Материалы олимпиады по русскому языку
среди 5 – 6 классов коррекционных школ YII вида
Олимпиада проводилась на базе 522 школы Адмиралтейского р-на г. С-Пб в 2011-2012 учебном году. Автор представленных материалов учитель Циколия Т.Н.
1 тур олимпиады (внутришкольный)
- Согласование на уровне администраций школ. В результате выявлены школы, изъявившие желание принять участие в олимпиаде: №522 Адмиралтейского р-на ( YII вида) - школа-организатор олимпиады, школа №5 Адмиралтейского р-на (Y вида), школа-интернат №2 Адмиралтейского р-на (Y вида), школа № 656 Курортного р-на ( YII вида), школа №561 Калининского р-на (YII вида), школа №609 Красногвардейского р-на (YII вида), школа№663 Московского р-на (YII вида), школа №81 Калининского р-на (YII вида), школа-интернат №67 г. Пушкин (YII вида), школа №439 Петродворцового р-на (YII вида), школа № 480 Кировского р-на (YII вида).
- В декабре 2011г. в каждую из школ были высланы задания 1 тура для 5 классов и для 6 классов (приложение 1). Каждый участник выполнял 15 заданий. Все задания по уровню сложности были разделены на три группы: для первых 5 заданий максимальный балл – 1; для следующих 5 заданий максимальный балл – 2; последние 5 заданий набирали максимальное количество – 3 балла. Итого максимальное количество баллов по всем заданиям равнялось 30
- Внутри школ были выявлены победители по каждой параллели в количестве 3 человек и списки победителей получены школой – организатором олимпиады в конце декабря – начале января на уровне администраций школ.
2 тур олимпиады (межшкольный).
- Для подготовки второго тура были составлены и распечатаны для всех участников второго тура задания однотипные с заданиями первого тура, но более сложные (приложение 2).
- Были составлены списки участников второго тура и каждому был присвоен шифр (приложение 3)
- Участники были разделены на группы, в жюри которых не были представлены учителя данных учеников. (приложение 4). Детям выдавались по списку листы с шифром вместо фамилии.
- В день олимпиады был организован просмотр мультфильмов в актовом зале для освободившихся участников, и детям были предложены печенье и напитки.
- В каждом жюри были подсчитаны баллы в сдаваемых работах. Для удобства в каждую группу были переданы правильные решения (приложение 5). В каждой группе были заполнены протоколы - таблицы (образец в приложении 6)
- Подведение итогов олимпиады было проведено сразу после этого. Работы, набравшие большее количество баллов, были дешифрованы, и детям были объявлены фамилии победителей олимпиады. Затем был подписан общий протокол представителями школ-участников. Ни одной претензии по поводу организации олимпиады не было.
Приложение 1
5 класс. Школьный этап олимпиады по русскому языку 5-6 классов коррекционных общеобразовательных школ 2011-2012 учебный год
ШИФР
Задания, оцениваемые в 1 балл.
1.Укажи в скобках, какой частью речи являются выделенные слова.
Из-за холодных утренних рос ( ) хлеб медленно рос( ). Посадила мама в печь ( )пироги с капустой печь ( ).
2. Подчеркни члены предложения и укажи части речи.
Мама накрыла белоснежной скатертью обеденный стол.
3. Сколько звуков ш в стихотворении?
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревни Пешки до деревни Ложки.
4. Замени фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке. Рукой подать. Повесить нос. С гулькин нос. Куры не клюют.
Слова для справок: много, близко, медленно, грустить, маленький.
5. Запиши, раскрыв скобки.
Хорошее слово (до)сердца (до)йдет. Какая (до)сада, не дошел (до)сада.
Задания, оцениваемые в 2 балла.
1. Подбери как можно больше однокоренных слов к слову дом
2. Запиши слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова», орфограмму обозначь.
3. Выдели в словах приставку над-, если она есть.
Надомный, надкусить, надоел, надвязать, надежда, надавить, надводный.
4. Обозначь состав слов:
олень торопливость загорали наладчик огурчик
5.Расставь ударения в словах: Алфавит, крапива, ремень, щавель, километр.
Задания, оцениваемые в 3 балла.
1.Запиши слово, в котором звуков меньше, чем букв.
2.Какое слово получится, если взять приставку в слове послушал,корень в слове рядок,суффикс в слове бутылка и окончание в слове шалаши.Запиши это слово.
3.Составь словосочетания, в которых слова часовойи столовая являлись бы сначала именами существительными, а затем именами прилагательными.
