Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 609  

    Красногвардейского района Санкт- Петербурга

 

Конспект открытого урока по литературному чтению

2 класс

 

Тема:  Виталий Валентинович Бианки

«Кто чем поёт?»

 

 

Учитель начальных классов

Сорокина Т.И.

 

 Дата проведения: 10.11.2012г.

Санкт- Петербург

2011/2012 г 

Цели урока

Обязательный минимум содержания

 

1 Формировать у обучающихся качества эстетически развитой, творчески активной личности, способной понимать и ценить мир живой  природы.

 

 

2 Помочь понять взаимосвязь практического обучения и эстетически оптимального восприятия явлений природы.

 

3 Прививать интерес к изучению явлений природы, воспитывать стремление беречь ее и ценить красоту окружающего нас мира.

 

4 Познакомить с образом жизни и повадках представителей животного мира: земноводных, птиц, насекомых.

 

 

5 Закрепить знания о художествнной и научно-популлярной литературе, установить сходства и различия в данных жанрах литературы.

 

6 Воспитывать культуру труда, развивать умение коллективной работы, работы в группе.

 

7 Развитие общеучебных умений и навыков, устной речи , грамотного и выразительного чтения, пересказа.

 

8 Учить  выполнять простейшие предположения, строить гипотезы, проводить исследования развивать умения сравнивать и делать выводы.

 

 

1 Познакомиться с творчеством писателя-натуралиста В. В. Бианки.

 

2 Установить взаимосвязь явлений в живой и неживой природе.

 

3 Запомнить классификацию и названия представителей животного мира  по образу жизни и способу питания.

 

4 Развитие  устной речи  учащихся, грамотного и выразительного чтения, пересказа, умения слушать рассказы других учеников.

 

.

5 Выполнять простейшие предположения, проводить исследования .сравнения и делать выводы.

 

6 Обсуждать план выполнения задания с товарищами, уметь оценить свою работу и работу других.

 

7 Выполнять творческую  работу по заданному плану, по тексту художественного произведения, соблюдать правила индивидуальной и коллективной работы.

 

8 Соблюдать правила техники безопасности во время работы с ножницами и клеем.

 

9 Уметь  эстетически оформить творческую коллективную работу, сделать выставку и оценить работу других.

 

 

Оборудование к уроку:

1 Магнитофон. Фонограмма « Музыка леса»

2 Компьютерная презентация.

3 Инструкция по технике безопасности при работе с клеем и ножницами.

4 Толковый словарь, детская энциклопедия,

5 Коллективные книжки с рассказами В. Бианки.

7 Инструменты и материалы:

     карандаши, фломастеры, картон, бумага, клей, ножницы, шаблоны.

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 

1Введение

 

 

Виталий Валентинович Бианки

Он один из самых любимых детских писателей нашей страны. Родился он в Петербурге 12 февраля 1894 года  в семье биолога. Писатель окончил Петербургский  университет, где  с большим интересом  изучал жизнь растений и животных. Писать для детей он начал в 28 лет. За 30 лет написал для детей более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей.

В своих произведениях Виталий Бианки  не устаёт удивляться окружающему миру, его красоте и многообразию, с большой любовью пишет о животных, птицах. Он много путешествовал, наблюдал за животными и  свои впечатления от увиденного передавал в  рассказах о природе.

 

(Демонстрация слайдов №1, №2)

 

Ученики слушают рассказ и смотрят слайды.

 

2 Объявление темы урока

 

 

 

3 Знакомство с новым материалом.

I часть.

 

Сегодня и мы с вами присмотримся к окружающему, прислушаемся и попробуем «распутать непонятное, разведать неизвестное.

Знакомство с произведением «Кто чем поёт?»

 

-Учитель читает 1 часть текста:

   « Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.

(Демонстрация слайда №3)

-«Вот послушай, чем и как поют безголосые.»

(Демонстрация слайда №4)

-Посмотрите как выглядят поющие лягушки. Учитель рассказывает о лягушках.

 

 

 

Ранней весной, когда появляется солнышко, вода от его лучей становится теплее. Лягушки просыпаются и откладывают свои икринки, из икринок появляются головастики. Летом головастики растут, превращаются в лягушек, которые плавают в воде, охотятся на берегу, а ночью поют свои песни. «Поёт» лягушка заушными мешками, которые наполнены воздухом и кажется,что у неё на голове воздушные шарики! В холодное время года, зимой, лягушка спит на дне водоема. Она зарывается в ил, потому что там теплее ,а когда вновь наступит весна и пригреет солнышко, лягушка вылезет из своего убежища, начнет опять плавать, охотиться и громко квакать — петь свои лягушачьи песни. Учитель объясняет детям, что лягушки совершенно безопасны для человека и с ними надо обращаться бережно. Если к ним присмотреться внимательнее, то они могут показаться даже красивыми, а их лягушачьи песни звучат не хуже птичьих. Лягушка не может долго жить без воды, так как у нее высыхает кожа. Поэтому она бывает то в воде, то на суше. Дышит лягушка и носом, и через кожу. Лягушка — прекрасный охотник за летающими насекомыми. В этом ей помогают язык и умение хорошо прыгать Может показаться, что лягушке все равно, где жить, но это не так. У каждой лягушки есть свой дом, который она хорошо знает. И если вдруг она очутится вдали от него, то обязательно найдет дорогу и вернется к себе. Даже если она попадет в хорошее место, оно для нее будет чужим. Поэтому не нужно уносить лягушек с берега реки, пусть они живут в своих домах.

