Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Работа учителя-логопеда с родителями учеников коррекционной школы

 

VIIIвида

 

Венценосцева Елена Валентиновна, учитель-логопед

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIIвида)

№ 502 Кировского района Санкт-Петербурга

 

Каждый учитель-логопед знает: без сотрудничества с родителями, без их активной, действенной помощи не приходится надеяться на хорошие, стойкие или вообще какие-либо результаты в коррекционной работе с детьми.

 В чём состоит трудность работы учителя-логопеда с родителями детей, обучающихся в коррекционной школе VIIIвида? Дело в том, что, во-первых,  речевое нарушение, даже будучи достаточно серьёзным, не является первичным в структуре дефекта ребёнка с умственной отсталостью. На первый план выходят интеллектуальные нарушения, трудности в освоении учебного материала, отставание познавательных интересов. Многих родителей волнуют проблемы с обучением, и они мало внимания обращают на речь, зачастую не понимая, что без сформированных речевых навыков (звукопроизносительных, лексических, грамматических) нет и не может быть полноценного обучения. Логопедическая работа кажется некоторым родителям чем-то несущественным, неважным, не особенно нужным, потому что часто они просто не слышат недостатков речи своих детей или не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Как однажды сказала мне одна мама про своего сына (отказываясь от логопедической помощи), что его речь – «это его неповторимое своеобразие». Потом я  несколько раз сталкивалась  с этим мальчиком и  видела, как «его неповторимое своеобразие» мешает ему в жизни и в учебе.

 Во-вторых, логопеду в коррекционной школе  организовать работу с родителями сложно ещё и потому, что работать приходится с учащимися разных классов, отличающихся как по возрасту, так  и по речевым нарушениям. Естественно, что и непосредственно с родителями в такой ситуации общаться сложнее.

В-третьих, огромное многообразие нарушений письменной речи у детей коррекционной школы VIIIвида диктуют специалисту-логопеду необходимость заниматься поддержкой формирования процессов чтения и письма, начиная буквально с первых дней пребывания в школе, что тоже не всегда получает поддержку у родителей. Им кажется, что всем этим должен заниматься непосредственно учитель класса.

 Ребёнок поступает в первый класс коррекционной школы после прохождения процедуры обследования на ПМПК, часто потерпев неудачу при обучении в массовой школе. Для родителей это серьёзное испытание. Им бывает трудно примириться с тем, что их ребёнок имеет особые образовательные потребности, что он не такой, как все. На этом этапе роль учителя-логопеда поистине неоценима: именно логопед может доходчиво объяснить родителям, что их ребёнок, прежде всего, нуждается в помощи и если он эту помощь получит, то сможет адаптироваться в жизни и занять в ней своё место. Вот поэтому работа с родителями имеет приоритетное значение в нашей педагогической деятельности. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития  их ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Мы должны сделать родителей своими союзниками. Да, нам часто кажется, что родители не могут понять простых вещей, но, может быть, это мы им плохо объясняем? Не будем забывать о том, что мы – специалисты, много лет работающие в своей области, а родители зачастую впервые сталкиваются с таким явлением, как нарушение речи, и понятия не имеют о его особенностях и последствиях. Логопед должен так построить свое общение с родителями, чтобы максимально тактично, не давя своим авторитетом, и в то же время грамотно и доходчиво убедить их в необходимости коррекционной работы, обрисовать перспективы, прогноз развития речи ребенка, взаимосвязь речи с мыслительными процессами, необходимость специальной работы над письменной речью. 

Как известно, коррекционное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно – педагогической работы с ребенком. Такой подход к коррекции речи детей в условиях специальной школы обеспечивает непрерывность коррекционного воздействия. Важнейшим условием преемственности при этом, является установление доверительного делового контакта между семьей и школой, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов.

Ни одна коррекционно–развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в  школе не созданы условия для привлечения родителей к участию в коррекционно–образовательном процессе.

Вся коррекционно–развивающая работа с семьей, для получения эффективных результатов, проводится по следующим направлениям:

  •  Первое направление - ознакомление родителей с результатами диагностики речевого и психического развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях, особенностях детей с умственной отсталостью, потребностях их развития  и не могут адекватно оценивать свои воспитательские способности и возможности.
  • Второе направление - изучение и коррекция родительских социально–психологических установок и на формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка.
  • Третье направление предполагает ознакомление родителей с содержанием коррекционно–педагогической работы в  школе.
  • Коррекционная работа в четвертом направлении предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.
  • Пятое направление предполагает активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком. Участие родителей в организации коррекционно–развивающего пространства: создание семейных альбомов, подбор фотоматериалов, изготовление поделок из различных материалов и т.п.; участие родителей в подготовке праздников и других мероприятий.

Целью и задачами коррекционно–развивающей работы по данным направлениям, которые решаются в системе взаимодействия «педагог – родитель», являются:

  • оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями речи;
  • создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в дошкольном учреждении;
  • оказание поддержки в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми, в системе взаимодействия «родитель – ребенок».

Коррекционно–развивающая работа педагогов с родителями по данным направлениям проводится параллельно и систематически и предполагает использование различных форм организации коррекционно–педагогического процесса.                             

