Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок чтения в 1 классе по теме: «Согласный звук [р] и буква Рр»

(Букварный период обучения грамоте)

 

Свердлова Любовь Александровна,

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа (VIIIвида) № 502 Кировского района Санкт-Петербурга, учитель

 

Цель:     познакомить учащихся со звуком [р] и буквой Рр.

Задачи:  - формирование общеучебных навыков у первоклассников;

                 - продолжать формировать понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

                 - развитие слуховых представлений, фонематического слуха;

                - формирование навыков звукового анализа и синтеза;

               - развитие зрительно-пространственного восприятия, координации движений мелких мышц кисти рук;

      - развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, умозаключение);

              - воспитание общекультурных навыков обращения с книгой (должна быть закладка, указка).

Оборудование:

У учащихся:    - конверты синего цвета, в котором лежат предметные картинки (розы, тигр, корова, лист), схемы слов и фишки синего цвета;

                          - конверты красного цвета, в котором лежат шаблоны буквы Р из бархатной бумаги;

                          - Буквари, указки, индивидуальные зеркала;

                          - мыльницы с мокрыми губками;

                          - веревочки (у каждого ученика по 2 шт.);

У учителя:       - предметные картинки: корзина, груши, яблоки, арбуз, рыба, рак, сыр, шар, трактор, тигр.

                          - шаблоны буквы Рр;

                          - шаблоны букв р, н, л, ы в необычном расположении;

                         - изображения буквы Р в других шрифтах;

                        - иллюстрация «На что похожа буква» (рыбы).

 

Ход урока

1. Орг. момент (1-2 мин.).

Проверка наличия учебных принадлежностей на партах: «Буквари», конверты двух цветов, мыльницы (с мокрыми губками).

 

2. Повторение пройденных звуков – букв (6-8 мин.).

На доске:  корзина, фрукты (яблоки, груши), на каждом фрукте изображение буквы ( н, п, л, ш, с, е, о, м, у, а )

- Что это? (Корзина)

- Что находится рядом? (Груши и яблоки)

- Как можно назвать груши и яблоки вместе одним словом? (Фрукты)

- Что напечатано на этих фруктах? (Буквы)

- Буду складывать в корзину те фрукты, на которых есть знакомые нам буквы, а вы мне будете помогать.

Учитель указывает на  первую предметную картинку (груша – буква «н»).

- Кто знает эту букву?

Дети поднимают руки.

- Назовите эту букву. (Буква «н»)

- Придумайте слова с этим звуком.

Учащиеся называют слова. Если задание вызывает затруднение, то учитель предъявляет предметные картинки, которые использовались на предыдущих уроках по обучению грамоте.

- Положим эту букву в корзину? (Да)

Учитель указывает на следующую букву.

- Знаем ли мы эту букву? (Нет)

- Положим ее в корзину? (Нет)

Аналогичная работа проводится с остальными буквами. Учитель указывает на буквы в корзине и просит учащихся еще раз назвать все знакомые буквы. Дети называют изученные буквы хором.

 

3. Ознакомление с новым звуком – буквой (12-13 мин.).

Выделение звука из речевого потока

Учитель поочередно предъявляет ученикам предметные картинки: рыба, рак, сыр, шар.

-Кто это? (Рыба)

- Я произнесу слово, а вы скажете, какой звук вам громче всего слышен?

Учитель произносит слово, утрированно выделяя первый звук.

- Какой звук я выделила голосом? ([р])

Аналогичная работа проводится с остальными словами.

- Какой звук слышался в каждом из этих слов? ([р] )

Различение звука на слух

- Сегодня на уроке вы познакомились с новым звуком [р]. Произнесите этот звук еще раз.

- Подумайте, на что похож этот звук? (Так работает трактор или рычит тигр.)

Если ученики не находят сходства с неречевым звуком, учитель помогает, демонстрируя иллюстрации.

Подбор слов, в которых встречается изучаемый звук

- Возьмите в руки конверты синего цвета.

- Достаньте из конвертов картинки.

- Рассмотрите эти картинки.

-  Положите перед собой такую же картинку как у меня.

- Что это? (Розы)

- Есть ли в этом слове звук [р]? (В этом слове есть звук [р].)

Аналогичная работа с остальными словами: ученики выясняют, что звук [р] встречается в словах розы, тигр, корова, а в слове лист этого звука нет.

Определение места звука в словах

- Достаньте из синих конвертов схемы слов и фишки.

- В каком слове нам не встретился звук [р]? (Лист)

- Уберем эту картинку обратно в конверт.

- Положите схему слова под каждую картинку.

- Назовите первое слово. (Розы)

Учитель еще раз утрированно поизносит слово.

- Где спрятался звук  [р] в этом слове: в начале, в конце или в середине? (В начале.)

- Положите фишку в начало слова.

- Назовите второе слово. (Тигр)

Учитель произносит: «Тигр».

- Где сейчас спрятался звук [р] ? ( В конце)

- Обозначьте это фишкой на схеме слова.

- Последнее слово – корова. Обозначьте на схеме место звука в слове.

- Где прячется звук [р] в слове корова? (В середине)

- Уберите картинки, схемы и фишки обратно в синие конверты.

Характеристика звука

- Приготовьте свои зеркала.

- Я произнесу звук [р], а вы внимательно понаблюдайте за мной.

Учитель громко, четко и длительно произносит звук.

