Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Развитие пространственных представлений у детей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата

(в том числе с детским церебральным параличом)

 

Павлюк Ольга Владимировна

учитель-дефектолог ГБДОУ 93 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

 

Современные исследования образа тела у детей дошкольного возраста, имеющих физические недостатки позволили выделить особенности образа тела у таких детей. Дети с физическими недостатками средней и тяжелой степени имеют нарушения в схеме тела, которые характеризуются рядом признаков: пальцевой агнозией, нарушением пространственной ориентации, низким уровнем сформированности модели тела и представлениях о пластичных свойствах тела человека, деформированных представлениях о пропорциях частей тела и ,прежде всего, дефектных и др.признаки. (4)

 

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте также содержатся сведения о том, что для таких детей затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственные соотношения, мелкие предметы и др.(1)

 

Таким образом, развитие пространственных отношений является важной частью развития сенсомоторной сферы детей с нарушением ОПДА, а также подготовке их к школьному обучению.

 

Из программы “ От рождения до школы” под редакцией  Вераксы Н.Е. определяем цели развития пространственных представлений по этапам:

 

1 этап: формировать умение выделять и называть отдельные части своего тела, животных-игрушек, знать названия одежды, мебели, посуды, некоторых средств передвижения, некоторых знакомых животных и растений.

 

2 этап: формировать умение различать предметы, находящиеся в комнате и вне ее, и понимание выражений с предлогами в, на, здесь, там, туда.

 

3 этап: развивать понимание и употребление пространственных понятий: вверху, внизу, далеко, близко; различать пространственные представления направления от себя: вперед, назад, направо, налево.

 

4 этап: развивать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей к детскому саду и дому местности. Учить показывать направления от себя и двигаться вперед - назад, вверх - вниз, направо - налево. Обозначать словами положение того или иного предмета по отношению к себе (например, “впереди меня стол” и т.д.)

 

5 этап: учить определять словом положение одного предмета по отношению к другому, определять свое положение среди окружающих предметов. ( “Я стою за стулом”).

 

6 этап:упражнять в определении расположения предметов в помещении, на листе бумаги. Учить моделировать пространственные представления между предметами.

 

Развитие пространственных представлений осуществляется через следующие виды деятельности:

-физическое и моторно-двигательное развитие,

-в играх, направленных на сенсорное развитие,

- в играх с математическим содержанием,

-в конструктивных играх,

-в сюжетно-отобразительных и ролевых играх,

-через формирование представлений о себе и окружающем мире,

-через развитие речи,

-в изо деятельности,

- в музыкальной деятельности,

-в играх с природным материалом, (:6)

 

Одна из главных задач учителя-дефектолога- произвести глубокое, всестороннее, изучение психологических особенностей каждого ребенка. Для диагностики уровня сформированности пространственных представлений проверяем на первой ступени  (до трех лет):

-показ и называние частей тела на себе и на кукле,

-показ и называние предметов одежды на себе и на кукле,

-показ и называние членов семьи.

Ориентировка в помещении:

-показ и называние частей помещения,

-показ и называние предметов мебели,

-знание функционального назначения предметов мебели (проверяется в игре с куклой).

-знание функционального назначения бытовых приборов.

Ориентировка на улице:

-различение тротуара и проезжей части,

-различение видов растительности (трава, куст, дерево),

-различение некоторых видов животных,

-знание способа их передвижения и мест обитания.

на второй ступени развития (от трех до семи лет) проверяем:

-ориентировка в сторонах собственного тела (правая-левая),

-различение понятий: высоко - низко, далеко - близко, впереди - сзади, справа - слева.

-умение двигаться вперед-назад, вверх - вниз, направо - налево; обозначать словами положение того или иного предмета по отношению к себе (“сзади за мной дверь”).

-умение определять словом положение одного предмета по отношению к другому, определять свое положение среди окружающих предметов.

-умение ориентироваться на плоскости, на листе бумаги.

А так же через конструктивный праксис:

- умение копировать образец из 3 элементов (для детей 4 лет),из 5 элементов, из 6 элементов.

Складывание целого из 4-6 частей.

Для коррекционной работы по развитию пространственных представлений я использую следующие игры и упражнения:

На первом этапе:

Игра вида “Где же наши ручки?”

Дети по подражанию педагогу , по словесной инструкции показывают свои ручки, затем прячут их за спину. Аналогично проводятся игры с другими частями тела, лица.

Игра “Найди зайчика”

Педагог рассматривает вместе с детьми игрушку-зайчика, потом прячет ее. дети ищут зайчика.

 

Игры с куклой (“Покажи глазки у куклы” и др.)

С другим ребенком или взрослым:

“Где у Леши ручки, покажи”.

У игрушечных животных:

“Покажи, где у зайчика ушки, лапки, хвост.”

Аналогично на изображениях человека, игрушек.

 

Конструирование по подражанию педагогу из 2-3 деталей строителя, конструктора. ((С постепенным усложнением до конструирования по образцу, по памяти, по плану, по модели, из геометрических фигур, из палочек и т.д.)