Все эти направления реализуются в коррекционной школе через:

  1. Родительские собрания.
  2. Беседы.
  3. Консультации:
  4. по итогам диагностики;
  5. по итогам коррекционного обучения;
  6. по организации работы учителя-логопеда;
  7. по использованию конкретных методов и приемов коррекции речи детей.
  8. Информационный стенд «Речевой уголок».
  9. Открытые индивидуальные  занятия.
  10. Проведение праздников.

Родительские собрания – это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у школьников с умственной отсталостью; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе самостоятельной работы с детьми.Как показывает опыт, именно составление конспекта родительского собрания связано с различными трудностями. Иногда логопед не умеет грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Поэтому логопеду стоит сначала самому хорошо разобраться в проблеме, которую предстоит преподнести слушателям, подготовиться заранее к мероприятию. При подготовке целесообразно составить развернутый план, тезисы, подобрать яркие, показательные речевые примеры, составить собственные вопросы и т. д.

Лучше начинать учебный год со встречи, на которой необходимо  познакомить родителей с общими результатами диагностики состояния речи учащихся, обратить их внимание на то, кто из детей в первую очередь нуждается в посещении логопедических занятий. По результатам диагностики (после родительского собрания) можно провести также индивидуальные консультации с родителями: во-первых, с теми, чьи речевые нарушения вызывают у логопеда наибольшую обеспокоенность; а во-вторых, с теми, у кого есть вопросы по этому поводу.

В 1-м и 2-м классах целесообразно, на мой взгляд, вести индивидуальные тетради на каждого ребёнка, в которых можно записывать задания на выходные и рекомендации родителям по формированию устной и письменной речи. Поэтому для родителей учеников этих классов целесообразно провести консультацию на тему: «Как работать по заданию логопеда?».

В ходе этой встречи родителям нужно объяснить важность правильного, четкого и систематического выполнения упражнений на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений, заданий на развитие памяти, внимания, мыслительных операций на материале логопедических занятий.  Родителям нужно объяснить, для чего выполнять те или иные упражнения именно их ребёнку, зачем нужно проговаривать слоги, слова, предложения, какую цель имеют задания, связанные с письмом,  и донести до их сознания мысль о необходимости постоянного контроля  над повседневной речью детей, чтением и письмом.

На последнем родительском собрании учебного года  подводятся итоги коррекционного обучения. Этому собранию предшествуют индивидуальные консультации с родителями. Нецелесообразно и неэтично обсуждать на общем собрании состояния речи и перспектив обучения отдельных учеников. На индивидуальной встрече учитель-логопед может найти слова, предназначенные для каждого конкретного родителя с тем, чтобы не травмировать его. Ведь для каждого родителя его ребенок, какие бы трудности он ни испытывал, все равно самый лучший.

В течение учебного года  необходимо проводить беседы и консультации с родителями, касающиеся организации логопедической  работы. На беседы чаще всего приходят родители детей младших классов, которые только начинают заниматься с логопедом. По мере необходимости  этим родителям назначаются  консультации, на которые они приходят по 2-3. В ходе этих консультаций можно рассказать им о важности развития мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия, работы над словарем, формировании письменной речи. Конкретная тема консультации зависит от тех трудностей, которые испытывают дети.   

К каждой консультации готовится специальное оборудование, рекомендуются учебные пособия, которые родители могут использовать для занятий с детьми. Например, говоря о развитии мелкой моторики, можно показывать родителям шнуровки, мягкие и другие мозаики,   конструкторы, трафареты,  палочки с заданиями к ним и т. д.

  Родители приглашаются на индивидуальные занятия с их детьми, чтобы они сами могли увидеть,как занимается их ребенок, какие испытывает трудности, какие делает успехи. На этих занятиях родители знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет им оказать помощь своим детям дома. После посещения таких занятий у родителей возникают вопросы. Если в начале года некоторых родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут в кабинет к логопеду с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.

То есть, такие индивидуально – практические занятия являются эффективной формой обучения родителей элементарным методам коррекционно–развивающей работы с ребенком. В процессе таких занятий у родителей формируется адекватное взаимодействие в системах «родитель – ребенок» и «родитель – педагог», повышается уровень педагогической компетентности, т.е. происходит улучшение взаимоотношений в этих системах, формирование адекватной оценки возможностей своего ребенка и т.д. И, как следствие, повышается эффективность коррекционно–развивающего процесса.

   Работая с семьей ученика коррекционной школы необходимо помнить, что   родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно–педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно будут построены взаимоотношения между специалистами и родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Бабина Е. И. Организационные формы сотрудничества логопеда и родителей. Сборник «Инновации в логопедическую практику». Составитель Громова О.Е. Линка-пресс, 2008.

 

2. Ковалёва И.А.Формы работы с родителями на базе логопункта в ДОУ общеразвивающего вида. Сборник Издательского Дома «1 сентября». М., 2007.

 

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Владос, М,, 1999

 

4.Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. Журнал «Дефектология». № 5, 1985.

 

5. Степанова М. А. Индивидуально–практические занятия с родителями – эффективная форма обучения родителей элементарным методам коррекционно–развивающей работы с ребенком. Сборник ТВЦ «Сфера». М., 2008.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»