с общим недоразвитием речи
Формирование общих речевых навыков у детей
Кирьянова Татьяна Фёдоровна,
учитель-логопед ГБДОУ д/с №18
Центрального района Санкт-Петербурга
Данная работа адресована педагогам, работающим в группах дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Материалы могут быть использованы учителем-логопедом в работе по формированию общих речевых навыков у детей с ОНР и стёртой дизартрией, и совершенствованию творческих навыков, а так же для общего развития ребёнка.
Актуальность проблемы по развитию общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией заключается в следующем:
- дыхательные упражнения влияют на общее соматическое состояние детей: облегчают работу сердца, способствуют нормализации нервной регуляции дыхания и ликвидации нарушений в деятельности дыхательной системы, увеличивают жизненную ёмкость лёгких, ведут к улучшению осанки.
- при формировании речевого дыхания удлиняется фонационный выдох, нормализуется дыхательная ритмика во время речевого акта.
- устранение просодических нарушений благотворно влияет на становление речевого общения дошкольников.
Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) - сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр - сами по себе вне языка ничего не обозначают, не кодируют действительности, но без них не может существовать речь: из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова. Просодемы придают соединению слов смысл предложения .
При поступлении в группу компенсирующей направленности дети прошли общее и речевое обследование. Для более полного понимания причин, вызывающих нарушения в формировании общих речевых навыков, был проведено анкетирование родителей.
В ходе обследования были выявлены следующие нарушения интонационной выразительности речи:
недостаточная модуляция голоса по силе и высоте;
Голос при речи тихий, иногда едва слышный, но при криках и плаче достаточно громкий. При произнесении слова по слогам, первый слог звучит громко а последние – тише, иногда даже беззвучно, на дополнительном вдохе.
нарушения тембра;
Голос глухой, хриплый, резкий, напряженный, дрожащий.
недостаточная координация в движениях дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;
Дыхание расстроено: вдох резко укорочен, выдох - недостаточно дифференцирован. Выдыхаемая струя слабая, рассеянная. Значительная часть детей вдыхает перед каждым звуком, слогом слова. У детей наблюдаются непроизвольные движения - или резко замедленные, или резко ускоренные: непроизвольный смех, плач, застывание в определенной позе, скованность, бледность. Характерной особенностью детей со стёртой дизартрией является: снижение тонуса мимических, жевательных и других мышц лица, мимика маловыразительна, дети едят неряшливо, не любят твердую, и жидкую пищу.
нарушения мелодической организации высказываний;
Речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных, побудительных высказываний.
трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
нарушение темпа и ритма речи;
Темп речи ускоренный или замедленный. Ритм речи скандированный или растянутый.
По итогам обследования были выбраны основные направлениями коррекционной работы по формированию речи у детей с общим недоразвитием и стёртой дизартрией:
- постановка дыхания;
- развитие фонационного (речевого) дыхания;
- усвоение артикуляций отдельных звуков речи;
- координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
- развитие силы голоса, развитие высотного диапазона голоса;
- усвоение ритма слова (слогоразделение);
- совершенствование темпо-ритмической организации высказывания;
- приобретение навыка в модулировании отдельных просодем;
- развитие мимики и выразительности движений;
- развитие способности понимать и выражать различные эмоции;
- формирование восприятия и воспроизведения по образцу основных типов высказывания: повествовательного вопросительного, побудительного.
- использование детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях общения в процессе коммуникации.
В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции, голоса, просодических компонентов речи осуществляется в рамках работы по формированию общих речевых навыков.
РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ.
Лучшим средством развития речевого дыхания служит произнесение гласных звуков, сонорных и фрикативных согласных, слогов, слов, фраз. Достаточно того, чтобы перед ребёнком ставились определённые задачи, связанные с различного рода дыхательными играми, длительным произнесением гласных, произнесением ряда слогов, целых слов и фраз на одном выдохе. При этом сами собой определяются тип и способы дыхания, которые более всего соответствуют телесной конституции ребёнка.
В первые недели обучения обычно практикуются разнообразные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Цель этих упражнений – научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко и слитно произносить слова и фразы.
Для развития силы и длительности выдоха следует воспользоваться такими упражнениями, как сдувания со стола комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечи на расстоянии струёй выдыхаемого воздуха, катание по столу карандашей, катушек и т.п.
Для развития способности давать плавный выдох и регулировать его силу, что является уже более сложной задачей и требует тонкого управления дыхательными движениями. Можно рекомендовать такие упражнения, как поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов, поддувание бумажных фигурок, при котором они не перевёртываются и не падают со стола, пускание мыльных пузырей.
Уже в первые недели полезно проводить дыхательные упражнения в связи с протяжным произнесением гласных и многократным повторение элементарных слогов на одном выдохе, например: папапа, татата.
Хорошим материалом для работы над длительностью выдоха служат прямой и обратный счёт, перечислением дней недели, месяцев; наращивание предложений «Мы были в кино – Вчера мы были в кино – Вчера вечером мы были в кино…»
Требуя от детей произнесения на одном выдохе ряда слогов, длинных слов или фраз, нужно, с одной стороны, следить за тем, чтобы они не делали чрезмерно глубокого вдоха, не переполняли свои лёгкие воздухом, а с другой стороны, не «выжимали» его из себя до последней степени. То и другое не соответствует нормальным условиям речи и может отрицательно повлиять на качество произношения.
Неправильно также требовать, чтобы дети вдыхали только через нос, так как это противоречит требованиям, предъявляемым к дыханию при речи.
РАБОТА НАД ГОЛОСОМ.