- Произнесите звук [р] перед зеркалами так же, как я.

Дети произносят.

- При произнесении этого звука, был ли широко открыт рот? (Нет)

- Помогал ли вам язычок? (Да)

- Если вам помогал язык, то какой это звук: гласный или согласный? (Согласный)

- Верно, звук [р] – согласный. Положите ладошку на горлышко и произнесите еще раз звук [р].

- Что вы почувствовали? ( Горлышко дрожит)

- Если мы чувствуем дрожание, то какой это звук: звонкий или глухой? (Звонкий)

Дифференциация смешиваемых звуков ([р] / [л])

- Произнесите звуки так, как я: [р] - [л].

- Повторите слоги за мной: ра-ла ( ро-ло, ру-лу, ры-лы).

Учитель закрывает рот экраном.

- Повторите слова: рак – лак ( рама – лама, Юра – юла, игры – иглы, рыбка – улыбка, рука – луна, трон – слон).

Соотнесение звука с буквой

- Мы с вами познакомились со звуком [р], а это буква, с помощью которой обозначают этот звук.

Учитель демонстрирует шаблон буквы Рр.

Разбор буквы по элементам

- Назовите, из каких элементов состоит буква? (Длинная прямая и полуовал.)

Соотнесение буквы с предметом

- На что похожа эта буква?

Учитель демонстрирует рисунок (две рыбки).

- Чем похожа буква Рр на этот рисунок?

Ощупывание буквы, сделанной из бархатной бумаги

- Положите перед собой конверт красного цвета.

- Достаньте «букву-именинницу».

- Посмотрите, как я обведу пальчиком букву Р. Начинаю сверху.

Учитель обводит букву в два приема, каждый раз сверху.

- Обведите букву так же, как я.

- Приятно пальчикам? (Да)

- Обведите букву еще раз.

- Уберите шаблончики в конверты.

Составление печатной буквы из веревочек

- Возьмите две веревочки и изобразите букву Р.

Учитель выполняет задание на доске (из мягкой проволоки).

- Отложите веревочки в сторону.

«Печатание» буквы

- А сейчас, будем «печатать» букву Р по воздуху. Поставьте пальчик туда, где моя указка. Я веду указкой, а вы повторяйте за мной.

- Молодцы. Теперь «напечатаем» букву мокрым пальчиком на парте. Откройте мыльницы.

- Смочите пальчик и «напечатайте» букву.

- Сделайте это еще раз, а я посмотрю, кто из вас постарается?

- Молодцы, все постарались. Закройте мыльницы.

Показ изображения буквы в других шрифтах

- Посмотрите, ребята, как еще интересно можно печатать букву Р.

Учитель демонстрирует изображение буквы в других шрифтах.

- Что общего в этих изображениях? (Остаются те же элементы буквы.)

 

4. Физкультминутка (1-2 мин.).

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

* - Какие слова со звуком [р] встретились в этом стихотворении?

 

5. Работа со страницей «Букваря» (5-6 мин.).

Чтение слогов по подобию

- Положите перед собой Буквари.

- Откройте их по закладке.

- Переверните страничку вперед.

- Найдите нужную страницу. Проверьте.

Учитель показывает нужную для работы страницу, помогает детям, которые не справились.

- Найдите изображение буквы Рр в Букварях. Покажите указкой.

- Передвиньте указку так, как я.

Учитель передвигает указку по странице учебника, останавливаясь в том месте, где напечатаны слоги: ар, ор, ур, ыр.

- Сначала слоги прочитаю я.

Учитель читает слоги утрированно.

- Теперь, прочитаем слоги  хором.

- А теперь, слоги нам прочитает … .

- Послушаем … .

Учитель хвалит учеников.

Узнавание слога «в лицо»

- Сейчас я произнесу слог, а вы должны указкой показать, какой слог я произнесла.

Прием наращивания

Задание из Букваря напечатано на доске:  ша

                                                                              сы

                                                                              со            р

                                                                              хо

- Посмотрите, как я буду читать.

Учитель плавно ведет указкой от слога к букве и читает.

- А теперь, так же прочитает … .

Затем по аналогии читаются слоги и слова в Букваре:

ар – шар

ыр – сыр

ор – сор

ор – хор

Работа с текстом

- Кто нарисован на картинке? (На картинке дети.)

- Что они делают? (Дети поют.)

- Если несколько человек поют вместе одну песню, говорят, что они поют хором. Послушайте рассказ про хор.

Учитель читает текст, затем просит учеников читать по предложениям.

- Как зовут детей, прочитайте.

- Кто мал, прочитайте.

- Как поют дети? (Дети поют хором.)

 

6. Закрепление усвоенного звука - буквы (3 мин.).

Учитель вывешивает на доску картинки: корзина, груша, яблоко, арбуз.

- Сложим в корзину те фрукты, в названиях которых есть звук [р].

Учитель вывешивает на доску шаблоны ранее изученных букв и буквы Р.

- Найдите букву, которая обозначает звук [р].

 

7. Подведение итогов урока (2 мин.).

- С каким новым звуком познакомились на уроке?

- Звук [р] гласный или согласный?

- Звук [р] звонкий или глухой?

 

8. Задание на дом (2 мин.).

- Вспомните  3 слова, которые начинаются со звука [р].

 

9. Оценка деятельности учащихся (2 мин.).

Учитель отмечает активную работу учащихся.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»