Конспект индивидуального логопедического занятия
с учащейся основной школы (VIII ОП)
Шуляк Инна Александровна
учитель-логопед коррекционной школы VI вида №584 «Озерки» СПб
Пояснительная записка к методической разработке для проведения открытого логопедического занятия с учащейся основной школы,
обучающейся по программе VIII вида (I вариант).
Диагноз: органическое поражение ЦНС, F−71 , детский церебральный паралич; частичная атрофия зрительных нервов.
Логопедическое заключение: системное недоразвитие речи средней (умеренной) степени тяжести при интеллектуальной недостаточности и ДЦП. Дизартрия тяжелой степени выраженности.
Детские церебральные параличи (ДЦП) — это группа непрогрессирующих нарушений статических и двигательных функций, психического и речевого развития (нейромоторных дисфункций), возникающих вследствие поражения центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах. Когда данному заболеванию сопутствует интеллектуальная недостаточность, мы имеем дело со сложным дефектом различной степени тяжести. В характеристиках этих детей присутствуют частицы не с большой буквы: они не могут, не способны, не умеют, не понимают, не усваивают, не запоминают, не справляются и т. д. Но самое главное, что эти дети, побывав в ситуации неуспеха, не верят в собственные силы.
Учащиеся с ДЦП и нарушением интеллекта в силу особенностей развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. В связи с этим особенно велика роль специального организованного обучения и воспитания, осуществляемого в школе. Оно даёт учащимся определённый круг знаний, практических и трудовых навыков, что позволяет успешнее находить своё место в социуме. Главная цель педагогов нашей школы − социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. На уроках мы готовим учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
В данном занятии будут представлены: логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков, расширению возможностей социальной адаптации учащейся с нарушением интеллекта, элементы логопедической диагностики на начало года, методы и приемы коррекции дизартрии. Специфика предъявляемых заданий для данной учащейся обусловлена следующими составляющими:
- характером нарушения высшей нервной деятельности;
- психопатологическими особенностями данного ребёнка с нарушением интеллекта, а прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности;
- структурой речевого дефекта и особенностями речевого развития.
Обязательным условием логопедической работы с детьми с такими нарушениями является максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков. Данная задача осуществляется с помощью дидактической игры и выбор этот не случайный, т. к. у детей с нарушением интеллекта только в игре возможно создание ситуаций, которые бы актуализировали потребности в речевых высказываниях, ставили бы ученика в такие условия, когда у него возникало желание самостоятельно высказаться, поделиться впечатлением и т.д.
Количество заданий планируется с учетом максимальных возможностей ребенка и варьируется в зависимости от психофизического состояния учащейся на момент проведения занятия.
Комплексное логопедическое занятие, направленное на всестороннее развитие учащейся с системным недоразвитием речи средней (умеренной) степени тяжести при интеллектуальной недостаточности и ДЦП, обусловленным органическим поражением ц.н.с.
Цели:
1. Диагностика и развитие речевой активности и коммуникативных навыков учащейся в совместной игровой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
2. Развитие коммуникативных навыков, расширение возможностей социальной адаптации.
Задачи:
образовательные:
− провести обследование речевого развития учащейся;
− определить уровень речевой коммуникации в начале учебного года;
развивающие:
− обучение вербальному выражению своих эмоциональных реакций, мыслей, чувств;
− развитие различных видов восприятия (слухового, зрительного, тактильного: обоняния);
− развитие внимания, памяти, мыслительных процессов;
− отработка навыка построения предложения, связного высказывания, использования различных типов связи.
коррекционные:
− нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (средства: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
− отработка носового дыхания, увеличения силы и продолжительности выдоха (средства: стимуляция мышц участвующих в работе, тренировочные упражнения);
− развитие моторной активности рук (тренировка манипулятивных движений пальцев и кистей рук, опорность предплечья).
(средства: специальные игровые упражнения)
воспитательные:
− развитие личностного общения, умения проявлять внимание к чувствам и желаниям других людей;
− воспитание культуры общения;
Материалы и оборудование:
План урока на доске (пиктограммы), логопедические зондозаменители, большое зеркало, предметы разной формы из материалов фактуры; карточки с заданиями, дидактические игры, ПК, цветные фломастеры, предметы, необходимые для проведения дидактических игр (звучащие предметы, коробочки с кусочками фруктов и т.д.).
Картинки и шрифт адаптированы с учетом индивидуальных особенностей ребенка − крупного размера, красочные (в связи с нарушением зрения учащейся).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок.