Подготовительные голосовые упражнения должны носить игровой характер, связываться с выразительной мимикой лица, с различного рода движениями. Это способствует вызыванию у детей наиболее естественного, звучного голоса.
В качестве примерных можно рекомендовать следующие подготовительные голосовые упражнения:
- Произнесение лепетных и простейших слов, сначала по подражанию, а затем и самостоятельно, при назывании картинок, игрушек.
Упражнения полезно связывать с движениями, инсценировкой, игрой.
(Баюканье куклы. Ауканье. Поезд. Самолёты.)
2.
Произнесение ряда простейших слогов, сопровождаемое движениями. Полезно проводить под аккомпанемент музыкального инструмента.Некоторые примеры голосовых упражнений на материале отдельных звуков и слогов: (условные знаки: крупный шрифт – громкость, черта после буквы – протяжное произнесение, точка над буквой – краткое произнесение, интервалы между буквами (слогами) – раздельность).
1. Выработка звучности голоса:
Папапапа _______а _________
2. Изменение длительности гласных:
Па___ па___ па___ па па па
а___ а____ а____ а а___ а
ааа___ ааа___
3. Изменение силы голоса:
ПапаПАПАПА… папапа… папаПА____папаПА______
А___а___Аа___А___А___а___
4. Слитное и раздельное произнесение гласных и слогов:
папапапа…па па па па па ……
аоаоаоао … а о а о а о а о
5. Выдерживание тона голоса при произнесении различных гласных:
папопапо … папупапу…. папипапи…. папупи
аоаоао …. ауауау …аиаиаи…. ауиауи….
6. Выдерживание тона голоса при сочетании согласных с гласными:
ам___ а__ м__ а____ м____ а____
ум___ у___ м ___ у ____м ____ у ___
В соответствии с требованиями аналитико-синтетического метода указанные типы слоговых упражнений должны сочетаться с упражнениями на материале слов и фраз.
РАБОТА НАД ТЕМПОМ ПРОИЗНЕСЕНИЯ .
В обычной разговорной речи произносится 5-6 слогов в секунду. Работу следует начинать, конечно, с более медленного темпа. Медленный на первых порах темп служит необходимым условием успешного формирования всяких двигательных навыков. Несколько замедленный темп, полный стиль произношения необходим вначале для того, чтобы обеспечить достаточную чёткость артикуляции и тем способствовать прочному закреплению в кинестетической памяти отчётливых артикуляционных и слуховых образов слов.
Ранний переход к быстрому темпу речи часто является причиной небрежной, неточной артикуляции, «смазанной» речи. Но чрезмерная задержка на замедленном темпе предрасполагает к монотонному, послоговому, иногда и по звуковому произнесению слов. Огромную роль в формировании правильного темпа играет характер речи логопеда.
Специальные упражнения, направленные на выработку надлежащего темпа речи, сводятся, в основном, к повторному произнесению слов сначала в замедленном, потом в умеренном, затем в быстром темпе.
Из числа видов работ, направленных на формирование более быстрого темпа, можно указать следующие:
- Сопряжённое с логопедом проговаривание слов.
- Повторение за логопедом (на основе слухо-зрительного и слухового восприятия).
- Чередование медленного и быстрого произнесения слов.
-
Разучивание скороговорок и произнесение их в быстром темпе.
РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ.
Упражнения для выработки хорошей дикции:
- С короткими паузами после каждого звука произнести (прочитать) с подчёркнутой артикуляцией сначала беззвучно, затем шёпотом, тихо, громче и громко, постепенно убыстряя темп, звуки:
И-Э-А-О-У-Ы.
То же со звуками: Е-Я-Ё-Ю.
Для детей со стертой дизартрией ,при включении согласного звука в речевое сочетание, сначала соединить его с (я, е, и, ю), а затем уже с (а, э, о, у, ы): при мягких артикуляциях участвует большая и более напряжённая масса мышц языка и ротовой полости. Образуется больше мышечных колебаний и при том более сильных, благодаря чему и создаётся лучшая акустическая слышимость.
- К каждому гласному присоединить названный согласный: например, БИ-БЭ-БА-БО-БУ-БЫ. Гласные написаны. Произносим слоги, мысленно добавляя заданный согласный.
- Произносим слоги, опираясь на написанные гласные, с добавлением двух заданных согласных. Например: БИМ-БЭМ -БАМ-БОМ-БУМ-БЫМ.
Артикуляция должна быть чётко выраженной и в дальнейшем быстрой. Вначале выполнять медленно. Начинать с «пропевания» трёх гласных, постепенно удлиняя цепочку.
- Молча, перед зеркалом артикулировать все звуки, произнося таким образом слова и фразы настолько чётко, чтобы их можно было понять. Отсутствие громкого произношения делает необходимым выявление наиболее точных артикуляторных движений.
- Произнесение громко и шёпотом слов и фраз с сочетаниями: пт, тк, кх, кт, тп, тх; бд, дг, лд, нд (птица, ткач, нитка).
- Произнесение слов с усиленной артикуляцией согласных (ббык, ббор, ббанка, и так далее со всеми согласными звуками.
-
Особенно хорошо выражены ритм и форма в кратких стишках, скороговорках, пословицах, загадках.
- Произнесение скороговорок шёпотом с подчёркнутой артикуляцией.
- Произнесение одного и того же сначала шёпот ом, затем вполголоса, наконец, громко.
- Произнесение с подчёркнутой артикуляцией под такт (каждый слог сопровождается ударом или взмахом руки)
- Произнесение с постепенным ускорением, но с акцентом на каждом слоге.
- Произнесение стихотворений.
В работе над фонетическим оформлением слова органично сплетаются воедино все разделы.