вида “Где же наши ручки?”
Дети по подражанию педагогу , по словесной инструкции показывают свои ручки, затем прячут их за спину. Аналогично проводятся игры с другими частями тела, лица.
Игра “Найди зайчика”
Педагог рассматривает вместе с детьми игрушку-зайчика, потом прячет ее. дети ищут зайчика.
Игры с куклой (“Покажи глазки у куклы” и др.)
С другим ребенком или взрослым:
“Где у Леши ручки, покажи”.
У игрушечных животных:
“Покажи, где у зайчика ушки, лапки, хвост.”
Аналогично на изображениях человека, игрушек.
Конструирование по подражанию педагогу из 2-3 деталей строителя, конструктора. ((С постепенным усложнением до конструирования по образцу, по памяти, по плану, по модели, из геометрических фигур, из палочек и т.д.)
На 2 этапе:
Игра “Котик-шалун”
Ребенок действует с игрушкой-котиком, выполняя инструкции педагога: “Котик залез в коробку, а теперь он сел на книгу” и т.д.
Игра “Зайчик на лужайке” (оборудование: нарисована лужайка, отдельно изготовлена фигурка зайчика). Ребенок выполняет инструкции педагога: “Зайчик прыгнул на пенек, спрятался под куст” и т.д. (на 4 этапе в этой игре ребенок будет сам рассказывать о передвижениях зайчика по лужайке .)
Игра “Сложи картинку”
(разрезные картинки из 2 частей- изображение на карточке с белым фоном.)
Будет усложняться на каждом этапе: разрезы вертикальные, горизонтальные, по диагонали, до 6 и более частей).
На третьем этапе.
Игра “Найди игрушку”.
Педагог прячет игрушку, затем сообщает ребенку: “Я скажу куда тебе идти, и ты найдешь игрушку”. Инструкции; “Иди вперед, теперь направо,” и т.д. Если ребенок овладел счетом до трех, до пяти, то можно указывать в инструкции количество шагов. ( На 4 этапе- ребенок в конце игры может рассказать как он шел, чтобы найти игрушку.)
Игра “Куда улетела бабочка?”
Педагог перемещает бабочку в различных направлениях. Дети обозначают словом место ее расположения. ( На 4 этапе добавляются понятия “право”, “лево”).
Игра “Кто за кем?”
Дети становятся друг за другом. Отвечают на вопрос педагога: “Саша, кто стоит впереди тебя?”, “Кто стоит сзади за тобой?” (на 4 этапе-”С какой стороны от тебя стоит Ваня?”)
Игра “Укрась елочку” (8)
Инструкции: “Повесь справа гирлянду, слева наверху шишку “ и т.д
Игра “Право - лево”
Оборудование: изображение комнаты с мебелью.
Инструкция: “Расскажи, что находится в комнате справа, а что- слева”.
Упражнения типа “Насос” (2), физминутки:
“А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево-раз, вправо-два,
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре
Хорошо мы потрудились”.
На 4 этапе:
Игра “Где ты очутился?”
Ребенок закрывает глаза, делает несколько оборотов вокруг себя, открывает глаза и рассказывает: “впереди меня…, сзади меня…, справа..и т.д.”(“Я стою за стулом, среди игрушек” и т.д.)
Игра “Найди лишний”. На табличке нарисовано несколько одинаковых предметов, один из них развернут в другую сторону по отношению к остальным. Ребенок должен его найти. (7)
Игры 4 этапа см. в скобках в тексте.
Игра “Лабиринт”
Инструкция “Помоги зайчику найти морковку”. Ребенок должен нарисовать карандашом дорогу в лабиринте. По просьбе взрослого рассказывает о направлении движения.)
Игра “Путешествие”.
На полу комнаты разложены стрелки, указывающие как добраться до пункта назначения (в зависимости от сюжета).Дети по просьбе взрослого рассказывают о направлении движения.
На 5 этапе.
Игра “Мишка и зайка играют”
Взрослый перемещает игрушки относительно друг друга, ребенок рассказывает “Мишка встал справа от зайчика”, ! А теперь зайчик впереди Мишки” и т.д. Аналогичная игра проводится на иллюстративном материале.
На 6 этапе:
Моделирование комнаты с последующим рассказом.
Игра “схема детского метро”(2)
Ребенку нужно подумать и показать, рассказать как проехать с одной станции на другую (например, с “Огуречной” на “Веселую”).
Игра “Клетчатый рисунок” Ребенок под диктовку взрослого рисует на листе в клетку (например, 2 клетки вверх, 4 вправо, 1 вниз и т.д.)(10).
Игра “Смотря как посмотреть” Перед ребенком изображения одних и тех же предметов в разных ракурсах, нужно их соотнести.
Список литературы:
1. “Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании” хрестоматия М.,2001, сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калиникова.
2. З.А. Михайлова, Э.Н. Йоффе “Математика от трех до семи” СПб 1999 изд-во”Детство-пресс”.
3.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений” методическое пособие СПб “Образование” 1995 г.
4. “Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, имеющих физические дефекты” ж. “Дефектология” №4 2002г.
5.”Программа:от рождения до школы” под ред. Вераксы Н.Е. 2010 г.
6. “Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью” Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина и др.
7.”Развивающие игры” под.ред. Е.Рудакова изд-во “Астрель” М. 2000
8. Моисеева М.Ф., Федорова А.И. “Сказочная угадай-ка” изд-во “Смарт” СПб 1996 г.
9. Н.Ю. Борякова “Ступеньки развития” изд-во “Гном-пресс”М.1999 г.