В школе VI вида обучаются дети с детским церебральным параличом (ДЦП), с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС), миопатией, гипоплазией, мышечной атрофией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей проявляются в виде параличей, парезов, гиперкинезов, нарушений координации движений и зависят от сопутствующих симптомов, тяжести двигательных и психических нарушений, степеней компенсации, причин, вызвавших заболевание. Эти симптомы сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями речи, зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями.
Возникновение у детей с ДЦП речевой патологии обусловлено наличием органических поражений отдельных корковых и подкорковых структур мозга. Кроме того, у детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения восприятия, играющие важную роль в формировании речи. Е.М. Мастюкова отмечает: «При оценке характера речевых расстройств логопеду крайне важно отдифференцировать два вида нарушений. Одни из них связаны с поражением мозговых структур, а другие обусловлены нарушением социальных контактов» [4; c.2].
Дети с двойной гемиплегией резко ограничены в движениях, имеют глубокую степень интеллектуального недоразвития. Речевые нарушения проявляются в виде тяжёлой псевдобульбарной дизартрии, иногда анартрии.
Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием гиперкинезов в сочетании с параличами, парезами или без них. Отмечается выраженная недостаточность просодической стороны речи, удержание статических поз и положений. Двигательные нарушения и речедвигательные расстройства утяжеляются за счёт наличия тонических спазмов, которые могут распространяться на артикуляционную, дыхательную мускулатуру, на мышцы гортани, обуславливая расстройства голосообразования и дыхания [4].
При атонически-астатической форме ДЦП наблюдаются парезы, атаксии и тремор, речевые расстройства в форме мозжечковой дизартрии. Речь у детей становится прерывистой, монотонной и медленной. Логопед проводит работу над плавностью речи, обучению расстановки смысловых ударений. Тремор рук затрудняет выполнение произвольных действий, формирование графомоторных навыков (буквы неровные, большие, письмо прерывистое, плохоразборчивое).
Двигательные расстройства при гемипаретической форме выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. В школе эти дети лучше общаются, социально ориентируются, но нуждаются в коррекции нарушений счета, письма, пространственного восприятия.
Спастическая диплегия характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Благодаря систематической, направленной коррекционной работе дети овладевают навыками коммуникативного общения, самообслуживания, письма. Нарушения речи отмечаются в форме спастико - паретической дизартрии, задержки речевого развития, моторной алалии [2]. При сочетании различных форм ДЦП у ребёнка отмечаются смешанные формы дизартрии.Логопедическая работа направлена на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы.
Учитель-логопед совместно с невропатологом определяет ведущий тип речевого расстройства, разрабатывает тактику коррекционно-логопедической работы. Работа логопеда строится на понимании речевых нарушений, представляющих собой сложный комплекс дизонтогенеза. Основной целью логопедической работы с детьми с нарушениями ОДА является развитие навыков коммуникативного общения, улучшение разборчивости речи. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приёмов коррекции учитывается взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, особенности поражения артикуляционной и общей моторики. Ориентиром в логопедической коррекции служит уровень актуального речевого и интеллектуального развития, а не календарный возраст ребёнка.
Речевое дыхание обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, слова произносятся ребёнком на вдохе. Логопед использует игры для нормализации и развития речевого дыхания, длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ: «Ветерок», «Снег», «Мыльные пузыри», «Бабочка» и др. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи используются игры на развитие голоса: «Эхо», «Кто дольше пропоёт?» и т.п. [5].
Проводится работа по развитию и коррекции нарушений артикуляционной моторики. Логопедический массаж улучшает иннервацию подвижности артикуляционных мышц, формирует управление артикуляционными движениями, нормализует мышечный тонус. На занятиях дети обучаются элементам самомассажа.
И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской были разработаны системы упражнений, которые помогают снять мышечное напряжение, сконцентрировать внимание. Упражнения проводятся в игровой стихотворной форме, сопровождаются специально подобранной логопедом расслабляющей музыкой [1].
У учащихся школы наблюдаются не только дизартрические, но и анартрические расстройства речи. С детьми, не владеющими разговорной речью, логопед использует в работе невербальные средства общения – жесты, мимику, альтернативные виды письма, чтения. При этом используются сохранные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный и др.). На занятиях проводятся игры: «Что звучит?», «Узнай по описанию», «Понюхай-назови», «Потрогай-отгадай» и т.п. [5].
Трудности при обучении технике письма у детей с нарушениями ОДА вызваны несформированностью или нарушением хватательной функции кистей рук. У многих дети не сформированы или нарушены графомоторные навыки, способы удержания письменных принадлежностей. Специальные комплексы пальчиковых игр и упражнений, упражнения с мячиками и кольцами су-джок, работа с сыпучими материалами, игры с песком, водой, конструкторы из крышек от бутылок, упражнения со счётными палочками способствуют их формированию и развитию. Логопед должен правильно подобрать индивидуальные приспособления для письма (насадки, утяжелители, фиксаторы), научить детей с частично сохранной моторной функцией руки использовать их в работе. Подготовка ребёнка к освоению альтернативного письма на логопедических занятиях идёт с использованием касс букв, слогов, слов, предложений, клавиатуры компьютера.
Специфические затруднения при письме у детей с нарушениями ОДА часто обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации. Это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв и слогов. Предупреждению дисграфии у детей с нарушениями ОДА способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя у учащихся выражается в наличии морфосинтаксических ошибок. На занятиях логопед использует специальные лексические упражнения по разбору синонимов к словосочетаниям и со словами синонимического ряда, практические задачами с опорой на игровые приёмы, активизирующую познавательную деятельность ребёнка.
В логопедической работе с детьми с нарушениями ОДА актуально использование ИКТ [3]. В программах «Русский язык. Программа-тренажёр из серии «Репетитор» (РФ), «1С Репетитор. Русский язык» (ООО «1С-Паблишинг») содержатся диагностические и коррекционные материалы: диктанты, работа над ошибками, тренировочные упражнения. Ребенок работает в режиме тестирования, видит свой результат. В работе над трудными звуками помогают программы «Игры для Тигры», «Домашний логопед. Практический курс» (ID Compani). Обучающая игра «Машенька: Веселая азбука» (Дереза Продакшн) предоставляет возможность ребенку освоить буквы, слоги, закрепить полученные знания, увидеть свой результат.
Опыт работы показывает, что проводимые учителем-логопедом занятия по развитию коммуникативных навыков общения, артикуляционные упражнения, упражнения на релаксацию, дыхание, на развитие мелкой моторики, на развитие речевого слуха и голоса способствуют коррекции всей речевой системы ребёнка с нарушениями ОДА. Использование дифференцированных приемов коррекции значительно повышает эффективность логопедической работы.
Литература
1.Выгодская И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда. И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1993., 223 с.
2.Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений. Учебно-методическое пособие. - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, научный центр здоровья детей РАМН, Российский национальный исследовательский университет им. Н.И.Пирогова, Союз педиатров России.- 2012., 56 с.
3.Лынская М. И. Использование компьютерных технологий в работе логопеда.- Логопедия, 2006., № 2., 54 c.
4.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1985.,192с.
5.Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.- Москва: Теревинф, 2007.,165 с.