4. Замени синонимами устаревшие слова. Очи, чело, ланиты, уста, перст, глаголет, десница.
5. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово. Составь на основе пяти данных слов пять новых.
Перс. Волос. Ласка. Майка. Сосна. Круто.
6 класс. Школьный этап олимпиады по русскому языку 5-6 классов коррекционных школ 2011-2012 учебный год
ШИФР
Задания, оцениваемые в 1 балл.
1.Укажи в скобках, какой частью речи являются выделенные слова. На берегу( ), я берегу( ), теплая печь( ), хлеб печь( ).
2. Подчеркни лишнее слово по типу склонения. , Мама, папа, дядя, отец. Путь, весть, лесть, речь.
4. Замените синонимами заимствованные слова. Трасса, дискуссия, фиаско, шеф, авеню.
3. Выпиши сначала грамматическую основу предложения и затем словосочетания.
Сухие листья все сильнее разгораются в опустевшем тихом саду, весело трещат и ярко пылают.
5. Добавь где надо – ь. Подстереч…, луч…, у дач…, богач…, сбереч…, тягач…, ноч…, запряч…, доч…, усач…, испеч…, реч…, вещ…, клещ…, идеш…, чуш…, поёш …
Задания, оцениваемые в 2 балла.
1. Сколько общих звуков в словах серп и перс?
2. Как ты понимаешь выражения? Держать язык за зубами. Сидеть сложа руки. Витать в облаках. Из мухи делать слона.
3. Подбери как можно больше (но не меньше 5) однокоренных слов к слову конь.
4. Выдели в словах приставку, если она есть. Высота, выдра, вынести, домашний, доброта, докрасна, забег, зал, завить, загадка, зайчик, посмотрел, полевой, подарок, полка.
5.Расставь ударения в словах: Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивее, хвоя, приговор, средства, добыча, документ.
Задания, оцениваемые в 3 балла.
1. Составь словосочетания, в которых слова кипеть, золотой, груша будут употреблены в переносном значении.
2. Подбери 2 существительных, 2 прилагательных и 2 глагола, чтобы в каждом из них были приставка, корень, суффикс и окончание.
3. Найди и подчеркни лишнее слово в ряду синонимов. Страна, родина, отечество, отчизна.
4. Каждое словосочетание замени одним словом с суффиксом, суффикс выдели.
Человек, который любит шутить. Житель Москвы. Свойство доброго человека. Человек, который богат на выдумки. Женщина-повар. Музыкант, играющий на скрипке. Специалист в области науки химии. Смелый человек. Жадная девочка.
5. Устраните ошибки, запишите предложения в исправленном виде.
1) Мальчик ел мороженое и таял во рту. 2) В классе на стене висит картина, двадцать одна парта, стол и стул. 3) Этот значок в моем гербарии занимает почетное место.
Приложение 2
5 класс. Второй тур олимпиады по русскому языку 5-6 классов коррекционных общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга, 2011-2012 учебный год. (Максимальное количество баллов – 30) ШИФР
Задания, оцениваемые в 1 балл.
1.Укажи в скобках, какой частью речи являются выделенные слова.
Мы стали( ) работать лучше. Коньки сделаны из стали( ). Кто без кисти и белил( ) крыши города белил ( )?
2. Подчеркни члены предложения и укажи части речи.
Закружились счастливые друзья в новогоднем танце.
3. Найдите ошибку в употреблении слова, оставьте правильны варианты. надеть одежду одеть Надежду одеть пальто надеть платье
4. Подчеркнитеслова, которые являются однокоренными со словом вода? Водолей заводной водитель провод водрузить 5. Что в толковом словаре раньше, нужное слово подчеркни:
зима или весна
обед или ужин
час или минута
прыжок или прыгать
Задания, оцениваемые в 2 балла.
1. Какие слова получаются, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими? Кора, слой, шар, толк, cверь
2.Запиши слова с орфограммой «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».
3. Из четырех приведенных ниже слов только одно имеет единственное значение, а каждое из остальных трех многозначное. Какое же слово имеет единственное значение? 1.полька 2.француженка 3.чешка 4.финка
4. Какое слово получится, если взять приставку в слове отбежал,корень в слове метить,суффикс в слове книжка и окончание в слове сказка.Запиши это слово.
5. Слова рыбак, простак, чужак, казакоканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается. Найди его и подчеркни.
Задания, оцениваемые в 3 балла.
