Методика изучения нумерации многозначных чисел
на уроках математики в коррекционной школе
Соловьева Лидия Павловна
План:
- Причины выделения многозначных чисел в особый концентр.
- Подготовительная работа к изучению нумерации.
- Методика изучения нумерации многозначных чисел.
Причины выделения многозначных чисел в особый концентр:
- Многозначные числа обозначаются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и на понятие класса.
- Арифметические действия над многозначными числами выполняются с использованием устных и письменных приёмов вычисления. Выработка осознанных и прочных знаний письменных вычислений – одна из основных задач изучения действий над многозначными числами.
- Идёт формирование понятия о новой счётной единице - 1000 как единице второго класса. Опираясь на понятие числа, научить считать и записывать многозначные числа.
- Обобщить знания детей о нумерации многозначных чисел.
Подготовительная работа:
- Повторить и закрепить соотношение известных разрядных единиц, десятичный состав трёхзначных чисел, натуральную последовательность чисел в пределах 1000, принцип записи трёхзначных чисел. С этой целью включить такие задания: 1) сколько единиц в одном десятке?; сколько десятков в сотне? 2) на сколько 1 сотня меньше 1 тысячи? 3) во сколько раз 1 десяток меньше 1 единицы? 4) во сколько раз 1 десяток меньше 1 сотни? 5) как по-другому назвать десяток мм.?; сто см.? 6) какое число состоит из 7 сотен и 5 десятков, из двух единиц третьего разряда двух единиц второго разряда двух единиц первого разряда? 7) вызвать интерес к большим числам.
Изучение нумерации начинают с повторения как можно получить тысячу: присчитывая по 1, начиная с 995, учащиеся выписывают ряд чисел до 1000. Дети устанавливают, что после наибольшего трёхзначного числа идёт первое само маленькое четырёхзначное – 1000.
10 ед. – 1 дес. *
10 дес. – 1 сот.
10 сот. – 1тыс.
Учитель поясняет, что тысячи можно считать как простые единицы и группировать их в десятки и сотни.
10 ед. тыс. – 1 дес. тыс.
10 дес. тыс. – 1 сот. тыс.
10 сот. тыс. . – 1 тыс. тыс.
Расположить столбиком рядом с *. Это поможет детям увидеть сходство в образовании и назывании чисел.
Затем идёт работа с нумерационной таблицей. Учитель даёт пояснения или дети читают по учебнику о том, что единицы, десятки, сотни образуют первый класс или класс единиц.
Единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч образуют второй класс – класс тысяч. Полезно сравнить 1 и 2 классы, установить их сходство и различие. В каждом классе по три разряда, единицы каждого разряда в 10 раз больше предыдущего, но в 1 классе считают и группируют единицы, а во 2 классе – тысячи. Работая по нумерационной таблице, основное внимание надо обратить на особенность записи чисел 2 класса. 3 нуля на конце обозначают отсутствие единиц 1, 2, 3, разряда, т.е. отсутствие единиц 1 класса, но не отсутствие самих разрядов или класса, как говорят дети.
Рассматривается десятичный состав чисел 2 класса. В результате выполненных упражнений дети убеждаются, что числа 2 класса образуются из тысяч точно так же, как числа 1 класса из единиц. При изучении чисел 2 класса добавляют слово «тысячи», а на письме пишут в классе тысяч, т.е. пишут цифрами на 4-м, 5-м, 6-м местах, считая справа налево.
Далее приступают к изучению нумерации многозначных чисел, состоящих из единиц 1 и 2 класса. На таблице число 623000. После выяснения значения трёх нулей в записи числа к нему прибавляют число первого класса 168. Карточки с цифрами, обозначающими число 1 класса, помещаются прямо на нули в записи числа 2 класса. Это даёт возможность наглядно иллюстрировать запись чисел с нулями 623107, 623120, 623027. Аналогично рассматривается ещё несколько многозначных чисел. Учащиеся читают многозначные числа, записывают их сначала в таблицу разрядов, а потом и без неё. Для закрепления умения читать и записывать многозначные числа полезно сразу же включить упражнения, обратные первым, на замену многозначного числа суммой чисел 1 и 2 класса. 35708 = 35 тыс. + 708; 400009 = 400 тыс. + 9.
Далее не только читают, записывают многозначные числа, но и более подробно останавливаются на десятичном составе чисел, а также на их натуральной последовательности. 600040 разобрать по составу: 600 ед. второго класса и 40 ед. первого класса. Пишу сначала 600 тысяч, т.к. отсутствуют сотни - на их место пишу 0, а затем пишу 40. Или на счётах: здесь 6 ед. 6 разряда – откладываю 6 на 6 проволоке, и 4 ед. – на 2 проволоке.
1 000 –9 999
10 000 – 99 999
100 000 – 999 999
1 000 000 – 9 999 999
Закреплению знаний помогают упражнения в преобразовании натуральных чисел и величин, замена мелких единиц крупными и обратно. Заменяя единицы десятками, учащиеся поясняют преобразование: 50 = 5 дес.; 100 = 10 дес.; 120 = 10 дес. + 2дес.; 1120 = 100 дес. + 10 дес. + 2 дес.
Чтобы узнать, сколько десятков содержится во всём числе, надо отбросить в нём единицы и прочитать оставшееся число. Чтобы узнать, сколько сотен содержится во всём числе, надо отбросить единицы и десятки и прочитать оставшееся число.