Урок чтения в 1 классе по теме: «Согласный звук [р] и буква Рр»
(Букварный период обучения грамоте)
Свердлова Любовь Александровна,
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа (VIIIвида) № 502 Кировского района Санкт-Петербурга, учитель
Цель: познакомить учащихся со звуком [р] и буквой Рр.
Задачи: - формирование общеучебных навыков у первоклассников;
- продолжать формировать понятия «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развитие слуховых представлений, фонематического слуха;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие зрительно-пространственного восприятия, координации движений мелких мышц кисти рук;
- развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, умозаключение);
- воспитание общекультурных навыков обращения с книгой (должна быть закладка, указка).
Оборудование:
У учащихся: - конверты синего цвета, в котором лежат предметные картинки (розы, тигр, корова, лист), схемы слов и фишки синего цвета;
- конверты красного цвета, в котором лежат шаблоны буквы Р из бархатной бумаги;
- Буквари, указки, индивидуальные зеркала;
- мыльницы с мокрыми губками;
- веревочки (у каждого ученика по 2 шт.);
У учителя: - предметные картинки: корзина, груши, яблоки, арбуз, рыба, рак, сыр, шар, трактор, тигр.
- шаблоны буквы Рр;
- шаблоны букв р, н, л, ы в необычном расположении;
- изображения буквы Р в других шрифтах;
- иллюстрация «На что похожа буква» (рыбы).
Ход урока
1. Орг. момент (1-2 мин.).
Проверка наличия учебных принадлежностей на партах: «Буквари», конверты двух цветов, мыльницы (с мокрыми губками).
2. Повторение пройденных звуков – букв (6-8 мин.).
На доске: корзина, фрукты (яблоки, груши), на каждом фрукте изображение буквы ( н, п, л, ш, с, е, о, м, у, а )
- Что это? (Корзина)
- Что находится рядом? (Груши и яблоки)
- Как можно назвать груши и яблоки вместе одним словом? (Фрукты)
- Что напечатано на этих фруктах? (Буквы)
- Буду складывать в корзину те фрукты, на которых есть знакомые нам буквы, а вы мне будете помогать.
Учитель указывает на первую предметную картинку (груша – буква «н»).
- Кто знает эту букву?
Дети поднимают руки.
- Назовите эту букву. (Буква «н»)
- Придумайте слова с этим звуком.
Учащиеся называют слова. Если задание вызывает затруднение, то учитель предъявляет предметные картинки, которые использовались на предыдущих уроках по обучению грамоте.
- Положим эту букву в корзину? (Да)
Учитель указывает на следующую букву.
- Знаем ли мы эту букву? (Нет)
- Положим ее в корзину? (Нет)
Аналогичная работа проводится с остальными буквами. Учитель указывает на буквы в корзине и просит учащихся еще раз назвать все знакомые буквы. Дети называют изученные буквы хором.
3. Ознакомление с новым звуком – буквой (12-13 мин.).
Выделение звука из речевого потока
Учитель поочередно предъявляет ученикам предметные картинки: рыба, рак, сыр, шар.
-Кто это? (Рыба)
- Я произнесу слово, а вы скажете, какой звук вам громче всего слышен?
Учитель произносит слово, утрированно выделяя первый звук.
- Какой звук я выделила голосом? ([р])
Аналогичная работа проводится с остальными словами.
- Какой звук слышался в каждом из этих слов? ([р] )
Различение звука на слух
- Сегодня на уроке вы познакомились с новым звуком [р]. Произнесите этот звук еще раз.
- Подумайте, на что похож этот звук? (Так работает трактор или рычит тигр.)
Если ученики не находят сходства с неречевым звуком, учитель помогает, демонстрируя иллюстрации.
Подбор слов, в которых встречается изучаемый звук
- Возьмите в руки конверты синего цвета.
- Достаньте из конвертов картинки.
- Рассмотрите эти картинки.
- Положите перед собой такую же картинку как у меня.
- Что это? (Розы)
- Есть ли в этом слове звук [р]? (В этом слове есть звук [р].)
Аналогичная работа с остальными словами: ученики выясняют, что звук [р] встречается в словах розы, тигр, корова, а в слове лист этого звука нет.
Определение места звука в словах
- Достаньте из синих конвертов схемы слов и фишки.
- В каком слове нам не встретился звук [р]? (Лист)
- Уберем эту картинку обратно в конверт.
- Положите схему слова под каждую картинку.
- Назовите первое слово. (Розы)
Учитель еще раз утрированно поизносит слово.
- Где спрятался звук [р] в этом слове: в начале, в конце или в середине? (В начале.)
- Положите фишку в начало слова.
- Назовите второе слово. (Тигр)
Учитель произносит: «Тигр».
- Где сейчас спрятался звук [р] ? ( В конце)
- Обозначьте это фишкой на схеме слова.
- Последнее слово – корова. Обозначьте на схеме место звука в слове.
- Где прячется звук [р] в слове корова? (В середине)
- Уберите картинки, схемы и фишки обратно в синие конверты.
Характеристика звука
- Приготовьте свои зеркала.
- Я произнесу звук [р], а вы внимательно понаблюдайте за мной.
Учитель громко, четко и длительно произносит звук.
- Произнесите звук [р] перед зеркалами так же, как я.