1.Запиши слово, в котором звуков меньше, чем букв, а затем слово, в котором звуков больше чем букв.
5. Поставь необходимые запятые.
Вот и солнце встает Из-за пашен блестит За морями ночлег свой покинуло На поля на луга на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.
3. В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм.
1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.
3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.
4. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки (ненужное зачеркните)
Воспоминания ст…рожила, (а,о)ккуратная надпись, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, ув…дающие цветы.
5. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово. Составь на основе пяти данных слов пять новых.
Колос. Товар. Актёр. Роман. Каприз.
6 класс. Второй тур олимпиады по русскому языку 5-6 классов коррекционныхобщеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга, 2011-2012 учебный год.
(Максимальное количество баллов – 30) ШИФР
Задания, оцениваемые в 1 балл.
1.Подчеркни главные члены предложения и выпиши словосочетания с вопросами.
Под легким порывом знойного ветра ласковое море улыбалось небу.
2. Подберите имена прилагательные к словам 1. Тюль 2. Кофе 3. Какао 4. Какаду
3. Устраните ошибку, запишите предложение в исправленном виде. Этот человек имел самые широчайшие возможности для творческого труда.
4. В каком слове ударение падает на первый слог? Каучук. Маляр. Силос. Партер. Звонит.
5. В какой из пар рифмы нет?
Алфавит – позвонит; Повод – газопровод; Документ – инструмент;
Завидно – обидно; Каталог – некролог
Задания, оцениваемые в 2 балла.
- Выделите окончания в словах: Озеро прозрачно заячий крик вычитаем слагаемое странное явление пить чай 2. Запиши слова с орфограммой «Буквы и-ы после ц».
3.В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм. Ходить по острию ножа, бить баклуши, гонять лодыря, валять дурака. Повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный. Оставить в дураках, кот наплакал, оставить с носом, обвести вокруг пальца.
4. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово. Составь на основе шести данных слов шесть новых.
Товар. Актёр. Роман. Кукла. Каприз. Смола.
5. Подбери слова, такие же по составу: прибрежный, столик, пень, порыв
Задания, оцениваемые в 3 балла.
1. Составь словосочетания, в которых слова золотой и бежать будут употреблены сначала в прямом, а затем в переносном значении.
2. Подберите синонимы к следующим словам: энергичный, бережливый, близко , бой , врач, линия
3.Установите соответствие имени прилагательного и морфологического разбора: 1.мраморного 2.высочайшего 3.прекрасны 4.волчьему 5.белого
Качественное, краткая форма мн.ч.. Качественное, ед.ч., м.р., р.п. Качественное, превосходная степень, ед.ч., м.р., р.п. Относительное, ед.ч., м.р., р.п. Притяжательное, ед.ч., м.р., д.п.
4. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, зачеркнув ненужное.: Воспоминания ст…рожила, (а,о)ккуратная надпись, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус…ная речь, ув…дающие цветы
5. Поставь необходимые запятые. Вот и солнце встает Из-за пашен блестит За морями ночлег свой покинуло На поля на луга на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.
Приложение 3
Шифры, присвоенные работам участников второго тура олимпиады. (в скобках – результаты 1 тура, переданные школами) - образец
Пятые классы (29 человек)
Школа № 656 Дорофеев Алексей 5-25 Воронков Никита 5-26
Школа №561 Сомов Андрей(14) 5-18 Антонов Денис(13) 5-19 Суконников Максим(12) 5-20
Школа-интернат №67 Грищенко Даниил(28) 5-7
Школа №439 Сердюк Александр(15) 5-11 Рыжова Надежда(11) 5-12 Новиков Слава(9) 5-13
Школа №522 Золоторев Алексей(21) 5-14 Колдор Элен(20,5) 5-15 Кочарян Георгий(16) 5-16 Демин Алексей(16) 5-17
Школа-интернат №2 Казаков Никита(25) 5-1 Ладугин Евгений(25) 5-2 Балуев Дмитрий(21,5) 5-3
Приложение 5
РЕШЕНИЯ
Второй тур олимпиады по русскому языку 5-6 классов коррекционных общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга, 2011-2012 учебный год.
6 класс Задания, оцениваемые в 1 балл.
1.Подчеркни главные члены предложения и выпиши словосочетания с вопросами.
