Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи
у детей с церебральным параличом и нарушением интеллекта
В последние годы остро встает вопрос об интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья, а среди заболеваний ведущих к инвалидности одно из 1-х мест занимает ДЦП.
Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание центральной нервной системы. При этом заболевании имеет место раннее (обычно в период внутриутробного развития) поражение головного мозга. Особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Наиболее тяжелую картину представляет собой сложный дефект, представленный двигательной патологией, сопутствующими патологиями развития, речевой, перцептивной, коммуникативных сфер в разной степени выраженности и интеллектуальным недоразвитием. В последнее время встречаются все более тяжелые сочетанные формы.
В основе имеющих место при детском церебральном параличе нарушений лежит патология подкорково-стволовых отделов мозга. Если данным нарушениям сопутствует вариант психического дизонтогенеза на первый план выходят более значимые нарушения произвольности и целенаправленности познавательной деятельности: отсутствие или нестойкость установки (мотивации) на познавательную деятельность, трудности планирования заданной психической операции, нестойкость произвольного внимания и контроля. Эти стороны сознательной деятельности, как известно, обеспечиваются, прежде всего, работой лобных и лобно-подкорковых мозговых систем.
Таким образом, разнообразие речевых расстройств у детей с ДЦП, обучающихся по программе VIII вида, определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речевой функции, что еще более усложняет картину нарушений речи при интеллектуальном недоразвитии. Однако отсутствует явная, непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта, уровнем развития речи и степенью выраженности моторных нарушений.
Среди детей с ДЦП, обучающихся по программе VIII вида, встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью. Но в основном, уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей с ДЦП гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.
У детей с церебральным параличом, обучающихся по программе VIII вида оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль над собственной речью.
Сложность и многофакторность патогенетических механизмов речевых нарушений у учащихся с органическим поражением ЦНС требует комплексного подхода в диагностике и коррекции. Нарушения речи у умственно отсталых детей с ДЦП имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе.
Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на эту картину. Для логопеда, безусловно, важными являются анамнестические сведения о ходе раннего психомоторного и речевого развития ребенка, и эти сведения нужно постараться собрать максимально тщательно.
В первую очередь необходимо получить последние данные врачей-специалистов о форме ДЦП, состоянии интеллекта, состоянии слуха, состоянии носоглоточной и ротоглоточной областей, состоянии зрения, состоянии опорно-двигательного аппарата ребенка. Тесное сотрудничество логопеда с неврологом обеспечивает эффективность коррекционного воздействия. Логопед использует и опирается на данные аппаратурных исследований и сведения о проводимой фармакологической терапии в ходе логопедического обследования, при постановке логопедического диагноза, и в дальнейшей коррекционной работе.
Знание причин и механизмов формирования нарушений ЦНС, лежащих в основе дизонтогенеза, позволяет адекватно провести диагностику, выстроить индивидуальный маршрут коррекции, т.е. оказать своевременную помощь ребенку в преодолении трудностей развития двигательных, перцептивных, речевых, интеллектуальных и коммуникативных функций. Этим и обусловлена необходимость совершенствования методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с церебральным параличом и интеллектуальным недоразвитием, позволяющих объективно оценивать резервы и возможности компенсации в ЦНС.
Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП и интеллектуальной недостаточностью обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями, а с другой, моторной недостаточностью.
У многих учащихся имеет место недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития; у других учащихся, особенно у детей младшего школьного возраста, кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства (дизартрии, различной степени выраженности, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание). Особенность речевых расстройств у детей с ДЦП, обучающихся по программе VIII вида состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект. У этих детей медленно, с большой задержкой, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно. Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, опираясь на интонации, жесты и мимические движения. В результате обучения и коррекционного воздействия происходит развитие речи, однако, ее понимание в конечном итоге определяется личным опытом. Экспрессивная речь, как правило, представлена отдельными словами или короткими предложениями. Словарный запас у учащихся беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.
Дизартрия является речевым симптомом ДЦП, поэтому произносительная сторона речи детей, обучающихся по программе VIII вида, дефектна, почти лишена модуляций; в речи имеются нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. Используя наиболее употребительные предлоги, дети путают, заменяют их. Большинство учащихся используют свою речь в коммуникационных целях, но также есть случаи, когда речь не появляется вовсе, что связано с поражением речевых зон коры головного мозга.
У всех детей с данной патологией развития нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Поэтому постоянно следует поддерживать у ребенка интерес занятиям и выполнению заданий путем воздействия на его эмоциональную сферу.
Коррекционная работа всегда начинается с развития сенсорной сферы. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается значительно нарушенной. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха, нарушения тактильной чувствительности. Вследствие этого предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. По этой причине нет умения выделять детали или особенности воспринимаемых предметов, сравнивать их. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности. В результате дети самостоятельно не ориентируются в ситуации. Поэтому на занятиях педагогом постоянно используется организующая или направляющая помощь.
У данной категории детей запас сведений и представлений об окружающем мире весьма ограничен. Учащиеся с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у детей конкретное, непоследовательное, часто тугоподвижное. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне. Часто дети совершенно не способны оперировать отвлеченными понятиями. Учащиеся не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль. Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки порой удается только с помощью наводящих вопросов, опорных слов или словосочетаний. Чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Часто дети не могут расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего. Суждения учащихся бедны и, как правило, являются повторением услышанных и запомненных фраз.
Многие учащиеся с ДЦП, обучающиеся по программе VIII вида усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, вызывает большие трудности. Дети воспринимают текст фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Учащиеся усваивают материал неосознанно, механически, смысловые связи не устанавливаются.
Таким детям необходим постепенный, четко последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности детей и трудностями моторной реализации действий любого уровня. Необходимо максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности. Так, например, в работе над звукопроизношением используется и зрительный показ артикуляции, и опора на кинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя, и кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука.
Также широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения.
В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Характерной особенностью является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.
Еще одной особенностью логопедической работы в условиях школы VI вида с детьми, обучающимися по программе VIII вида, является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на более простые задачи. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале, т.к. одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения учащимися. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков детям необходим индивидуальный темп работы, учитывающий психофизические особенности каждого ребенка.
Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Учащиеся коррекционных классов VIII вида - это дети, для которых характерен основной общий недостаток - нарушение сложных форм познавательной деятельности. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Показ на экране монитора крупных, красочных изображений, карт, таблиц, схем, адаптированных с учетом познавательных особенностей детей, оказывает положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых объектах или явлениях. Опыт работы показывает, что использование на уроках информационных технологий позволяет формировать у учащихся более высокий уровень навыков самостоятельной работы, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Также применение информационных технологий на логопедических занятиях позволяет формировать более высокую степень мотивации, увеличить долю самостоятельной работы, повышает интерес к процессу обучения. В настоящее время существует множество коррекционно-развиваюших и обучающих компьютерных программ, которые можно успешно использовать в работе с детьми с ДЦП, обучающихся по программе VIII вида.
Важнейшее значение в логопедической коррекционной работе с детьми с церебральным параличом и интеллектуальной недостаточностью имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, степень недоразвития речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.
Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.
В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались изолированно, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.
Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу методов смежных с логопедией наук. Межпредметные связи с нейропсихологией, лингвистическими науками позволяют расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка. Связи с педагогикой, методиками обучения родному языку, возрастной психологией помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.