Дети произносят.
- При произнесении этого звука, был ли широко открыт рот? (Нет)
- Помогал ли вам язычок? (Да)
- Если вам помогал язык, то какой это звук: гласный или согласный? (Согласный)
- Верно, звук [р] – согласный. Положите ладошку на горлышко и произнесите еще раз звук [р].
- Что вы почувствовали? ( Горлышко дрожит)
- Если мы чувствуем дрожание, то какой это звук: звонкий или глухой? (Звонкий)
Дифференциация смешиваемых звуков ([р] / [л])
- Произнесите звуки так, как я: [р] - [л].
- Повторите слоги за мной: ра-ла ( ро-ло, ру-лу, ры-лы).
Учитель закрывает рот экраном.
- Повторите слова: рак – лак ( рама – лама, Юра – юла, игры – иглы, рыбка – улыбка, рука – луна, трон – слон).
Соотнесение звука с буквой
- Мы с вами познакомились со звуком [р], а это буква, с помощью которой обозначают этот звук.
Учитель демонстрирует шаблон буквы Рр.
Разбор буквы по элементам
- Назовите, из каких элементов состоит буква? (Длинная прямая и полуовал.)
Соотнесение буквы с предметом
- На что похожа эта буква?
Учитель демонстрирует рисунок (две рыбки).
- Чем похожа буква Рр на этот рисунок?
Ощупывание буквы, сделанной из бархатной бумаги
- Положите перед собой конверт красного цвета.
- Достаньте «букву-именинницу».
- Посмотрите, как я обведу пальчиком букву Р. Начинаю сверху.
Учитель обводит букву в два приема, каждый раз сверху.
- Обведите букву так же, как я.
- Приятно пальчикам? (Да)
- Обведите букву еще раз.
- Уберите шаблончики в конверты.
Составление печатной буквы из веревочек
- Возьмите две веревочки и изобразите букву Р.
Учитель выполняет задание на доске (из мягкой проволоки).
- Отложите веревочки в сторону.
«Печатание» буквы
- А сейчас, будем «печатать» букву Р по воздуху. Поставьте пальчик туда, где моя указка. Я веду указкой, а вы повторяйте за мной.
- Молодцы. Теперь «напечатаем» букву мокрым пальчиком на парте. Откройте мыльницы.
- Смочите пальчик и «напечатайте» букву.
- Сделайте это еще раз, а я посмотрю, кто из вас постарается?
- Молодцы, все постарались. Закройте мыльницы.
Показ изображения буквы в других шрифтах
- Посмотрите, ребята, как еще интересно можно печатать букву Р.
Учитель демонстрирует изображение буквы в других шрифтах.
- Что общего в этих изображениях? (Остаются те же элементы буквы.)
4. Физкультминутка (1-2 мин.).
Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
* - Какие слова со звуком [р] встретились в этом стихотворении?
5. Работа со страницей «Букваря» (5-6 мин.).
Чтение слогов по подобию
- Положите перед собой Буквари.
- Откройте их по закладке.
- Переверните страничку вперед.
- Найдите нужную страницу. Проверьте.
Учитель показывает нужную для работы страницу, помогает детям, которые не справились.
- Найдите изображение буквы Рр в Букварях. Покажите указкой.
- Передвиньте указку так, как я.
Учитель передвигает указку по странице учебника, останавливаясь в том месте, где напечатаны слоги: ар, ор, ур, ыр.
- Сначала слоги прочитаю я.
Учитель читает слоги утрированно.
- Теперь, прочитаем слоги хором.
- А теперь, слоги нам прочитает … .
- Послушаем … .
Учитель хвалит учеников.
Узнавание слога «в лицо»
- Сейчас я произнесу слог, а вы должны указкой показать, какой слог я произнесла.
Прием наращивания
Задание из Букваря напечатано на доске: ша
сы
со р
хо
- Посмотрите, как я буду читать.
Учитель плавно ведет указкой от слога к букве и читает.
- А теперь, так же прочитает … .
Затем по аналогии читаются слоги и слова в Букваре:
ар – шар
ыр – сыр
ор – сор
ор – хор
Работа с текстом
- Кто нарисован на картинке? (На картинке дети.)
- Что они делают? (Дети поют.)
- Если несколько человек поют вместе одну песню, говорят, что они поют хором. Послушайте рассказ про хор.
Учитель читает текст, затем просит учеников читать по предложениям.
- Как зовут детей, прочитайте.
- Кто мал, прочитайте.
- Как поют дети? (Дети поют хором.)
6. Закрепление усвоенного звука - буквы (3 мин.).
Учитель вывешивает на доску картинки: корзина, груша, яблоко, арбуз.
- Сложим в корзину те фрукты, в названиях которых есть звук [р].
Учитель вывешивает на доску шаблоны ранее изученных букв и буквы Р.
- Найдите букву, которая обозначает звук [р].
7. Подведение итогов урока (2 мин.).
- С каким новым звуком познакомились на уроке?
- Звук [р] гласный или согласный?
- Звук [р] звонкий или глухой?
8. Задание на дом (2 мин.).
- Вспомните 3 слова, которые начинаются со звука [р].
9. Оценка деятельности учащихся (2 мин.).
Учитель отмечает активную работу учащихся.