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают чтение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики читают отрывок о лягушках.

 

Лягушки на озере начали ещё с ночи.

Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.

«Ква-а-а-а-а!..» – одним духом пошёл из них воздух.

 

 

 

 

 

Дети слушают чтение текста подготовленного  учеником заранее

(домашнее задание)

 

 

II часть

 

-Учитель читает 2 часть текста:

«Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался.

– Целый хор! Будет мне чем поживиться!

И полетел на озеро завтракать.»

 

(Демонстрация слайда №5)

 

Учитель рассказывает об аистах.

Аисты действительно любят селится рядом с человеком, вблизи деревень и хуторов. Почему? Да потому, что на возделанных человеком полях больше насекомых, рядом с жильем водятся мыши, а на пойменных лугах –ящерицы. В наши края аисты прилетают в конце марта, в начале апреля. Первыми прибывают самцы, выбирая место для гнезда. Самцы нередко дерутся друг с другом за гнездо.  Гнезда аистов «живут по 100 лет и более» каждый год обновляясь и достраиваясь, разрастаются в огромные платформы из веток и прутьев весом в несколько центнеров.
Вскоре прилетают и самки. Аисты откладывают от 1 до 7 яиц и насиживают их по очереди: самец днем, самка ночью. Вылупившиеся птенцы будут находится под опекой родителей 70 дней, за это время их выкормят и научат летать, и добывать корм.

Есть поверье, что обижать аистов нельзя, а то подожгут дом. Аисты действительно могут поджечь дом. Когда аисты начинают ремонтировать свое гнездо, то собирают все палочки в округе. Бывает, прямо из костра тлеющую головешку выхватят и несут в гнездо. А если разгорится головешка, то и гнездо спалит до тла и дом на котором расположилось гнездо.

Ученики читают отрывок про аиста.

« Прилетел и сел на берегу. Сел и думает:

«Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.

 

 

 

III часть.

 

-Учитель читает 3 часть текста:

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

«Безголосая я цапля! Да ведь и Аист – не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает». И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!» Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: 

«Прумб-бу-бу-бумм!..» – словно бык проревел.

-Учитель задаёт вопрос :

-Как вы думаете выглядит выпь?

 

(Демонстрация слайда №6)

Выпь птица крупная, тело сильно сжато с боков и достигает 62-79 сантиметров. Клюв сильный и прямой. Шея и ноги довольно длинные. Окраска глинисто-рыжая, пестрая и неяркая. Большая Выпь осторожная ночная птица. Характерной чертой Большой Выпи является ее способность затаиваться в камыше, при этом птица вытягивается, словно палка, и застывает неподвижно. Покровительственная окраска Выпи делает ее совершенно незаметной.

 Выпь птица перелетная, прилетает в марте – апреле. Гнездится Выпь парами близ леса по болотистым местам в густых зарослях камыша. Гнездо делает из камыша на земле или кочке среди болота. Кладку осуществляет в мае из 3-5 яиц буровато-серого цвета. В период ухаживания и насиживания самец издает громкий крик, похожий на рев зверей – «уханье».  Пищей для Выпей является мелкая рыба, земноводные, беспозвоночные и в небольшом количестве растения.

 

 

Ученики слушают чтение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики высказывают предположения как выглядит выпь.

 

Ученики смотрят изображение птицы и слушают рассказ учителя.

IVчасть.

 

((Демонстрация слайда №7)

 

Посмотрите на эту птицу.

-Кто знает как она называется?

-Где живёт? Чем питается?

-Кто видел эту птицу в природе?

Ученики читают отрывок про дятла:

«Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент-то у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»

Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку!

Точь-в-точь барабанная дробь.

 

Vчасть.

Творческая работа.

 

 

-Учитель читает 5 часть текста:

Вылез из-под коры Жук с предлинными усами. Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея – тоненький-тоненький писк послышался.

Пищит усач, а всё напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил – зато сам своей песнею доволен.

(Демонстрация слайда № 8)

 

А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок. Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.

Учитель предлагает детям нарисовать жука и шмеля на лугу в траве.

 

 

 

Ученики смотрят изображение

жуков и шмелей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рисуют иллюстрацию и составляют из своих рисунков коллективное панно.

 

 

VI часть.