− Активизация внимания учащейся: обсуждение пиктограммы первого пункта плана занятия (план выстраивается в ходе занятия).
II. Основная часть.
С помощью элементов сюжетно-ролевой игры, направленной на формирование коммуникативных умений, создаются ситуации, которые актуализируют потребность в речевых высказываниях, ставят ученицу в такие условия, когда возникает желание самостоятельно высказаться, поделиться впечатлением и т.д. и одновременно осуществляется дидактическая цель.
Разыгрывается сюжет, в котором необходимо использование большого зеркала.
1) дыхательные упражнения (перед зеркалом)
2) логопедический массаж (перед зеркалом).
Игры и задания, направленные на развитие различных видов восприятия:
Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Занятия строятся с учетом того, что на начальном этапе у наших учащихся должны быть сформированы умения, направленные на расширение их потенциального словарного запаса за счет слов, имеющих конкретное значение: обозначение предметов, их признаков и действий. Особенности в преподнесении лексического материала требуют тщательного оснащения занятия наглядными средствами, которые очень помогают учащимся.
3) развитие осязания: разыгрывается сюжет, в котором необходимо использование женской сумочки (по словесной инструкции достать из сумочки заданный предмет (расческа, косметичка, лак и т.д.) и объяснить, как этот предмет используется).
5) развитие обоняния: с закрытыми глазами, понюхав кусочки овощей и фруктов (апельсин, чеснок, лимон, яблоко) определить по запаху, что это. При необходимости использовать подсказку (загадка). Найти на карточке слово, обозначающее фрукт или овощ, вставить пропущенную букву. Рассказать о данном фрукте/овоще, используя ЭОР (электронный образовательный ресурс − логопедическая программа «Развитие речи», раздел «Составление описательного рассказа по схеме»).
6) развитие слухового восприятия: за спиной учащейся логопед издает различные звуки (хлопает в ладоши, переливает воду, щелкает авторучкой, листает книгу). Учащаяся узнает по звуку выполняемое действие и отмечает на карточке нужную картинку. Затем называет действие и с логопедом проверяет правильность ответа.
7) развитие зрительного восприятия и ВПП (внимания, разных видов памяти: речеслуховой, зрительной)
Дидактическая игра «Язык жестов». Обвести картинки, где герои жестами говорят фразы: «Я не знаю», «Подойди ко мне», «Привет!», «Все отлично!». По заданию ответить жестом.
«Какие еще жесты ты знаешь?»
8) комплексные задания.
а) На карточке: на первой строке красным фломастером нарисовать столько кружков, сколько раз логопед включит свет у доски; на второй строчке столько квадратов, сколько раз логопед позвонит в колокольчик; на третьей строчке столько треугольников, сколько раз логопед дотронется до твоей руки.
б) На карточке: ответы на вопросы (учащаяся читает вопрос, отвечает устно и письменно − поставить знаки «+» и «−»)
− можно ли увидеть картинки с закрытыми глазами?
− можно ли услышать звон колокольчика с закрытыми глазами?
− можно ли почувствовать аромат цветов, если у тебя насморк или прищепка на носу?
− можно ли почувствовать запах с закрытыми глазами?
− можно ли почувствовать вкус хлеба, если заткнуть уши?
− можно ли почувствовать прикосновение с закрытыми глазами?
Проверить правильность ответов опытным путем (?)
В ходе выполнения различных заданий ведется активный диалог, в котором особое внимание уделяется правильности построения различных типов предложений, согласованию слов в предложении, соответствию рассказа выполняемым действиям.
9) Дидактическая игра на ПК «Я пишу без ошибок!» Тема «Антонимы»: из ряда слов выбрать слова антонимы.
(перед выполнением задания, уточнить значение слова «антонимы»). После выполнение задания обсудить результат (5−бальная оценка с музыкальным сигналом визуализируется на экране ПК по результату выполнения задания).
Включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у учащихся знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. Также на занятиях с использованием компьютера с успехом достигается координированная работа зрительного и моторного анализаторов. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально для детей с двигательными нарушениями.
III. Подведение итога занятия:
Обсуждение результатов занятия по схеме (чем мы занимались на занятии? какие задания понравились? почему? какие задания вызвали затруднения? почему? что нового узнала?), положительная оценка деятельности учащейся.
Работа с детьми, имеющими сложные моторные и речевые патологии, нарушения эмоциональной и когнитивной сферы, различные уровни познавательных возможностей имеет свою специфику: при оценивании работы учащихся в учебно-воспитательном процессе учителя ориентируются на возможности ученика, учитывая индивидуальные эмоциональные проявления.