 

На 2 этапе:

Игра “Котик-шалун”

Ребенок действует с игрушкой-котиком, выполняя инструкции педагога: “Котик залез в коробку, а теперь он сел на книгу” и т.д.

 

Игра “Зайчик на лужайке” (оборудование: нарисована лужайка, отдельно изготовлена фигурка зайчика). Ребенок выполняет инструкции педагога: “Зайчик прыгнул на пенек, спрятался под куст” и т.д. (на 4 этапе в этой игре ребенок будет сам рассказывать о передвижениях зайчика по лужайке .)

 

Игра “Сложи картинку”

(разрезные картинки из 2 частей- изображение на карточке с белым фоном.)

Будет усложняться на каждом этапе: разрезы вертикальные, горизонтальные, по диагонали, до 6 и более частей).

 

На третьем этапе.

Игра “Найди игрушку”.

Педагог прячет игрушку, затем сообщает ребенку: “Я скажу куда тебе идти, и ты найдешь игрушку”. Инструкции; “Иди вперед, теперь направо,” и т.д. Если ребенок овладел счетом до трех, до пяти, то можно указывать в инструкции количество шагов. ( На 4 этапе- ребенок в конце игры может рассказать как он шел, чтобы найти игрушку.)

 

Игра “Куда улетела бабочка?”

Педагог перемещает бабочку в различных направлениях. Дети обозначают словом место ее расположения. ( На 4 этапе добавляются понятия “право”, “лево”).

 

Игра “Кто за кем?”

Дети становятся друг за другом. Отвечают на вопрос педагога: “Саша, кто стоит впереди тебя?”, “Кто стоит сзади за тобой?” (на 4 этапе-”С какой стороны от тебя стоит Ваня?”)

 

Игра “Укрась елочку” (8)

Инструкции: “Повесь справа гирлянду, слева наверху шишку “ и т.д

 

Игра “Право - лево”

Оборудование: изображение комнаты с мебелью.

Инструкция: “Расскажи, что находится в комнате справа, а что- слева”.

 

Упражнения типа “Насос” (2), физминутки:

“А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево-раз, вправо-два,

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре

Хорошо мы потрудились”.

 

На 4 этапе:

Игра “Где ты очутился?”

Ребенок закрывает глаза, делает несколько оборотов вокруг себя, открывает глаза и рассказывает: “впереди меня…, сзади меня…, справа..и т.д.”(“Я стою за стулом, среди игрушек” и т.д.)

 

Игра “Найди лишний”. На табличке нарисовано несколько одинаковых предметов, один из них развернут в другую сторону по отношению к остальным. Ребенок должен его найти. (7)

 

Игры 4 этапа см. в скобках в тексте.

 

Игра “Лабиринт”

Инструкция “Помоги зайчику найти морковку”. Ребенок должен нарисовать карандашом дорогу в лабиринте. По просьбе взрослого рассказывает о направлении движения.)

 

Игра “Путешествие”.

На полу комнаты разложены стрелки, указывающие как добраться до пункта назначения (в зависимости от сюжета).Дети по просьбе взрослого рассказывают о направлении движения.

 

На 5 этапе.

Игра “Мишка и зайка играют”

Взрослый перемещает игрушки относительно друг друга, ребенок рассказывает “Мишка встал справа от зайчика”, ! А теперь зайчик впереди Мишки” и т.д. Аналогичная игра проводится на иллюстративном материале.

 

На 6 этапе:

Моделирование комнаты с последующим рассказом.

 

Игра “схема детского метро”(2)

Ребенку нужно подумать и показать, рассказать как проехать с одной станции на другую (например, с “Огуречной” на “Веселую”).

 

Игра “Клетчатый рисунок” Ребенок под диктовку взрослого рисует на листе в клетку (например, 2 клетки вверх, 4 вправо, 1 вниз и т.д.)(10).

 

Игра “Смотря как посмотреть” Перед ребенком изображения одних и тех же предметов в разных ракурсах, нужно их соотнести.

 

Список литературы:

1. “Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании” хрестоматия М.,2001, сост. Н.Д.Соколова, Л.В. Калиникова.

2. З.А. Михайлова, Э.Н. Йоффе “Математика от трех до семи” СПб 1999 изд-во”Детство-пресс”.

3.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений” методическое пособие СПб “Образование” 1995 г.

4. “Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, имеющих физические дефекты” ж. “Дефектология” №4 2002г.

5.”Программа:от рождения до школы” под ред. Вераксы Н.Е. 2010 г.

6. “Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью” Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина и др.

7.”Развивающие игры” под.ред. Е.Рудакова изд-во “Астрель” М. 2000

8. Моисеева М.Ф., Федорова А.И. “Сказочная угадай-ка” изд-во “Смарт” СПб 1996 г.

9. Н.Ю. Борякова “Ступеньки развития” изд-во “Гном-пресс”М.1999 г.  

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»