Под легким порывом знойного ветра ласковое море улыбалось небу. _ _море (какое?)ласковое; улыбалось(чему?)небу, улыбалось (почему? или под чем?) под порывом; под порывом (каким?) легким; под поывом (каким? или чего?)ветра
2. Подберите имена прилагательные к словам Тюль новый 2. Кофе горячий 3. Какао сладкое 4. Какаду взрослый Пенальти красивый
3. Устраните ошибку, запишите предложение в исправленном виде. Этот человек имел самые широчайшиевозможности для творческого труда. 1. Самые широкие 2. Широчайшие
4. В каком слове ударение падает на первый слог? Каучук. Маляр. Силос. Партер. Звонит.
5. В какой из пар рифмы нет?
Алфавит - позвонит
Повод - газопровод
Документ – инструмент
Завидно – обидно
Каталог – некролог
Задания, оцениваемые в 2 балла.
- Выделите окончания в словах:
Озеро прозрачно заячий крик0 вычитаем слагаемое странное явление пить чай0
2. Подберите синонимы к следующим словам:
энергичный - деятельный ,сильный бережливый –экономный близко - рядом бой –сражение, битва , врач - доктор, линия –черта
3.В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм. Ходить по острию ножа, бить баклуши, гонять лодыря, валять дурака. Повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный. Оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.
4. Анаграмма - перестановка букв в слове, создающая новое слово. Составь на основе шести данных слов шесть новых.
Товар. Актёр. Роман. Кукла. Каприз. Смола (отвар, терк , норма, кулак, масло)
5. Подбери слова, такие же по составу: прибрежный- заморский-нетающий; столик – рыбка-летчик; пень –лось-дом; порыв – загар- нажим.
Задания, оцениваемые в 3 балла.
- Составь словосочетания или предложения, в которых слова золотой и бежит будут употреблены сначала в прямом, а затем в переносном значении. Золотой браслет. Золотой характер. Бежит быстро. Время бежит.
- Запиши слова с орфограммой «Буквы и-ы после ц». Цыган, цирк, цыпленок, огурцы.
3.Установите соответствие имени прилагательного и морфологического разбора: 1.мраморного 2.высочайшего 3.прекрасны .4волчьему 5.белого
3. Качественное, краткая форма мн.ч.. 5. Качественное, ед.ч., м.р., р.п. 2. Качественное, превосходная степень, ед.ч., м.р., р.п. 1. Относительное, ед.ч., м.р., р.п. 4. .Притяжательное, ед.ч., м.р., д.п.
4. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, зачеркнув ненужное.
Воспоминания ста…рожила, (а, о)ккуратная надпись, об(а,о)ятельня улыбка, чу…вствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, запе…вать в хоре, объ…еди…ниться в группу, уст…ная речь, увя…дающие цветы
5. Поставь необходимые запятые. Вот и солнце встает, Из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.
Приложение 4 (образец)
5 кл.Список участников олимпиады по русскому языку
Казаков Никита |
Школа-интернат №2 Адмиралтейского р. |
Ладугин Евгений |
Школа-интернат №2 Адмиралтейского р. |
Балуев Дмитрий |
Школа-интернат №2 Адмиралтейского р. |
Каттель Анастасия |
Школа №5 Адмиралтейского р-на |
Иванова Ксения |
Школа №5 Адмиралтейского р-на |
Дмитриев Марк |
Школа №5 Адмиралтейского р-на |
Грищенко Даниил |
Школа-интернат №67 г.Пушкин |
Павленко Михаил |
Школа №81 Калининского р-на |
Полищук Егор |
Школа №81 Калининского р-на |
Трубачина Полина |
Школа №81 Калининского р-на |
Ырызбаева Зарина |
Школа №59 Приморского р-на |
Шульц Екатерина |
Школа №59 Приморского р-на |
Садикова Виктория |
Школа №59 Приморского р-на |
Жюри: Школа №561, школа №439, школа №609, школа №663
Список участников олимпиады по русскому языку
Сомов Андрей |
Школа №561 Калининского р-на |
Антонов Денис |
Школа №561 Калининского р-на |
Суконников Максим |
Школа №561 Калининского р-на |
Суслов Прохор |
Школа №609 Красногвардейского р-на |
Абдуллаева Айдан |
Школа №609 Красногвардейского р-на |
Карху Кирилл |
Школа №609 Красногвардейского р-на |
Митина Светлана |
Школа №609 Красногвардейского р-на |
Дорофеев Алексей |
Школа №656 Курортного р-на |
Воронков Никита |
Школа №656 Курортного р-на |
Жюри: Школа №5 , школа №81, школа-интернат №67