 

 

 

 

 

 

Учитель читает 6 часть текста:

Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве. Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки колонками назад. На крыльях – зазубринка, а на ножках зацепочки. Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет.

Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

 

(Демонстрация слайда №9)

саранча́

стадные насекомые семейства настоящих саранчовых. Пустынная, перелётная (азиатская и среднерусская), итальянская и мароккская саранча — вредители сельскохозяйственных и дикорастущих растений. Распространена широко. Кулиги (скопления личинок) и стаи саранчи уничтожают всю растительность.

САРАНЧА/ -и/; ж. мн. нет.[тюрк. сарынчка]

1. Стадное насекомое отряда прямокрылых, перелетающее огромными массами, вредитель сельского хозяйства. собир. Полчища саранчи. Налетела на поля с. Пешая с. (бескрылая саранча, передвигающаяся по земле). Перелётная с.

2. собир. Книжн. Об алчной силе, толпе, орде, которая проходит, оставляя за собой опустевшее, мёртвое пространство. С. детей. // Разг.-сниж. Бранно. О том, кто надоедает, вызывает неудовольствие, раздражение. Ишь ты, какая с.

Наброситься, накинуться как (точно, словно, будто) саранча. Разг. С жадностью, большой массой набрасываться на что-л.

 

 

 

 

 

 

Ученики смотрят изображение  и слушают чтение и рассказ учителя.

VIIчасть.

Учитель читает 7 часть текста:

 «Эх, – думает долгоносый Бекас под кочкой, – надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была, – полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!» Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял

А это Бекас.Отадай, чем он поёт?Хвостом!(Демонстрация слайда №10)


Бека́с[1] (лат. Gallinago gallinago) — небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом. Небольшой кулик размером примерно с большого пёстрого дятла. Длина тела около 26 см, масса 80—180 г, размах крыльев 40—45 см[2].

  •  От английского названия бекаса snipe в начале XIX века произошло слово «снайпер».[3] Особенности полёта и сравнительно небольшие размеры бекаса делают его весьма трудной мишенью, и поразивший её стрелок по праву мог считаться виртуозом (особенно с учётом уровня развития оружия того времени

«Блеянье» бекаса во время токового полёта

  • При токовании самец бекаса поднимается на высоту до 100 м и затем стремительно пикирует вниз. При этом он издаёт звук, напоминающий блеянье барашка[4][5], причём источником звука являются перья хвоста, вибрирующие под напором воздуха.[6]

 

 

Ученики слушают чтение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики высказывают предположения как

поёт бекас.

 

 

 

 

 

 

VIIчасть.

Рефлексия.

Учитель читает слова Виталия Бианки:

«Как безнадёжно несчастлив человек лишённый земли, воды, леса-всей отрады вечной красоты и благодати невыдуманной жизни.»

«Детство- очень важная часть всей жизни человека, особенно писателя. Детство даёт так много впечатлений , они такие яркие и сильные, что оставляют след на всю жизнь.»

 

 

 

(Демонстрация слайда №10)

 

-Какой след остался у вас в памяти после чтения рассказа «Кто чем поёт?»

-Что особенно запомнилось?

-О чём вы узнали впервые?

Рассмотрим коллективное панно « На лугу» . которое получилось из ваших мини-рисунков.

-Какое настроение у вас при просмотре выставки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики высказывают своё мнение об уроке, что понравилось, что запомнилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто чем поёт?

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?

Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.

Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть.

Вот послушай, чем и как поют безголосые.

Лягушки на озере начали ещё с ночи.

Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли.

«Ква-а-а-а-а!..» – одним духом пошёл из них воздух.


Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался.

– Целый хор! Будет мне чем поживиться!

И полетел на озеро завтракать.


Прилетел и сел на берегу. Сел и думает:

«Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».

Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!

Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.


А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала:

«Безголосая я цапля! Да ведь и Аист – не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».

И придумала:

«Дай-ка на воде сыграю!»

Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул:

«Прумб-бу-бу-бумм!..» – словно бык проревел.


«Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент-то у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?»

Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку!

Точь-в-точь барабанная дробь.


Вылез из-под коры Жук с предлинными усами.

Закрутил, закрутил головой, заскрипела его жёсткая шея – тоненький-тоненький писк послышался.

Пищит усач, а всё напрасно: никто его писка не слышит. Шею натрудил – зато сам своей песнею доволен.


А внизу, под деревом, из гнезда вылез Шмель и полетел петь на лужок.

Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жёсткими крылышками, словно струна гудит.

Разбудила шмелиная песня зелёную Саранчу в траве. Стала Саранча скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки колонками назад. На крыльях – зазубринка, а на ножках зацепочки.  Трёт себя Саранча ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет. Саранчи на лугу много: целый струнный оркестр.

«Эх, – думает долгоносый Бекас под кочкой, – надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся… Эх! Была не была, – полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!»

Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает.

И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.

А это Бекас  Отгадай, чем он поёт?

Хвостом!


 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»